Курсовая с практикой на тему Технология индивидуализации обучения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 4
Глава 1. Теоретические аспекты индивидуализации обучения. 6
1.1. Понятие «технология
индивидуализации обучения». 6
1.2. Классификационные характеристики технологий
индивидуализации обучения 23
Выводы по 1 главе. 27
Глава 2. Использование технологии
индивидуализации обучения в школьных курсах географии. 29
2.1. Особенности построения
учебного процесса по технологии индивидуализации 29
2.2. Разработка уроков с
использованием технологии индивидуализации обучения 42
Выводы по 2 главе. 52
Заключение. 55
Список используемых источников и
литературы.. 59
Приложение. 62
Введение:
В настоящее время
становятся актуальными требования к личностным качествам современного ученика –
способности самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный
поиск необходимого материала, быть творческой личностью. Федеральный государственный
образовательный стандарт ориентирован на формирование таких личностных
характеристик выпускника начальной школы, как любознательность, знание основ
обучения, умение организовывать собственную деятельность, готовность
действовать самостоятельно. Ориентация образовательного процесса на
саморазвивающуюся личность делает невозможным обучение без учета
индивидуально-личностных особенностей обучающихся, предоставляя им право выбора
способов и методов обучения.
Индивидуализация — это
процесс учета и развития индивидуально-психологических особенностей личности
учащихся во всех формах и методах школьной системы.
При этом индивидуальный
подход в процессе обучения географии решает следующие задачи:
— Создание атмосферы
заинтересованности каждого учащегося в работе класса и заинтересованности
класса в работе каждого учащегося.
— Побуждение учащихся
делать высказывания, использовать различные способы выполнения заданий, не
боясь ошибиться, получить неправильный ответ.
— Использование
разнообразных материалов (в том числе ЭОР) во время урока, что позволяет
обучающемуся выбрать наиболее важный вид и форму содержания образования.
— Оценка ученика
основывается не только на конечном результате (правильный/неправильный), но и
на процессе его деятельности.
— Стимулирование желания
обучающегося найти свой способ работы (решения задачи), проанализировать
способы работы других учеников во время урока, выбрать и освоить наиболее
рациональные.
— Создание педагогических
ситуаций общения на занятиях, позволяющих каждому ученику проявить инициативу,
самостоятельность, избирательность в способах работы.
— Создание комфортной,
благоприятной обстановки для каждого ребенка в классе; создание среды для
естественного самовыражения.
Таким образом,
индивидуальный подход в обучении обеспечивает: устранение трудностей в обучении
отдельных школьников; возможность развития всех сил и способностей учащихся.
Объект исследования –
организация индивидуализации обучения на уроках географии.
Предмет исследования —
процесс организации индивидуального подхода на уроках географии.
Цель исследования –проанализировать
особенности организации индивидуального подхода на уроках географии.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику
понятию «индивидуальный подход»,
2. Выделить особенности
использования индивидуального подхода на уроках географии.
3. Определить
методические основы/технологию организации индивидуального подхода на уроках
географии.
Методы исследования:
анализ научной литературы по теме исследования, обобщение и анализ
педагогического опыта.
Практическая значимость
полученных результатов заключается в
том, что предложенные варианты работы, а так же задания, могут быть
использованы в практической деятельности учителей.
Исследование состоит из
введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Таким образом, мы выявили
сущность дифференциации как средства индивидуализации и индивидуального
инструмента воздействия на детскую личность — и, таким образом, определили ее
цель, цели, проанализировали задачи и принципы. Мы пришли к выводу, что все категории
являются взаимосвязанными между собой, и могут быть эффективными только если
реализовать их в единстве. Выводы к первому разделу обобщим, что
дифференцированное обучение предусматривает индивидуальный подход к отдельным
ученикам (группам учащихся) в зависимости от степени их подготовленности и
познавательных возможностей с целью усвоения программного материала.
Прежде чем критически
оценить такое традиционное определение дифференцированного обучения, вспомним,
что усвоение учебного материала на всех ступенях школы не является самоцелью.
Особенно это касается начального звена образования. Итак, исходя из этого, дифференциация
обучения предусматривает индивидуальный подход к отдельных учащихся (групп
учащихся) в зависимости от степени их подготовленности познавательных
возможностей с целью усвоения программного материала.
Дифференциация
предполагает работу по разным программам и учебникам, рассчитанным на несколько
уровней интеллектуального развития учащихся, а «учебную деятельность учащихся
на разном уровне для овладения единым программным материалом в зависимости от
индивидуальных особенностей и уровня подготовленности.
По нашему мнению,
дифференцированный подход в обучении заслуживает внимания потому, что почти
полностью решает проблему неуспеваемости, связан с улучшением знаний учащихся,
выполняет задачи развивающего обучения. Итак, дифференциация обучения
обеспечивает рассматривая вопросы индивидуального различия в учебной
деятельности школьников и их способности к усвоению содержания, мы
ориентировались на общеизвестные психолого-педагогические подходы, их
определение и классификацию. Предварительно указывая на необходимость учета
личностных различий учащихся при организации усвоения содержания учебного
материала, мы пришли к выводу о необходимости дифференциации содержания
различных дисциплин, в том числе и географии.
Итак, нами раскрыта
сущность дифференциации как средства индивидуализации и индивидуального
инструмента воздействия на детскую личность, определена ее цель, цели,
проаналізувано задачи и принципы. Мы пришли к выводу, что все категории
являются взаимосвязанными между собой, и могут быть эффективными только если
реализовать их в единстве.
Современная
педагогическая практика показывает, что в основном образовательный процесс
ориентирован на среднего ученика, что делает невозможным учет индивидуальных
особенностей каждого ребенка в частности. Это приводит к тому, что более
сильные и слабые ученики оставались без внимания учителей. В результате, у этой
группы детей исчезает интерес к обучению, что, в свою очередь, приводит к 80
недостаточному использованию школой всех возможностей учащихся, делает
невозможным гармоничное развитие личности, положительной мотивации к обучению.
Поэтому особенно остро на современном этапе стоит проблема индивидуального
подхода к ученикам на основе дифференциации обучения
Следует отметить, что
эффективное применение такого подхода возможно лишь при соблюдении следующих
условий:
1) учитель должен глубоко
знать каждого ученика, индивидуальные особенности его мышления, внимания,
памяти, уровень развития, самостоятельности;
2) класс должен быть
своеобразной творческой лабораторией учителя;
3) приблизить обучение к
окружающей жизни, личного опыта детей;
4) активизировать учебную
деятельность школьников;
5) обеспечивать обратную
связь;
6) использовать приемы
поощрения;
7) следует четко
определить, на каком этапе урока нужна дифференциация, предусмотреть варианты
заданий, более сложные задачи для способных детей;
8) задача предлагать
несколькими вариантами, проверку заданий после каждого этапа урока;
9) предусматривать объем
задач, чтобы все ученики смогли одновременно их закончить;
10) использовать
передовой педагогический опыт.
Так, дифференцированное
обучение требует от педагога такой организации работы на уроке, когда каждый
ученик работает с наиболее оптимальным для него нагрузкой. Глубина же,
гибкость, системность и другие качества знаний учащихся в значительной степени
зависит как от психологических и умственных различий, так и от специфических
дидактических условий, обеспечивающих яркое восприятия и отражения внешнего
мира
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты индивидуализации
обучения 1.1.
Понятие «технология индивидуализации обучения» Обобщее
содержание толкования понятия «индивидуальность» различными учеными (А.
Бударный, В. Володька, А. Кирсанов, Г. Коберник, Г. Кумарина, В. Мерлин, С.
Онышкив, П. Сикорский, И. Унт и др.), понимается как своеобразное сочетание
неповторимых личностных свойств конкретного человека, уникальность его
психофизиологической структуры (тип темперамента, физических и психических
особенностей, интеллекта, мировоззрения, жизненного опыта и тому подобное). То
есть, индивидуальность — это личность в ее своеобразии. Чаще всего под
индивидуальностью понимают оригинальность личности или определенную главную ее
особенность, которая делает ее непохожей на других. Каждый человек
индивидуален, но индивидуальность одних проявляется очень ярко, других —
малозаметно, она может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой
сфере или сразу во всех сферах психической деятельности. Итак, понятие
индивидуальность также означает, что социальные качества, общие для людей
черты, проявляются очень своеобразно у каждого индивида, который является
уникальным и неповторимым [9]. В социальном смысле, индивидуальность — это
особая форма бытия человека в обществе, как субъекта самостоятельной
деятельности, которая формируется в процессе этой деятельности.
Индивидуализированное
обучение-это обучение по индивидуальным программам, содержанию, формам,
средствам, темпу, формам контроля и оценивания и тому подобное. Оно
предусматривает следующее: всестороннее изучение особенностей учащихся: их
потребностей, интересов, способностей и возможностей; наличие соответственно
подготовленных учителей; наличие адаптированных и индивидуализированных курсов,
программ; хорошо отлаженную и развитую материально-техническую базу.
Индивидуальное
обучение — форма, модель организации учебного процесса, при которой [6, с.
6-9]: учитель взаимодействует лишь с одним учеником; один учащийся
взаимодействует лишь со средствами обучения (книги, компьютер и тому подобное);
двое учеников взаимодействуют между собой (взаимообучение) без участия учителя.
В соответствии с целью
индивидуальной работы можно выделить следующие задачи:
— познать личность,
— выбрать подходящие
средства педагогического воздействия, всегда сохранять педагогический такт,
— организовать
самовоспитание.
В процессе
индивидуального подхода реализуются следующие принципы:
1. Принцип значимости
другого человека. Все ценное, что мы имеем, чем гордимся, является результатом
взаимодействия с другими людьми. Это основа для того, чтобы формировать у детей
понимание значимости для нас другого человека. Особенно успешно формируется
такое понимание, когда мы умеем раскрыть положительные, привлекательные стороны
других людей. Только воспитывая в человеке значимость других людей, их
самоценность и неповторимость, можно осуществить личностно ориентированное
воспитание.
2.
Принцип пробуждения самоосознания питомца. Он связан с принципом значимости
другого человека, ибо осознать себя, свою сущность и характер человек может
лишь сравнивая себя с другими. А потребность такого сравнения возникает именно
из значимости другого человека. Если человек значима, ценна, то возникает
желание сравнивать себя с ней, подражать ее сильные качества. Среди методов
воспитания, которые составляли педагогическую систему А. Макаренко, особое
место занимает метод перспективных линий. С этой точки зрения процесс
воспитания является движением от одной перспективы к другой. Это касается как
воспитания коллектива, так и отдельной личности. Относительно отдельной
личности такое