Технологии социальной работы Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Технологии социальной работы с пожилым людьми

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. Теоретико-правовые основы социальной работы с пожилыми людьми ……………………………………………………………………….
6
1.1. Пожилые люди в стареющем обществе: понятие, классификация, проблематика ……………………………………………………………….
6
1.2. Нормативно-правовые основы социальной работы с пожилыми людьми в Российской Федерации …………………………………………..
13
ГЛАВА 2. Система и технологии социальной работы с пожилыми людьми: аспекты анализа ……………………………………………………
22
2.1. Системный подход к содержанию и организации социальной работы с пожилыми людьми ……………………………………………….
22
2.2. Сопоставительная характеристика технологий социального обслуживания, социальной реабилитации и социального сопровождения пожилых людей ……………………………………………………………..

28
2.3. Перспективы совершенствования технологий и практик социальной работы с пожилыми людьми на региональном и муниципальном уровнях …………………………………………………….

33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………… 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………………………………… 41

  

Введение:

 

Актуальность темы, предложенной для исследования в настоящей курсовой работе, оценивается в связи с тем, что процесс старения населения – явление относительно новое. Он начался непосредственно после так называемой демографической революции, одним из основных проявлений которой был быстро прогрессирующий спад показателя рождаемости; ему предшествовало уменьшение показателей смертности.
Раньше всего на этот путь всту¬пили Франция и Финляндия, в которых демографическая революция разразилась еще в начале XIX столетия. В XX в. процесс демографического старения охватил все европейские страны, затем, всё более расширяясь, многие государства других континентов. В индустриально развитых странах процесс старения населения на¬чался в конце 1960-х гг. и развивался нарастающими темпами. Этот процесс пока не затронул слаборазвитые страны, однако, по мнению де¬мографов Организации Объединённых Наций (ООН), предполагаемый резкий спад рождаемости в этой час¬ти мира будет означать начало активного старения населения.
По долгосрочным прогнозам, к 2025 г. население мира возрастёт по сравнению с 1950 г. в три раза, а численность пожилых людей – в 6 раз, в то время как число престарелых людей (старше 80 лет) увеличится в 10 раз. Столь коренные сдвиги в демографической структуре народонаселения мира вызывают озабоченность миро¬вого сообщества. Проблема старения регулярно является предметом специального рассмотрения международных организаций и агентств ООН. И, тем не менее, многие из учёных, практиков, политиков, экономистов, социологов всё чаще задаются вопро¬сом, на какие же сферы жизнедеятельности общества повлияет процесс его старения, каковы будут последствия для социального развития?
Но в контексте избранной для настоящего исследования темы уместно озаботиться и несколько иным аспектом поднятой проблемы: чем, а главное – на что живут пожилые люди наших дней в таких странах, как наша Россия. В чём состоят объединяющие их всех проблемы и какова специфика технологий социальной работы для стариков.
Исходя из вышесказанного, цель исследования в настоящей курсовой работе состоит в многоплановом изучении технологий социальной работы с пожилыми людьми.
В соответствии с поставленной целью, задачи исследования формулируются следующим образом:
— раскрыть понятие, классификацию, проблематику феномена пожилых людей в стареющем обществе;
— обозначить нормативно-правовые основы социальной работы с пожилыми людьми в Российской Федерации;
— определить возможности и реалии системного подхода к содержанию и организации социальной работы с пожилыми людьми;
— дать сопоставительную характеристику технологий социального обслуживания, социальной реабилитации и социального сопровождения пожилых людей;
— оценить перспективы совершенствования технологий и практик социальной работы с пожилыми людьми на региональном и муниципальном уровнях.
Объектом исследования в настоящей курсовой работе выступает категория пожилых людей в современном обществе; предметом исследования – практики социальной работы с пожилыми людьми.
В соответствии с поставленными целью и задачами, структура курсовой работы включает:
— введение;
— основную часть – в составе двух глав, пяти параграфов;
— заключение;
— библиографический список.
Теоретико-правовые основы социальной работы с пожилыми людьми рассматриваются в первой главе настоящей курсовой работы.
Здесь раскрываются понятие и сущность феномена пожилых людей в стареющем обществе, дана классификация различных категорий пожилых людей, в весьма ограниченных рамках курсовой работы рассмотрены общие и специфические проблемы данной составляющей современного общества, а также нормативно-правовые основы социальной работы с пожилыми людьми в Российской Федерации.
Система и технологии социальной работы с пожилыми людьми представлены, в ключевых аспектах анализа, во второй главе курсовой работы. На охваченных ею стадиях исследования:
— определены возможности и реалии системного подхода к содержанию и организации социальной работы с пожилыми людьми;
— дана сопоставительная характеристика трёх основных (базовых) технологий социальной работы с пожилыми людьми – их социального обслуживания, социальной реабилитации и социального сопровождения;
— объективную научно-прикладную оценку получают перспективы совершенствования технологий и практик социальной работы с пожилыми людьми на региональном и муниципальном уровнях.
Источниковую и библиографическую базу исследования образуют:
— Конституция Российской Федерации [1], ряд нормативных актов федерального, регионального и муниципального уровня, начиная с не утратившего силу до сих пор Постановления Президиума Верховного Совета РФ от 1 июня 1992 г. № 2890/1-1 «О проблемах пожилых людей» [12];
— монографические исследования (/ Т.Е. Демидова, Р.Э. Кесаева, Е.И. Холостова и др.);
— публикации в научной периодике («Социальное и пенсионное право», «Трудовое право в России и за рубежом»);
— Интернет-источники (СПС КонсультантПлюс; Академик).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Результаты проведённого исследования позволяют сформулировать и обобщить ряд выводов, состоящих в следующем.
Теоретико-правовые основы социальной работы с пожилыми людьми рассмотрены в первой главе настоящей курсовой работы. Установлено, что пожилые люди (или просто «пожилые»), в наиболее обобщённом понимании этого устоявшегося словосочетания (термина), – женщины и мужчины, как правило, отошедшие от активного участия в трудовой деятельности или достигшие пенсионного возраста; чаще и то и другое. Однако в динамично развивающемся языке социальных наук означенная базовая категория нередко заменяется другими, близкими по смыслу и частоте специального употребления понятиями (например, «третий возраст»).
Но, независимо от степени разнообразия специальной терминологии, обретение иного содержания жизни или попытка сохранить её привычный стиль, смысл и ценности становится для пожилого человека центральной задачей, решение которой невозможно без осмысления собственного «Я» в контексте прожитого и оставшегося времени. И одновременно – без нормативно урегулированной профессиональной помощи со стороны социальных органов Российской Федерации.
Рассмотренные в ходе проведённого исследования федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ), отражают состояние нормативно-правовых основ, обеспечивающих осуществление социальной работы с пожилыми людьми, её легитимность и поступательное развитие. Эта сфера законодательства формируется в контексте основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения различных слоёв и категорий населения Российской Федерации.
Система и технологии социальной работы с пожилыми людьми представлены в ключевых аспектах анализа во второй главе работы. Здесь показано, в частности, что основой для становления, а теперь уже и развития теории и практики социальной работы с пожилыми людьми в относительно новых условиях постсоветской России является системный (иначе, системно-структурный) подход к этой специфической разновидности социальной деятельности, относительная самостоятельность которой определяется её особыми функциями в жизнедеятельности людей.
В соответствии с означенным подходом, в качестве основных направлений поддержки пожилых людей к настоящему времени представлены: социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей, их медико-социальная реабилитация, а также социальное попечительство над пожилыми людьми (их социальное сопровождение).
Поддержка людей пожилого возраста предоставляет ныне огромное поле деятельности для социальных служб России. Имея знания и опыт, соответствующие душевные качества, социальные работники в значительной мере могут содействовать улучшению жизни пожилых людей, обеспечению их независимости, достоинства, способны помочь клиентам занять подобающее место в обществе. Арсенал таких возможностей достаточно широк. Главное – реализовать их.
Перспективы совершенствования технологий и практик социальной работы с пожилыми людьми на региональном и муниципальном уровнях обозначены на завершающей стадии исследования. Тем не менее, результирующая социологических исследований в нашей стране выглядит таким образом, что основными направлениями обеспечения благосостояния престарелых (причём – с неизменным учётом их мнения) предстают: повышение пенсий, совершенствование пенсионного обеспечения, развитие услуг по уходу за пожилыми людьми на дому, увеличение числа учреждений для проживания престарелых и улучшение условий в них.
Таким образом, в рамках настоящей курсовой работы представлены результаты многопланового изучения технологий социальной работы с пожилыми людьми; основные цели исследования, в целом, достигнуты.

 

Фрагмент текста работы:

 

Пожилые люди (или просто «пожилые»), в наиболее обобщённом понимании этого устоявшегося словосочетания (термина), – «женщины и мужчины, как правило, отошедшие от активного участия в трудовой деятельности или достигшие пенсионного возраста; чаще и то и другое» [43].
В области социальных наук, в их динамично развивающемся языке означенная базовая категория настоящего исследования нередко заменяется другими, близкими по смыслу и частоте специального (специализированного) употребления понятиями. Так, например, в странах Северной Америки и Европы, с их тягой к пресловутой «политкорректности», всё более востребованным становится понятие «третий возраст». Им обозначается, как правило, период активной жизни, который начинается с выходом индивида на пенсию [45].
Наряду с этим, в развитие представленного термина не только специалисты, но и представители так называемых «широких слоёв общественности» развитых стран всё чаще говорят и о «четвёртом возрасте», соответствующем уже гораздо менее активной старости [45].
В то же время, согласно официально принятой возрастной классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ):
— 60-75 лет – это пожилой, или преклонный возраст жизни человека;
— 75-90 лет – старческий возраст;
— после 90 лет – человека относят к категории долгожителей [41].
Тогда как 25-44 лет в жизни человека соответствуют понятию «молодой возраст», а 44-60 лет – это средний возраст [41].
По данным западноевропейской статистики:
— 85% людей старше 65 лет не сидят дома;
— 60% людей старше 70 лет не жалуются на здоровье и нетрудоспособность;
— 95% людей старше 65 лет не страдают психическими расстройствами.
Однако у 70% лиц старше 65 лет пожилой возраст ассоциируется, прежде всего, с бедностью. Через распространение же подобных стереотипных представлений о старении (во взаимосвязи с бедностью, немощью и пр.) часто обильно «подпитываются» нечуткое обращение с пожилыми людьми, их откровенная дискриминация и социальное неравенство [18; 22].
В этой связи особенно существенно, что представленная выше возрастная классификация ВОЗ учитывает не только нужды, потребности, биологические и социальные возможности пожилых людей, но и их психологические особенности и проблемы.
Так, в психологическом аспекте переход индивида в категорию пожилых людей существенно изменяет его взаимоотношения с обществом и такие ценностно-нормативные понятия, как цель и смысл жизни, добро и счастье и т.д. Значительно меняется образ жизни людей. Прежде они были связаны с обществом, производством, социально значимой (в широком смысле) деятельностью. Становясь же пенсионером (по возрасту), человек, как правило, перестаёт быть связан постоянно с производством. Но в различных сферах общественной жизни продолжает заниматься теми или иными видами деятельности [27; 29].
Между тем, социальная среда, в которой попросту принято «подталкивать» к увольнению даже тех пожилых людей, которые, во всех смыслах, ещё способны трудиться, поощряет формирование и развитие в общественном сознании представлений об индивиде с грузом прожитых лет как «ущербном» в отношении инноваций, усвоения новой информации, готовности к обучению и переобучению. Прессинг социальных стереотипов достигает такой силы, что большинство пожилых людей строит свое поведение в соответствии с ярлыком, конструируя при этом собственную «ущербность», которая инкорпорируется во внутреннюю структуру личности, становясь заслоном для ее самореализации. Под структурой (от лат. structura – «взаиморасположение, строение») личности при этом понимается совокупность устойчивых связей между множеством её компонентов, обеспечивающих целостность личности и тождество её самой себе [45]. Для наиболее ранимых пожилых людей даже простое упоминание, на работе и (или) в быту об их солидном возрасте действует как сигнал, запускающий программу отчуждения и дистанцирования, «самопоедания» в условиях своеобразного психологического кризиса, именуемого «пенсионный стресс» [21; 33].
Что касается социальных проблем пожилого возраста, то наиболее серьёзной в их ряду является само старение населения Земли – процесс, кратко характеризовавшийся уже во введении к настоящей курсовой работе. И если биологическая старость и связанный с нею (обусловливаемый ею) круг психологических проблем составляет важнейший аспект социализации пожилых людей и анализа процесса старения в целом, то второй аспект старения, – безусловно, социальный [31].
«Социальная старость» (следствие биологического старения), как социальный феномен возникшая в развитом индустриальном обществе, порождает потребность в принципиально новых социальных институтах, во введении строго формализованного возрастного порога старости. И в аспектах настоящего исследования предстаёт наиболее близким к стержневой идее курсовой работы. Ведь, к примеру, важнейший критерий, служащий для выявления и определения остроты социальных проблем, которые стоят перед пожилым человеком в нашем обществе, – его потребности и степень их удовлетворения [45].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы