Курсовая с практикой Гуманитарные науки Русский язык

Курсовая с практикой на тему Технологии текстового анализа в урочной деятельности по русскому языку.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕКСТОВЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПЯТОГО КЛАССА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 5
1.1. Понятие о текстовых умениях учащихся пятого класса 5
1.2. Структура и оценка планируемых результатов освоения раздела «Текст» программ по русскому языку 13
Выводы по Главе 1 21
ГЛАВА 2. ОПЫТНО­ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТЕКСТОВЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 22
2.1. Диагностика текстовых умений учащихся 22
2.2. Проектирование методики обучения школьников работе с текстом на уроках русского языка. Комплекс упражнений по формированию текстовых умений 28
2.3. Результаты опытно­экспериментальной работы по обучению учащихся пятого класса работе с текстом 38
Выводы по Главе 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Введение:

 

Текст как общелингвистическая категория в различные годы становился объектом интереса А. В. Бондарко [5], М. В. Всеволодовой [8], И. Р. Гальперина [9], Е. С. Кубряковой [19], З. Я. Тураевой [40], К. А. Филиппова [42]. Особенности изучения текста и использования текстового материала в школьной практике рассматривали Л. И. Величко [7], Н. А. Ипполитова [16], [17]. Относительно педагогики начальной школы данной проблемой занимались Г. И. Бондаренко [4], Е. Ю. Храмкова [51]. Однако работы перечисленных исследователей не формулируют наиболее оптимального подхода к изучению текста в начальной школе. Помимо этого, следует отметить, что проблема текста является одной из ключевых в современной лингвистике. Эти и ряд других факторов обусловили актуальность избранной темы.
Объектом исследования является система уроков русского языка в начальной школе как целостный механизм формирования языковой и общегуманитарной компетентности школьника. Предметом исследования являются педагогические основы формирования текстовых умений на уроках русского языка у учащихся пятого класса с использованием алгоритмов.
Цель исследования – выявить наиболее оптимальные условия для формирования текстовых умений на уроках русского языка в начальной школе с учётом ключевых характеристик педагогического процесса.
Гипотеза исследования состоит в том, что использование алгоритмов будет способствовать формированию текстовых умений учащихся пятого класса.
В соответствии с объектом, предметом и целью данной работы были определены следующие задачи исследования:
1. раскрыть сущность понятий «текст» и «текстовые умения», «алгоритм»;
2. рассмотреть проблемы и перспективные направления формирования текстовых умений учащихся пятого класса в условиях современной начальной школы.
3. определить критерии сформированности текстовых умений учащихся пятого класса и изучить уровень их сформированности;
4. определить и апробировать педагогические условия формирования текстовых умений учащихся пятого класса путём внедрения и использования алгоритмов;
5. выявить эффективность работы в избранном направлении.
Методологию исследования составили такие методы: анализ и обобщение опыта и практики развития текстовых умений у учащихся пятого класса в процессе обучения русскому языку; наблюдение за школьниками в процессе формирования и развития текстовых умений; эксперимент.
База исследования: МОУ «СОШ № 23» г. Ульяновска, рабочая программа – «Школа России». В исследовании приняли участие учащиеся двух 3-х классов: 3 «А» класса в количестве 25 человек и 3 «Б» класса в количестве 25 человек.
Практическая значимость: результаты исследования могут использоваться для создания оптимальных психолого-педагогических условий, стимулирующих развитие текстовых умений у учащихся пятого класса в процессе обучения русскому языку.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Площадкой для экспериментальной деятельности стали 3-«А» и 3-«Б» классы МОУ «СОШ № 23» г. Ульяновска. . В первом из них – 3-«А» – в ходе образовательной деятельности применялись элементы культурно-творческой деятельности, поэтому именно его следует считать экспериментальным классом. В 3-«Б» классе продолжали применяться стандартные методы работы, следовательно, его ученический коллектив составил основу контрольного класса, по результатам которого, собственно, и определялась успешность эксперимента, поскольку выдвинутая гипотеза была призвана доказать преимущества именно экспериментальной методики с привлечением интерактивных форм обучения в процесс формирования текстовых умений учащихся пятого класса.
Успешность выдвинутой гипотезы была доказана качественными показателями учащихся экспериментального класса, которые ощутимо выше, чем соответствующие результаты контрольного класса. Все задания творческого характера помогли существенно повысить качество уроков русского языка, сформировав должный уровень текстовых умений учащихся, активизировали их мыслительную деятельность, воображение, дал стимул развитию умения учиться.
После ознакомления с результатами констатирующего эксперимента был сделан ряд выводов и предложений, касающихся усовершенствования сформировавшихся позиций. Достижение запланированной результативности было вписано в план формирующего этапа педагогического эксперимента.
Целью эксперимента на данном этапе стало определение влияния алгоритмов при работе с учащимися на уровень формирования у них текстовых умений. Исходя из поставленной цели, перед испытуемыми были поставлены следующие задачи:
— разработать комплекс педагогических условий, при соблюдении которых формирование текстовых умений у учащихся пятого класса будет максимально эффективным.
— апробировать данный комплекс педагогических условий при формировании личностных результатов учащихся пятого класса.
Формой работы был избран комплекс занятий, направленных на формирование текстовых умений учащихся пятого класса с использованием интерактивных форм педагогической деятельности.
Согласно гипотезе исследования, процесс формирования текстовых умений учащихся пятого класса с использованием интерактивных форм обучения будет максимально успешным, если:
— учитываются индивидуальные и возрастные особенности учащихся пятого класса;
— используются разнообразные методы и формы (как классной, так и внеклассной работы) активизации познавательного интереса к текстовой деятельности.
По итогам эксперимента высокий уровень в экспериментальном классе показали 19 человек (76% учащихся), средний – 6 человек (10% учащихся), низкий уровень – 0 человек. В контрольном классе высокий уровень продемонстрировали 10 человек (40% учащихся), средний уровень – 10 человек (40% учащихся), низкий уровень – 5 человек (20% учащихся). Для сравнения, на констатирующем этапе эксперимента высокий уровень в экспериментальном классе показали 6 учащихся (24%), средний – 11 (44%), низкий – 8 (32%). В контрольном классе высокий уровень продемонстрировали 10 учащихся (40%), средний – 10 (40%), низкий – 5 (20 %). Таким образом, успешность выдвинутой гипотезы была доказана качественными показателями учащихся экспериментального класса, которые ощутимо выше, чем соответствующие результаты контрольного класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕКСТОВЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПЯТОГО КЛАССА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

1.1. Понятие о текстовых умениях учащихся пятого класса
Призвание начальной школы состоит в закладывании основ гармоничного развития учащихся, обеспечении успешного формирования у них прочных навыков грамотного письма, развития речи. Знание русского языка создает необходимые условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без владения словом на должном уровне осуществление познавательной деятельности становится маловероятным. Изучение русского языка в начальных классах является первоначальным этапом существующей системы лингвистического образования и речевого развития, который обеспечивает готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Предмет «Русский язык» играет ключевую роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании учащихся пятого класса. Его содержание направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык – это основа всего процесса обучения учащихся пятого класса, средство развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основной канал социализации личности.
В последнее время в обучении русскому языку большее предпочтение отдаётся коммуникативному направлению, то есть на первое место поставлено обучение русскому как средству общения. Поэтому введение в учебники русского языка в разных системах такого понятие как «текст», не является случайным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы