Курсовая с практикой на тему Технология изучения величин и их измерений на уроках математики в начальной школе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЕЛИЧИН НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ…………………………………………. 5
1.1 Сущность и определение понятий «величина», измерение величины",
"измерительная деятельность"………………………………………………………………. 5
1.2. Психологические особенности изучения величин младшими школьниками на
уроках математики………………………………………….12
ГЛАВА II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИЗУЧЕНИЯ ВЕЛИЧИН НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ………………………… 19
2.1. Технологии изучения величин и их измерений на уроках математики 19
2.2. Анализ опыта педагогов-практиков по
проблеме изучения величин на уроках математики в начальной
школе…………………………………………………………… 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………….. 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………… 37
Приложение ………………………………………………………………………………………. 39
Введение:
Изучение
в курсе математики начальной школы величин и их измерений имеет большое
значение в плане развития младших школьников. Это обусловлено тем, что через
понятие величины описываются реальные свойства предметов и явлений, происходит
познание окружающей действительности; знакомство с зависимостями между
величинами помогает создать у детей целостные представления об окружающем мире;
изучение процесса измерения величин способствует приобретению практических
умений и навыков необходимых человеку в его повседневной деятельности. Кроме
того, знания и умения, связанные с величинами и полученные в начальной школе,
являются основой для дальнейшего изучения математики.
Однако результат обучения показывает, что дети
недостаточно усваивают материал, связанный с величинами: не различают величину
и единицу величины, допускают ошибки при сравнении величин, выраженных в
единицах двух наименований, плохо овладевают измерительными навыками. Это
связано с организацией изучения данной темы. В учебниках недостаточно заданий,
направленных на выяснение и уточнение имеющихся у школьников представлений об
изучаемой величине, сравнение однородных величин, формирование измерительных
умений и навыков, сложение и вычитание величин, выраженных в единицах разных
наименований.
Таким образом,
налицо противоречие между разработанностью методики формирования понятия
величины в курсе математики начальной школы и недостаточным уровнем
сформированности этого понятия величины у младших школьников.
ФГОС НОО
рассматривает величины как овладение основами логического и
алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи,
измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и
процессов, записи и выполнения алгоритмов.
Объект исследования – учебный процесс на уроках математики в начальной
школе. Предмет исследования — технологии
изучения величин на уроках математики в начальной школе.
Цель: выявить
педагогические условия для изучения величин младшими
школьниками на уроках математики в начальной школе.
Гипотеза исследования: формирование
предметных результатов по разделу «Величины» у младших школьников будет
успешным, если учитель:
— учитывает
психологические особенности при изучении величин;
— ориентируется в современных технологиях изучения величин в
начальной школе;
— применяет
методы и приёмы, способствующие изучению величин с младшими школьниками.
Исходя из цели и гипотезы
исследования, нами определены задачи исследования:
—
раскрыть сущность и определение понятий «величина», «измерение величины», «измерительная
деятельность»;
—
изучить психологические особенности изучения
величин младшими школьниками на уроках математики;
—
рассмотреть технологии иучения понятия величины;
—
проанализировать опыт педагогов-практиков по проблеме изучения понятия величины на уроках математики в начальной
школе.
Заключение:
В процессе написания работы была
проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по теме
«Величины» и их измерения. Изучая основы развивающего обучения, было
установлено, что:
величины, как свойства объектов,
обладают ещё одной особенностью — их можно оценивать количественно. Для этого
величину нужно измерить. Измерение — заключается в сравнении данной величины с
некоторой величиной того же рода, принятой за единицу;
величины, которые вполне
определяются одним численным значением, называются скалярными величинами.
Такими, к примеру, являются длина, площадь, объём, масса и другие. Кроме
скалярных величин, в математике рассматривают ещё векторные величины. Для
определения векторной величины необходимо указать не только её численное
значение, но и направление. Векторными величинами являются сила, ускорение,
напряжённость электрического поля и другие;
в начальной школе рассматриваются
только скалярные величины, причём такие, численные значения которых
положительны, то есть положительные скалярные величины;
измерение величин позволяет свести
сравнение их к сравнению чисел;
в ходе развивающего обучения
используются различные упражнения, задачи, вопросы, задания, развивающее
обучение имеет свою структуру, а также способы её организации, подготовка урока
при развивающем обучении тоже имеет свою структуру.
Так как развивающее обучение — это
дидактическая система, то только знания теоретических основ развивающего
обучения сможет помочь учителю в его организации. Анализ методической
литературы по вопросу использования проблемных ситуаций на уроках математики
показал, что:
развивающее обучение возможно на
уроках математики, применение развивающего обучения возможно при изучении
некоторых вопросов курса математики, разработаны развивающие упражнения,
используемые на уроках математики, по теме «Величина и её измерение», при обучении
возможны индивидуальная, коллективная и групповая формы работы учащихся.
Фрагмент текста работы:
Сущность и
определение понятий «величина», «измерение величины», «измерительная
деятельность» Древнегреческий
философ, математик и логик Аристотель, живший во II в. до н. э., писал, что «то
или иное количество есть множество, если его можно счесть; есть величина — если
её можно измерить». Это высказывание не может служить определением понятия
«величина», так как в нем не определено, что значит «счесть», а что значит
«измерить». Но в этом высказывании четко проведена грань между двумя видами
количеств и между двумя видами чисел — натуральными, используемыми для
пересчета элементов конечных множеств, и действительными, применяемыми для
выражения результата измерения.
В основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит
системно-деятельностный подход, который позволяет создать условия для
достижения социально желаемого результата личностного и познавательного
развития обучающихся. Российские ученые Л. С. Выготский, А. Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн
и др. теоретически обосновали и экспериментально
доказали, что на развитие человека, его сознание можно влиять в процессе
специально организованной деятельности. (стр. 8, Методика преподавания начального курса
математики: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / А. В.
Калинченко, Р. Н.Шикова, Е.Н.Леонович, под ред. А.В. Калинченко)
Обобщением различных попыток
определить понятие величины является система аксиом замечательного российского
ученого, академика А.Н. Колмогорова (1903–1987). В этой аксиоматике
первоначальное понятие «величина» является обобщением понятий длины, площади,
массы и т.п. Каждый род величины связан с определенным способом сравнения
физических тел и других объектов. (https://infopedia.su/24xa801.html)
Начальный курс математики, являясь органической частью
школьного курса, нацелен как на создание прочного фундамента для дальнейшего
обучения предмету, так и на практическое использование полученных знаний в
реальной жизни. (Стр4, Ахметжанова, Г.В. Методические основы изучения математики в начальной школе (в схемах): учеб. пособие / Г.В.
Ахметжанова.)
Наряду с изучением арифметического,
алгебраического и геометрического материала раскрываются понятие величины и
идея измерения величин. Учащиеся знакомятся с такими величинами, как длина,
масса, время,
скорость, расстояние, площадь. Измерение величин выполняется практически и
тесно связывается с формированием понятия числа, десятичной
системой счисления и арифметических действий, а также с формированием понятия
геометрической фигуры. (стр. 13 Ахметжанова,
Г.В. Методические основы изучения математики в начальной
школе (в схемах): учеб. пособие / Г.В. Ахметжанова.)
Многие математики такие как
И.К.Андронов, В.М.Брадис, А. И. Маркушевич и др. сходятся во мнении, что
величина — одно из основных математических понятий, возникших как абстракция от
числовых характеристик физических свойств, и является обобщением конкретных
понятий: длины, площади, массы и т.п. Выбрав одну из величин данного рода за
единицу измерения, можно выразить числом отношение любой другой величины того
же рода к единице измерения, т. е. это некоторое свойство предметов,
удовлетворяющее определенным условиям. Такое математическое понимание величины
недоступно детям младшего школьного возраста. «Подлинное происхождение и
сущность этих понятий, их взаимосвязь и взаимообусловленность остается вне
сознания подавляющего большинства школьников и, к сожалению, многих учителей»
(Л.М.Фридман). Однако избежать рассмотрения этого понятия также не
представляется возможным. Число можно рассматривать как отношение величины к
избранной мере, поэтому число не является постоянной характеристикой, оно
относительно к той единице, которая принимается за меру. Понятия «число» и
«величина» взаимосвязаны, а на более высоких ступенях абстракции практически
неразличимы. Величина, каждое значение которой может быть выражено одним
действительным числом, называется скалярной. В соответствии с государственными
образовательными стандартами в программах обучения младших школьников «Школа
России», «Гармония» и др. рассматриваются такие величины, как длина, масса,
объем, площадь, время.