Курсовая с практикой на тему Технологии содействия занятости студенческой молодежи Липецкой области
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1 Теоретические аспекты содействия занятости и трудоустройства студенческой молодежи 6
1.1 Понятие занятости населения и ее виды 6
1.2 Роль органов власти и службы занятости в содействии трудоустройству студенческой молодежи 12
1.3 Основные технологии содействия занятости 17
Глава 2 Исследование технологий содействия занятости студенческой молодежи Липецкой области 22
2.1 Анализ рынка труда и занятости населения Липецкой области 22
2.2 Проблемы занятости и перспективы трудоустройства студенческой молодежи Липецкой области 28
2.3 Социальный проект содействия занятости студенческой молодежи Липецкой области 33
Заключение 44
Список литературы 46
Приложения 49
Введение:
Актуальность исследования. В современных условиях развития социально-экономических процессов в РФ, проблемы организации занятости студенческой молодежи являются предметом дискуссии экономистов, социологов, политиков, юристов и постоянно обсуждаются в средствах массовой информации. Очень остро встаёт вопрос об организации трудоустройства студенческой молодежи. Работодатели не хотят брать молодых людей на работу, так как у них нет опыта, а производственные практики в ВУЗах не дают нужного опыта. В связи с этим, проблема реализации современных технологий содействия занятости студенческой молодежи Липецкой области заслуживает особого внимания.
Объект исследования – студенческая молодежь Липецкой области.
Предмет исследования – технологии содействия занятости студенческой молодежи Липецкой области.
Гипотеза: предположим, что направленность технологии содействия занятости студенческой молодежи Липецкой области оказывает влияние на занятость студенческой молодежи.
Цель исследования – проанализировать степень влияния технологии содействия занятости студенческой молодежи Липецкой области на занятость студенческой молодежи.
Задачи исследования:
— проанализировать теоретические аспекты содействия занятости и трудоустройства студенческой молодежи;
— провести анализ рынка труда и занятости населения Липецкой области; — охарактеризовать проблемы занятости и перспективы трудоустройства студенческой молодежи Липецкой области;
— очертить использование технологий содействия занятости студенческой молодежи в Липецкой области;
— разработать социальный проект содействия занятости студенческой молодежи Липецкой области .
Степень разработанности проблемы:
Исследованию специфики молодежной занятости в условиях рыночно- ориентированных изменений в экономике страны уделялось достаточно внимания в отечественной экономической науке. Наиболее весомыми являются достижения в результате научных исследований отечественных ученых: Н.А. Цаголова , Е.А. Марыгановой, С.А. Шапиро .
По теме курсовой работы активно проводились научные изыскания А.А.Киселева (Анализ системы содействия трудоустройства молодежи в Российской Федерации) , К.М. Оганяна, Н.М. Стрельцова (Занятость населения и ее регулирование) .
Разработка проблемы технологии содействия занятости студенческой молодежи нашла отражение в исследованиях И.А. Дубровина, А.С. Каменского , А.М. Асалиева, В. Б. Бычина, В. Н. Бобкова .
Анализ проблемы занятости и трудоустройства студенческой молодежи представлен в работах: Л.С. Чижова , Д.С. Шийко .
Молодежь является фактором социально-экономического прогресса общества. Реализация потенциала студенческой молодежи на рынке труда является показателем успешного государства. В связи с этим, на протяжении последних лет государственная молодежная политика РФ отмечается особой активностью и последовательностью .
Проблема повышения эффективности управленческой составляющей реализации государственной молодежной политики в области содействия занятости студенческой молодежи на муниципальном уровне рассматривается в работах И.М. Ильинского, Л.В. Афанасьевой, Е.А. Малыгиной, А. В. Шаронова, Т.А. Сидулиной, И.В. Александровой и др .
Современный российский рынок труда является показателем национального благосостояния, стабильности и экономического развития нашего общества и страны. Ситуация, складывающаяся на современном этапе на российском рынке труда в области спроса и предложения рабочей силы, является достаточно сложной и напряженной и характеризуется негативной динамикой к уменьшению спроса при повышенном предложении .
Одной из наиболее важных и одновременно проблемных составляющих рынка труда является его молодежный сегмент, отражающий основные тенденции развития экономики, образования и рынка труда. Как отмечается в исследовании Ф.Р. Сафиуллиной «…в силу ряда причин современный студент довольно рано вступает в трудовые отношения. Зачастую этому способствуют притесненное материальное положение студента и его семьи, неспособной не только оплатить обучение в вузе, но и обеспечить необходимый уровень жизни. Кроме того, важным мотивирующим фактором выступает требование со стороны работодателя при приеме на работу наличия трудового опыта у вчерашнего выпускника вуза. Нередко студент осознанно ищет работу соответствующего профиля для приобретения опыта работы и подкрепления теоретических знаний практическим опытом в целях расширения своих компетенций» . При поиске первого рабочего места молодой человек довольно часто встречается с несоответствием уровня и качества полученного образования, отсутствием опыта работы, несоответствием запросов молодежи и предложений работодателей и др.
Сегодня стала актуальной проблема оттока молодежи в сферу теневой экономики. Многие студенты пополняют ряды «челноков», уличных и базарных торговцев и др. Труд студентов выгоден предпринимательским структурам, которые таким образом имеют возможность избежать дополнительных расходов, связанных с налогообложением, с социальным страхованием работника, а также манипулировать оплатой труда. Создавшаяся ситуация зачастую является источником дискриминации студентов на рынке труда. Таким образом, возникает насущная потребность в урегулировании процесса содействия занятости и трудоустройства молодежи с использованием современных методов, инструментов и технологий обеспечения занятости и трудоустройства, соответствующих особенностям и тенденциям развития рынка труда.
Теоретико-методологическая основа исследования. Методологической основой исследования стали фундаментальные положения классических и современных теорий в области политэкономии, экономики труда, социологии труда.
Структура и содержание работы подчинены принципам сочетания логического и исторического анализа, раскрытия соотношения общего и особенного в процессе изучения предмета исследования. Достоверность выводов была достигнута посредством реализации общенаучных методов обобщения, аналогии, анализа документов, сравнительного анализа, системного анализа, и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
Занятость является важнейшей характеристикой развития экономики государства, благосостояния народа. При этом, уровень занятости – важный макроэкономический показатель, который непосредственным образом зависит от демографических процессов, выступает частью социальной политики, то есть имеет демографическое и социальное содержание.
Проблема обеспечения занятости и содействии трудоустройству студенческой молодежи в РФ является насущной для российского рынка труда проблемой по вовлечению молодых людей в трудовую деятельность и достижению степени удовлетворения их потребности в труде рабочими местами. Содействие трудоустройству студентов и выпускников учебных заведений вместе с профессиональной ориентацией всегда были и являются важной составляющей молодежной политики РФ. Содействие занятости молодежи со стороны органов государственной и муниципальной власти выступает механизмом, с помощью которого государство помогает молодежи реализовывать, в частности, ее трудовой потенциал.
Процесс трудоустройства молодых людей в обобщенном виде можно представить, как состоящий из двух компонентов: подбор (порой – создание) подходящего рабочего места для труда молодого человека; содействие формированию необходимых для трудоустройства профессионально-квалификационных качеств. Технология эффективного трудоустройства включает три основных этапа: определение максимально широкого круга вакансий, представление работодателю информации о себе, ведение переговоров, закрепление на новом рабочем месте.
По результатам проведенного анализа наблюдается негативная динамика регистрируемого рынка труда Липецкой области. Напряженность на рынке труда повысилась на 2,45% и составила на конец 2018г. – 43,9%. Негативную динамику имеет потребность экономики области в рабочей силе, которая составила в конце 2018г. 53,2 тыс.чел., что меньше чем в 2017г. на 4,4 тыс.чел. Численность молодежи, состоящей на учете по безработице в 2018 году – 6,04 тыс.чел., трудоустроено 2593 человека, на переобучение направлено 169 человек. Согласно результатам выборочного обследования рабочей силы Липецкстата, из 22,9 тыс.чел. зарегистрированных в области безработных в возрасте от 15 лет и старше 26,4% составляет молодежь в возрасте до 25 лет.
В настоящее время среди возможностей студенческой молодежи на рынке труда выделяются в основном временные позиции невысокой квалификации (официанты, курьеры, операторы, промоутеры и др.). Эти вакансии достаточно удобны для студентов, которые еще учатся в плотном графике и соответственно не могут работать полный день на более серьезных позициях. Современная ситуация с трудовой занятостью студенческой молодежи, становится срочным вызовом с долгосрочными последствиями как для молодых людей, так и для общества в целом. Имея меньше опыта и меньше навыков, чем большинство взрослых специалистов, молодежь часто сталкивается с особыми трудностями при поиске работы.
Решение проблемы занятости молодежи в РФ в целом, и Липецкой области в частности, возможно лишь при условиях четкого направления, систематизации и координации действий государства и общества. Государство должно обеспечить устойчивое развитие социальной стабильности и защищенности молодежи, формирование оптимальной политики в сфере занятости с учетом ситуации на региональном рынке труда Липецкой обл.
Нами был разработан социальный проект «Открытая дверь», разработанный с целью совершенствования содействия занятости студенческой молодежи в области. Ожидаемые результаты которого заключаются в: развитии молодежного информационного пространства; социальной активности молодежи на региональном рынке труда; информационной поддержке студенческой молодежи в трудоустройстве; формировании навыков самопродвижения на рынке труда и др.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические аспекты содействия занятости и трудоустройства студенческой молодежи
1.1 Понятие занятости населения и ее виды
Занятость является важнейшей характеристикой развития экономики государства, благосостояния народа. При этом, уровень занятости – важный макроэкономический показатель, который непосредственным образом зависит от демографических процессов, выступает частью социальной политики, то есть имеет демографическое и социальное содержание.
В словаре экономических терминов Т.М. Гарбузовой понятие «занятость населения» трактуется как «…деятельность граждан, направленная на удовлетворение личных и общественных потребностей путем получения дохода, основанного на личном труде» .
В работах М.Б. Щепакина, А.С. Молчана, Э.Ф. Хандамовой занятость рассматривается как экономическая категория и определяется как «… совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности; …выражает меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей и интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода» . С этих позиций занятость выступает важнейшей характеристикой рынка труда.
Занятость населения страны определяет уровень её экономического развития. Другими словами, чем больше человек в государстве трудоустроены, тем выше уровень экономического развития и благополучия РФ.
К занятому населению относятся: занятые по найму за вознаграждение; занятые индивидуальной трудовой деятельностью; занятые в домашнем хозяйстве; военнослужащие; предприниматели, фермеры, занятые надомным трудом, по совместительству и др.
Занятость населения – важнейший параметр функционирования рынка труда. В соответствии со ст.1 закона «О занятости населения в Российской Федерации» занятость – это «…деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход» .
Большинство современных авторов, в большей или меньшей степени соглашаясь с данным определением, отмечают, что оно отражает правовое и лишь отчасти социально-экономическое содержание термина. Однако среди ученых не имеется единой точки зрения о содержании и характеристиках занятости населения.
Н.А. Цаголовым, как и другими представителями политэкономической школы сформулировано такое видение категории «занятость»: это «…участие человека в общественном производстве, непосредственное соединение трудовых ресурсов со средствами производства, организация вещевого и личного факторов производства в единые производительные силы общества».
Исследователи в области экономики и социологии труда, А.Я. Кибанов, И.А. Баткаева, Л.В. Ивановсккая отмечают, что занятость населения является наиболее обобщенной характеристикой экономики, отражающей «…достигнутый уровень экономического развития, вклад живого труда в достижение производства» . Занятость объединяет производство и потребление, а ее структура определяет характер их взаимосвязей. Социальная сущность занятости отражает потребность человека в самовыражении, а также в удовлетворении материальных и духовных потребностей через доход, который человек получает за свой труд.
Согласно энциклопедического словаря по государственному управлению занятость населения – это общественные отношения, прежде всего экономические и правовые, по поводу включения работника в определенную кооперацию труда на определенном рабочем месте. Для того чтобы считаться занятым, человеку довольно иметь связь с каким-то рабочим местом, быть членом какого-то производственного коллектива, работать в порядке индивидуальной деятельности, в частном секторе и др.
Б.М. Генкин обращает внимание на то, что занятость как экономическая категория – это «…совокупность отношений по участию населения в трудовой деятельности, выражающей степень его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей, в оплачиваемых рабочих местах и получении прибыли» .
Занятость рассматривается не только как хозяйственная деятельность, но и как совокупность социально-экономических отношений, возможность продуктивно работать. При этом, обеспечение занятости является основным соединительным звеном между достижением экономического роста и созданием возможностей для развития человека. В данном случае занятость можно трактовать как способ получения средств к существованию, а не только как оплачиваемую работу. Занятость населения реализуется посредством конкретных форм включения работника в экономическую систему. Самым распространенными среди них является наемный труд по трудовому соглашению.
Мы разделяем точку зрения Н.В. Лясникова, М.Н. Дудина, Е.В. Чеканова, которые рассматривает занятость через призму социально-экономических отношений: «…трудовая деятельность человека дает ему возможность самостоятельно обеспечить необходимые для достойного существование доходы, которые могут быть направлены на индивидуальное развитие, на инвестиции в образование, укрепление здоровья, на повышение качества жизни; трудовая и в целом экономическая деятельность дает каждому возможность реализовать накопленный человеческий капитал и создает стимулы для получение образования; рынок труда, который нормально и эффективно функционирует, предоставляя большинству трудоспособных работу и доход, позволяет государству, бюджетные возможности которого всегда ограничены, сосредоточиться на поддержке и защите отдельных социально уязвимых и нетрудоспособных категорий граждан, и следовательно, обеспечить большее равенство возможностей для всех граждан» .
Занятость создает необходимые предпосылки эффективного использования трудового потенциала общества, определяет уровень жизни и благосостояния людей. Занятыми согласно российскому законодательству (ст. 2 закона «О занятости населения в Российской Федерации») считаются граждане, относящиеся к одной из следующих групп: работающие по трудовому договору; зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей; занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей); избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения; временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства или иными уважительными причинами; являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций; являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.
Занятость населения, проживающего на территории РФ, обеспечивается государством путем проведения активной социально-экономической политики, направленной на удовлетворение его потребностей в добровольном выборе вида деятельности, стимулирование создания новых рабочих мест и развития предпринимательства. При этом, практическая потребность учёта населения вызывает необходимость выделения видов и форм занятости.
В зависимости от количественных и качественных характеристик Ю.М. Остапенко были выделены: занятость полная, продуктивная (эффективная), свободно избранная, неполная, скрытая, сезонная, маятниковая, периодическая и др.
М.Б. Щепакин, А.С. Молчан, Э.Ф. Хандамова характеризуют понятие «полная занятость» как «…состояние, при котором работой обеспечены нуждающиеся в ней и желающие работать, что соответствует наличию сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы» .
Продуктивная занятость исключает скрытую безработицу лиц, формально занятых, но ничего не производящих и отвечает интересам повышения эффективности производства, внедрения достижений НТП, роста производительности труда. Это занятость тех, чей продукт труда принимается и оплачивается обществом.
Характеризуя свободно избранную занятость А.Л. Мазин отмечает, «…она предполагает, что право распоряжаться собственной способностью к труду принадлежит исключительно её владельцу» . Этот принцип гарантирует право каждого работника на выбор между занятостью и незанятостью, запрещая любое административное привлечение к труду.
Рациональная занятость может быть охарактеризована как занятость, которая обосновывается с позиции процессов формирования, распределения и использования трудовых ресурсов при учёте их половозрастной и образовательной структуры, режимов воспроизводства трудоспособного населения и его размещения на территории страны.
Эффективная занятость характеризуется способностью социального управления воссоздавать социально-экономические условия развития рабочих.
Социально полезная занятость определяется числом трудоспособных людей, занятых как в общественном производстве, так и учащихся дневной формы обучения; людей, занимающихся домашним хозяйством.
Выделяют также различные формы занятости, которые можно сгруппировать по отдельным признакам. Так, по способу участия в общественном труде можно выделить занятость по найму и самостоятельную занятость. По режиму рабочего времени принято выделять занятость с режимом полного рабочего времени и неполную (частичную) занятость.
По регулярности трудовой деятельности занятость подразделяется на постоянную, временную, сезонную и случайную. По легитимности трудоустройства занятость подразделяется на формальную и неформальную. По условиям организации трудовых процессов занятость подразделяется на стандартную и нестандартную .
Таким образом, существуют разнообразные виды и формы занятости. Поскольку занятость населения определяет состояние экономики, объем национального производства и все составляющие экономического роста, она является фундаментом социально-экономического прогресса РФ.