Курсовая с практикой на тему Технологии развития двигательной имитации у дошкольников с РАС
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Психологические особенности детей дошкольного возраста с РАС 7
1.1 Общая характеристика расстройств аутистического спектра 7
1.2 Особенности поведения и развития детей с РАС 15
1.3 Двигательные нарушения у лиц с расстройствами аутистического спектра 23
Глава 2 Практические аспекты применения технологий развития двигательной имитации в работе с лицами с расстройствами аутистического спектра 31
2.1 Организация эмпирического исследования 31
2.2 Особенности применения технологий развития двигательной имитации в работе с детьми с РАС 35
Заключение 42
Список литературы 43
Введение:
Актуальность исследования. Дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) представляют собой достаточно обширную группу детей, имеющих самые разные поведенческие проявления, а также отличающиеся особенностями психического и эмоционального развития. В понятие «РАС» входят несколько синдромов и патология, например, детский аутизм, синдром Аспергера, атипичный аутизм, синдром Ретта. В качестве основных нарушений в структуре РАС выступают специфические нарушения эмоционально-волевой сферы и коммуникации. Как правило, остальные сферы психической деятельности и поведения также нарушены.
С детьми данной категории достаточно сложно наладить контакт, что значительно сужает возможности психологической и педагогической диагностики, и, соответственно, последующей коррекционной деятельности с данной категорией детей. Соответственно, возникает необходимость изучения закономерностей естественного поведения детей с РАС: особенностей их коммуникации, познавательной деятельности, проявления переживаний в поведении, влияния тревожности, страхов, негативных эмоций на изменения в поведении ребенка данной группы.
Трудности, характерные для детей с РАС, находят свое отражение в их поведении. Как правило, дети данной категории с трудом осваивают те формы и стратегии поведения, которые нормативно развивающиеся дети осваивают без специального обучения, в игровой деятельности и повседневном общении. Таким детям сложно понять, как вести себя при взаимодействии с другими детьми, какую стратегию поведения выбрать при нахождении в общественных местах и т.д. Соответственно, возникает необходимость коррекции нарушенных поведенческих проявлений и выработки оптимального поведения у детей с РАС, чтобы обеспечить им возможность эффективно существовать в социуме.
Трудности, характерные для детей с РАС, также выражаются в определенных нарушениях двигательной сферы, моторики на всех ее уровнях. Как правило, отклонения в формировании моторной сферы отмечаются уже в раннем возрасте и становятся ярче по мере взросления ребенка. Однако вопрос развития моторной сферы является достаточно важным для успешного и эффективного развития ребенка.
Большинство авторов сходится в том, что нарушение коммуникации при аутизме связано с неспособностью к «спонтанному» обучению общению и социальному взаимодействию у ребенка с РАС. Имитация является базовым навыком, который появляется на ранних этапах онтогенеза и играет важную роль в социальном функционировании, развитии таких когнитивных навыков, как речь, игра и совместное внимание, и представляет собой форму ориентировки ребенка в разных аспектах окружающей действительности, необходимую для решения актуальных и специфичных для каждого возраста задач развития». Методики работы с детьми с РАС говорят о необходимости преодоления отставания в этой области, что связано с целенаправленным формированием навыков общения и подражания, характерных для детей на ранней стадии развития.
Своеобразие психомоторного развития детей с аутизмом искажает процесс обучения и проявляется в частности в таких формах, как: нарушение произвольных форм регуляции, контроля и планирования двигательных актов; нарушение ориентации в пространстве и схеме тела; нарушение координации движений; синкинезии.
Можно отметить, что в настоящее время накоплено достаточно много информации об особенностях детей с РАС, в том числе особенностях развития их моторной сферы, тем не менее, различия среди детей, относящихся к данной категории настолько велики, а поведение и симптомы нарушений настолько разнообразны, что сохраняется высокая актуальность исследований в данном направлении.
Введение в процесс коррекционной работы блока по формированию и развитию навыков двигательной имитации будет способствовать не только развитию непосредственно моторных навыков, но и будет опосредовать познавательное развитие детей с расстройствами аутистического спектра
Теоретико-методологической основой исследования являются работы Каннера Л., Карвасарской И. Б., Никольской О. С., Шипицыной Л. М., Баенской Е. Р., Шеломцевой А. А., Баляновой А. А. и др.
Цель исследования: изучить особенности применение технологий развития двигательной имитации в развитии детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Объект исследования: процесс формирования поведения детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Предмет исследования: особенности формирования навыков двигательной имитации дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ литературы по теме исследования;
2) Охарактеризовать особенности развития двигательной сферы детей с РАС;
3) Эмпирически изучить состояние моторных навыков детей с РАС;
4) Рассмотреть особенностей применения технологий формирования двигательной имитации в развитии детей с РАС.
Гипотеза: моторная сфера дошкольников с РАС развивается со специфическими особенностями, для преодоления которых необходимо целенаправленное формирование у них навыков двигательной имитации.
Методы исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной информации, метод эксперимента.
Теоретическая основа исследования:
— исследования РАС Каннера Л., Карвасарской И. Б., Шеломцевой А. А., Баляновой А. А.;
— исследования поведения детей с РАС Никольской О. С., Шипицыной Л. М., Баенской Е. Р., Азовой О.И. и др.;
— исследования двигательной имитации Вохтоминой Е.А., Яблонской А.Ю., Степаненко О.А. и др.
Экспериментальная база исследования…
Заключение:
Таким образом, анализ научной литературы позволяет сделать следующие выводы в отношении особенностей формирования невербального общения дошкольников с РАС.
Расстройства аутистического спектра представляют собой обширную группу расстройств, отличающихся своими проявлениями и степенью имеющихся у ребенка нарушений. Однако общим для всех расстройств данной группы следует считать нарушения социального взаимодействия и адаптации, которые в свою очередь приводят к существенным нарушениям коммуникации. В первую очередь страдает речевая коммуникация. В некоторых случаях нарушения речевого общения являются настолько грубыми, что ребенок не в состоянии осуществлять общение с помощью речи вообще.
Моторная сфера тоже зачастую нарушена у детей данной группы, при этом страдают все формы моторики: крупная, мелкая артикуляционная и т.д. Специфически нарушаются навыки ходьбы, страдает мышечный тонус, ребенок испытывает сложности с контролем положения своего тела.
Приведенные особенности предполагают, что необходимо выделить работу по формированию моторной сферы детей с РАС в отдельное направление коррекционной работы. Важным является формирование навыков двигательной имитации, т.к. это позволяет и формировать моторные навыки, и вырабатывать навыки имитации, что также страдает у детей с РАС.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Психологические особенности детей дошкольного возраста с РАС
1.1 Общая характеристика расстройств аутистического спектра
Расстройства аутистического спектра (РАС) — широкий спектр различных нарушений в развитии, приводящих к нарушению нормального взаимодействия ребенка с окружающим миром. В том числе, к нарушению социального взаимодействия, к изоляции и неспособности самостоятельно жить в обществе. Согласно международной классификации болезней МКБ-10, к собственно аутистическим расстройствам относятся:
— детский аутизм (F84.0) (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера);
— атипичный аутизм (с началом после 3 лет) (F84.1);
— синдром Ретта (F84.2);
— синдром Аспергера — аутистическая психопатия (F84.5).
Классический аутизм (инфантильный, детский аутизм) (F84.0) – это тип общего нарушения развития, обусловленного аномалиями и задержками развития, проявляющимися у ребенка до трех лет, психопатологическими изменениями в социальных взаимодействиях, стереотипностью и ограниченностью поведенческих и коммуникативных функций; он представляет собой сложнейшее нарушение развития и относится к категории первазивных расстройств [18].
Согласно К. С. Лебединской, аутизм – отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой.
DSM-IV (Диагностико-статистическое руководство по психическим нарушениям Американской психиатрической ассоциации четвертой редакции) рассматривает аутизм как проникающее (первазивное) нарушение развития, воспринимая его, как «выраженные и проникающие расстройства в нескольких сферах развития, к которым относятся: навыки согласованного социального взаимодействия, навыки коммуникации, наличие стереотипного поведения, интересов, занятий» [22].
Наиболее часто применяемые диагностические системы МКБ-10, DSM-IV придерживаются единой точки зрения на выделение проявлений, являющихся диагностическими критериями для постановки диагноза «аутизм». Согласно МКБ-10 для определения расстройств аутистического спектра требуется установить присутствие таких проявлений, как качественные расстройства социального взаимодействия; изменения коммуникации; ограниченные и повторяющиеся стереотипные шаблоны в поведении, интересах, деятельности; неспецифические проблемы; манифестация симптомов до трехлетнего возраста [3]. В соответствии с международными стандартами ранний детский аутизм трактуется как «общее расстройство развития» и характеризуется неравномерностью развития основных психических функций. Аутизм интерпретируется как форма искаженного типа развития с аффективными нарушениями, представляющими собой первичные факторы патогенеза.
Расстройства аутистического спектра фиксируются, как правило, в дошкольном возрасте, однако сохраняются в подростковом и взрослом возрасте. В большинстве случаев эти состояния проявляются в первые 5 лет жизни.
Аргументом в пользу наследственной обусловленности возникновения расстройств аутистического спектра выступает значительное количество случаев, когда данное нарушение фиксируется у представителей одной семьи. При этом дети с синдромом аутизма на вид выглядят абсолютно здоровыми, не отличаясь от других детей по внешним признакам. Поэтому, чтобы обнаружить патологию, родителям следует проявить внимание к проявлениям в поведении ребенка, косвенно указывающим на наличие патологии (частые пробуждения среди ночи или сложности с засыпанием; понижение мышечного тонуса; нарушение координации движений; появление судорог; притупление или обострение сенсорного восприятия; частые проблемы с поджелудочной и щитовидной железами и синдром раздраженного кишечника). Целесообразно пройти обследование, если младенец к 6 месяцам не улыбается и вообще не демонстрирует радость мимикой; в 9 месяцев не имитирует звуки и выражения лица; при исполнении 1 года не выговаривает звуки, похожие на слова, не жестикулирует; в полтора года не говорит ни одного слова; в два года не произносит фразы из двух и более слов [11].
Первыми попытками систематизировать виды аутистических расстройств были клинические классификации (С. С. Мнухин, Д. И. Исаев, В. Е. Каган), в которых учитывалось происхождение синдрома, дифференциация типов биологической патологии, детерминирующей его развитие.
Они предполагали, что «детский аутизм» следует интерпретировать как уникальную разновидность психического недоразвития, при которой на передний план выступают аффективно-волевые нарушения, шизоформный характер поведения, детерминированный доминирующим недоразвитием активирующих, «энергозаряжающих» систем ствола мозга. Своеобразие психики детей с «ранним аутизмом», или шизоформными изменениями личности, соответствует их биологической реактивности, специфике функционального состояния их гипофизарно-надпочечникового аппарата и некоторых вегетативных реакций.[12]