Курсовая с практикой на тему Технологии социокультурного прогнозирования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические аспекты социокультурного прогнозирования 4
1.1. Особенности социокультурного прогнозирования 4
1.2. Понятие технологии социокультурного прогнозирования 6
1.3. Характеристика технологий социокультурного прогнозирования 8
2. Особенности современной культуры и перспективы ее развития 10
2.1. Культура «сетевого общества» 10
2.2. Характеристика специфики современного культурологического измерения 11
2.3. Возможные сценарии развития социокультурного пространства 19
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Введение:
Прогнозирование — это своего рода способность предвидеть, анализировать ситуацию и ожидаемый курс в будущем. Поскольку каждое решение является прогнозом в будущем, и в будущем оно содержит элемент неопределенности. В свое время государственные деятели прошлого, генералы и бизнесмены иногда принимали блестящие управленческие решения. В этом случае, как правило, использовались элементы прогнозирования, которые в большей степени относятся к искусству прогнозирования. В конце концов, наука об управлении не существовала вообще.
На сегодняшний момент используемый инструментарий прогнозирования социально-культурного развития является далеким от совершенства, что определяет некоторое сдерживание эффективного регулирования культурного развития России.
Объект исследования: социокультурное прогнозирование
Предмет исследования: технологии социокультурного прогнозирования
Цель исследования: изучить особенности технологий социокультурного прогнозирования
Основные задачи исследования:
— определить особенности социокультурного прогнозирования;
— охарактеризовать понятие технологии социокультурного прогнозирования;
— изучить основные технологии социокультурного прогнозирования;
— рассмотреть специфику культуры «сетевого общества»;
— охарактеризовать особенности современного культурологического измерения;
— определить возможные сценарии развития социокультурных процессов и пространства в настоящее время.
Заключение:
Современная особенность прогнозирования заключается в необходимости применения территориального подхода в рамках учета специфики той или иной культуры населения на конкретной территории. Стоит отметить, что современная культура может развиваться без прогноза. Однако для обеспечения эффективного функционирования социокультурных процессов требуется формирование единой системы прогнозирования с опорой на отечественный и зарубежный опыт развития данного направления.
Феномен глобализации имеет весомую значимость в становлении и развитии нового общества. Кризис глобализации оказал влияние на различные аспекты жизнедеятельности общества, которое сложно переоценить. Кризис глобализации проявляется в изменении тенденции мирового развития, в рамках которых происходит трансформация центров доминирования в мире. В результате для изучения требуется принимать во внимание динамичность развития культуры, а влияние глобализации говорит о том, насколько важно учитывать нелинейный характер социального развития.
Существующая проблема неравенства и становления нового общества говорит о неоднородности человечества, о наличии различных культурных норм и ценностных установок, политических режимов и идеалов, которые в них господствуют. Отметим также высокий уровень динамики современного общества с постоянным развитием и накоплением социального капитала. В этом плане актуальным представляется дальнейшее исследование вопроса связи появления и развития социального капитала, его накопления, качественного и количественного совершенствования общества «сетевых структур».
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические аспекты социокультурного прогнозирования
1.1. Особенности социокультурного прогнозирования
Прогнозирование является одним из основных звеньев в процессе управления. В мировой истории много примеров того, как великие люди (государства прошлого, генералы, бизнесмены) принимали блестящие управленческие решения, например, решение покинуть пустую Москву Наполеоном. И эти решения были приняты по какой-то причине, были элементы прогнозирования, связанные с искусством прогнозирования. Слово искусство в этом случае более уместно, потому что в то время не существовало науки о прогнозировании .
Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием. Прогнозирование — это важная связь между теорией и практикой во всех сферах жизни общества. Он имеет две разные плоскости конкретизации:
1. Собственно-прогностическая (описательная, описательная комбинация).
2. Прогностическая (предписывающая, приказная). Прогноз будет сметен или желателен перспективами, состояниями, решениями будущих проблем.
Прогноз, по сути, является решением этих проблем. Таким образом, в задаче прогнозирования выделяются два объекта:
1. Теория-познавательная.
2. Управление, связанное с возможностью принятия управленческих решений на основе знаний.
Концепция «прогнозирования» (от греческого прогноза, прогнозирования) означает процесс принятия вероятностного суждения о состоянии явления или процесса в будущем.
Прогнозирование невозможно без широкого доступа к информации об организации в целом, препятствий для ее функционирования и развития и т. д., то есть наиболее важные моменты, которые влияют на поведение и принятие решений. Анализ всей этой сборной информации позволяет сделать вывод о том, что развитие системы управления. Основой прогнозов являются: специальные исследования, другие прогнозы, вероятностный математический анализ и анализ временных рядов, мозговой штурм, индивидуальные опросы специалистов, сценарии в случае непредвиденных обстоятельств. Объектом любого прогноза могут быть экономические, социальные, технические, организационные и другие процессы . Это необходимо:
1) научный анализ этих процессов, определение и анализ причинно-следственных связей и других отношений между ними, оценка текущей ситуации и выявление ключевых проблем, которые необходимо решить;
2) попытки предвидеть будущее организации, а именно условия, в которых она будет действовать, трудности и проблемы, возникающие из них;
3) анализ и сравнение различных вариантов развития организации, ее персонала, производственного и научно-технического потенциала.
Таким образом, социокультурное прогнозирование является научным способом создания организации. Прогнозы разрабатываются в виде качественных характеристик, а также в элементарных случаях в виде утверждений о возможностях или невозможности возникновения события. Эти характеристики должны включать количественные, точечные или интервальные показатели и степень их достижения.
Прогноз не может быть на 100% точным, он должен быть дополнен определенными предположениями. Иногда, когда материала недостаточно для каких-либо конкретных выводов, предположения как самостоятельный инструмент для разработки стратегий.
1.2. Понятие технологии социокультурного прогнозирования
В качестве объекта социокультурного прогнозирования выступает в качестве сложного образования, включая в себя две подсистемы: социум и культуру. Ключевыми целевыми ориентациями данного прогнозирования являются:
— формирование условий для развития социокультурного субъекта, самореализации человека в ключевых сферах его жизнедеятельности за счет оптимизации его связей с социокультурной средой, разрешения или минимизации проблем, которые характеризуют неблагоприятные обстоятельства его жизнедеятельности, активизации совместной деятельности людей по поддержке культурной среды в пригодном для жизни состоянии, ее конструктивному изменению;
— обеспечение достаточно благоприятных условий для саморазвития культурной жизни посредством стимулирования механизмов самоорганизации, осмысленного сочетания и поддержки исторически сформировавшихся и новых социокультурных технологий, элементов и явлений .
Основные задачи социокультурного прогнозирования:
— осуществление анализа ситуации, реализация всесторонней диагностики проблем и четкого определения их источника и характера;
— реализация поиска и разработка вариантов решений рассматриваемой проблемы с учетом существующих ресурсов и оценка возможных последствий реализации каждого из вариантов;
— выбор наиболее оптимального решения и его проектное оформление;
— осуществление разработки организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, которые позволяют обеспечить реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношении.
В качестве основного результата социокультурного прогноза выступают социальная программа и социальный проект.
Социальная программа – документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории всю совокупность условий, которые необходимы для оптимизации культурной жизни и включающей в себя, помимо анализа социокультурной ситуации и обоснования приоритетов культурного развития, модели учреждений и организационно-управленческих структур, а также материально-техническое, организационное, кадровое и информационное обеспечение исполнения намеченных мероприятий, акций и идей.
Социальный проект может быть реализован в 2 формах:
— как составная часть программы;
— как самостоятельный вариант решения локальной проблемы, адресованный конкретной аудитории.
Проект направлен на преодоление или же профилактику различного рода проблем путем содержательных и структурных изменений в социокультурной среде в основных сферах жизнедеятельности личности, формирования условия успешной самореализации человека.
Все культуры делятся на 2 типа: традиционные культуры, для которых характерно преобладание механизмов сохранения, инновационные культуры с преобладанием механизмов изменения. Культуры первого типа направлены на прошлое: их идеал заключается в сохранении и нейтрализации в преданиях. Эти культуры являются статичными, самодостаточными, не склонными к диалогу с другими культурами, в них доминирует целое, а роль личности сводится к минимуму. Культуры второго типа направлены на сегодня и завтра. Они вносят в общественную жизнь напряженность и нестабильность. В этом плане выделяется 2 типа проектных стратегий:
— ориентированные на максимальное понимание и учет особенностей традиционной культуры: цель проекта заключается в формировании условий, которые обеспечивали бы сохранение культурного ареала региона и стабилизацию ситуации;
— ориентированные на экспорт собственных культурных образцов (ценностей, норм, технологий) в чужой культурный контекст, который благодаря этому преобразуется.
1.3. Характеристика технологий социокультурного прогнозирования
Технология социокультурного прогнозирования — это набор специальных правил, методов и методов. К наиболее распространенным методам прогнозирования: техническому прогнозированию, техническому прогнозированию, нормативному прогнозированию, сценарийному методу.
Технологическое прогнозирование делится на опрос (иногда его также называют поисковой системой) и нормативным.
В рамках разведки, прогнозирования, ориентации заложены возможности, связанные с созданием тенденций в развитии ситуации.
Перемещение в пространстве технологий с уровня более высокого уровня до технологического прогнозирования. Или это может быть так.
Примером поиска может быть прогнозирование в области электроники, где предсказанный процесс представлен в виде последовательного перехода технологии от квантовой электродинамики к мгновенной глобальной коммуникации. Нормативное прогнозирование, ориентированное на миссию организации, на эти потребности и цели, для достижения которых она стремится. Нормативное прогнозирование соответствует движению в пространстве технологий от более высоких уровней к технологиям более низкого уровня, то есть от потребностей и целей до средств их реализации .
Одной из основных проблем и результатов прогнозов является максимально полезная комбинация уточненного и нормативного прогнозирования. Это следствие различий в методах. Поэтому для прогнозирования поисков типично использовать такие методы, как: экстраполяция; моделирование; метод исторической аналогии; написание сценариев; другие методы, основанные на анализе точных эмпирических данных. При использовании методов разведки предпочтение отдается количественной информации. Использование качественной (не количественной) информации в разведке также возможно. К новым типам прогноза ссылки на предсказание с использованием обратной связи, интуитивным методам, «обход» и т. д. Но основные идеи используются в опросе и нормативном прогнозировании. Следует также отметить, что момент (определение и количественный анализ) очень важен: является ли информация количественной или не количественной (качественной) .
Качественная экспертная оценка может быть разработана только тогда, когда она хорошо подготовлена, если специалисты участвуют в ее разработке, когда информация была правильно и надлежащим образом обработана. Для разработки качественного прогноза необходимо использовать современные технологии.
Нормативное прогнозирование — это подход к развитию рынка. Основным методом, используемым в нормативном прогнозировании, является метод горизонтальных матриц принятия решений, когда приоритет определяется для выполнения приложений для достижения целей проекта. Обычно используются двумерные и трехмерные матрицы. Чаще всего для определения оптимального распределения ресурсов при заданных ограничениях используются горизонтальные матрицы решений. В частности, один размер горизонтальной матрицы может удовлетворить основные проблемы, возникающие при достижении цели, второе измерение — ресурсы, которые могут потребоваться для решения этих проблем.