Курсовая с практикой на тему «Технология коллективной творческой деятельности: требования и особенности реализации»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1.
Теоретические основы технологии коллективной творческой деятельности. 5
1.2. Понятие коллективной творческой
деятельности. 5
1.2. Требования к организации
коллективной творческой деятельности 7
1.3. Формы реализации коллективной
творческой деятельности. 9
Глава 2. Особенности реализации коллективной
творческой деятельности в условиях образовательной организации на различных
ступенях возрастного развития школьников. 16
2.1. Особенности реализации коллективной творческой
деятельности младших школьников. 16
2.2. Особенности реализации коллективной творческой
деятельности учащихся среднего звена. 20
2.3. Особенности реализации коллективной творческой
деятельности в старшем школьном возрасте. 25
Заключение. 31
Список
использованных источников. 33
Введение:
Актуальность темы.
Согласно современным
требованиям ФГОС, в процессе реализации основной образовательной программы
необходимо создавать условия благоприятного коммуникативно-личностного развития
детей. В ходе реализации коллективной творческой деятельности в образовательной
организации между детьми начинают устанавливаться конструктивные отношения. Это
важный фактор их социализации. Конструктивные отношения формируют гуманные
чувства, развивают коммуникативные навыки, способствуют позитивному отношению
детей к жизни.
Помимо этого, следует отметить важность
реализации коллективной творческой деятельности в развитии творческих
способностей учащихся. В последние годы развитие творческих способностей детей
стало весьма актуальным вопросом педагогики и психологии, что связано с совершенствованием
инноваций. Перспективному социуму необходимы квалифицированные и мотивированные
профессионалы во всех сферах жизни, и стать такими личностями способны в
основном люди с хорошими творческими способностями и развитым интеллектом. Значительное
место исследование творческих способностей детей занимают в работах Л. С.
Выготского, Л. В. Занкова, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина, Б. Д. Эльконина и
др.
К
настоящему времени отмечено, что творческие способности активно развиваются в
различных направлениях коллективной творческой деятельности. Таким образом,
тема данного исследования является актуальной и перспективной.
Возможности реализации коллективной
творческой деятельности на современном этапе значительно разнообразились
благодаря активному развитию интернет-технологий. В настоящее время
использование интернета является посильным даже для младших школьников. При
этом, как правило, учащиеся проявляют высокий познавательный интерес к
гаджетам. Поэтому коллективная творческая деятельность также может быть
организована дистанционно, что является актуальным в настоящее время в связи с
распространением вируса COVID-19.
Цель
работы: определить особенности технологии коллективной творческой деятельности
школьников на различных этапах их возрастной периодизации.
Задачи:
1. Охарактеризовать
понятие «коллективная творческая деятельность»
2. Определить
важнейшие требования к организации коллективной творческой деятельности.
3. Рассмотреть
основные формы организации коллективной творческой деятельности.
4. Определить
особенности реализации коллективной творческой деятельности на различных этапах
возрастной периодизации учащихся.
Объект
исследования: коллективная творческая деятельность.
Предмет
исследования: технология коллективной творческой деятельности.
Методы исследования: анализ научной
литературы и интернет-ресурсов, анализ педагогического опыта.
Результаты
проведённого исследования могут быть использованы в практике учителя, педагога
дополнительного образования.
Структура
работы. Данная исследовательская работа содержит в себе введение, две главы
основной части, заключение, список используемых
источников.
Заключение:
В
современных условиях планирования и организации педагогического процесса в
школьном образовании большое место уделяется анализу взаимоотношений между
детьми. Педагоги и психологи считают, что именно в школьном возрасте
закладываются основы для дальнейшей социализации. При этом большое значение
имеет организация коллективной творческой деятельности. В настоящее время к коллективной
творческой деятельности предъявляется ряд специальных требований. Так,
коллективные творческие дела должны быть безопасны для учащихся. В этом виде
деятельности должны быть задействованы все участники. КТД должны представлять
интерес для учащихся, мотивировать их к учебной деятельности и общению. В настоящее время коллективная
творческая деятельность реализуется в образовательных организациях в
разнообразных формах: спортивные дела, организаторские дела, познавательные
дела, художественные дела, общественно-полезные дела и др. В данном исследовании нами
разработаны коллективные творческие дела для учащихся различных возрастных
категорий: младших школьников, учащихся среднего звена, учащихся старшего
школьного возраста. При разработке КТД для младших
школьников нами было учтено, что на данной ступени возрастного развития игровая
деятельность имеет большое значение для формирования интереса к учёбе, к
коллективу класса. Также она развивает познавательный интерес и творческие
способности детей. В связи с этим нами было разработано коллективное творческое
дело «Путешествие пингвинов», которое содержит в себе подвижные, дидактические
и коммуникативные игры, эффективные для творческого развития учащихся. Для учащихся среднего звена большое
значение имеет формирование учебной мотивации в различных видах творческой
деятельности. В связи с этим нами разработано КТД «Наша Россия», в котором
учащимся предлагается совместное решение интересных заданий. Для учащихся старшей школы
содержание КТД меняется. Оно должно быть значимо для них, иметь значение для
последующего вступления во взрослую жизнь. В связи с особенностями учащихся
данной возрастной категории нами было разработано коллективное творческое дело
«Суд над алкоголем», в котором в театрализованной форме происходит
взаимодействие учащихся. В целом разработанные нами
коллективные творческие дела соответствуют актуальным требованиям ФГОС,
содержат в себе возможности реализации современных образовательных технологий и
могут быть использованы в практической деятельности педагогов.
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретические основы технологии коллективной творческой деятельности
1.2. Понятие
коллективной творческой деятельности Коллективная творческая деятельность (КТД) – это
форма организации деятельности детей, направленная на взаимодействие
коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, получение новых навыков
и умений.
Коллективные
творческие дела — это разнообразные виды деятельности, которые направлены на
развитие умения детей общаться и вступать в конструктивные взаимоотношения. В
КТД отражены информация, представления, впечатления детей о внешней среде,
воссоздаются социальные отношения [4, c. 37].
В коллективных
творческих делах, проводимых в образовательных организациях, проявляется и
развивается творческое воображение ребёнка, который учится оперировать
предметами как символами явления окружающей жизни, придумывает разнообразные
комбинации превращения, через взятую на себя роль выходит из круга привычной
повседневности и ощущает себя активным «участником жизни взрослых»[1, с.29].
Коллективная
творческая деятельность занимает большое место в системе трудового,
физического, нравственного, эстетического и экологического воспитания школьников
на базе образовательной организации. Она формирует различные полезные для детей
психологические качества личности, такие как умение устанавливать дружеские
отношения, решительность, ответственность, готовность к саморазвитию,
готовность к активным действиям, трудолюбие, доброту, чувство прекрасного и др.
Нередко
коллективная творческая деятельность служит поводом для сообщения дошкольникам
новых знаний, для расширения их кругозора. С развитием интереса к труду
взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются
первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это
делает КТД важным средством создания направленности личности ребенка, которая
начинает складываться в детстве [3, с.72].
Коллективную
творческую деятельность, как правило, не следует подчинять узким дидактическим
целям образовательной организации, с её помощью появляются возможности решать
основные воспитательные задачи.
Коллективная
творческая деятельность значительно увеличивает интеллектуальную активность
ребёнка, и он может решить более трудную задачу, чем во время урока.
Осуществляя КТД, дети получают навыки применения своих знаний и умений на
практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих видах совместной
деятельности открывается широкий простор для проявления фантазии и
экспериментирования. В КТД с правилами требуется мобилизация знаний,
самостоятельный выбор решения поставленной задачи [19, c.44].
В коллективной
творческой деятельности воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети
изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям,
но и отношению к труду, к людям. Часто КТД служит побудителем к работе:
изготовлению необходимых атрибутов, конструированию [22, c. 34].
Таким
образом, коллективная творческая деятельность является важнейшей деятельностью детей
и имеет большое значение для их физического и психического развития,
формирования детского коллектива в образовательной организации. При этом
задачей педагогов является организация конструктивного общения между детьми в
процессе КТД, помощь в решении возникающих конфликтов, а также в определённых
случаях – помощь в выборе сюжета и направления деятельности в зависимости от
поставленных воспитательных и образовательных целей.
Взаимосвязь
образа, действия и слова составляет стержень коллективной творческой деятельности,
служит средством отображения действительности.
Таким
образом, в структуре и содержании КТД, проводимых в условиях образовательных
организаций, необходимо учитывать возрастные и психологические особенности
детей, чтобы КТД могли стать эффективным средством для всестороннего развития
их личности и способствовали к адаптации к условиям коллектива.