Курсовая с практикой на тему Технологии по коррекции внимания у дошкольников с нарушением слуха
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Пояснительная записка 2
1. Психодиагностический блок. 5
2. Психо-коррекционный блок 10
Программа занятий 11
Заключение #
Планируемые  результаты #
Список литературы #
Введение:
Актуальность. Психологи считают, что появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование упорядоченного восприятия и активного владения речью. Чем больше развита речь у дошкольника, чем выше уровень развития восприятия, тем раньше формируется произвольное внимание. Тем не менее, определенные особенности отмечены в развитии внимания у детей с нарушениями слуха. Избирательное восприятие исходной информации из-за нарушения функции слухового анализатора у глухих детей медленнее, чем в слухе. Объем внимания, развитие его стабильности у детей с нарушениями слуха формируется медленнее, чем у сверстников слышащих, глухие дошкольники гораздо чаще, чем слышащие, совершают ошибки, изолируя необходимую информацию. Особенность также обнаруживается при разработке свойства внимания, такого как переключаемость.
Глухие дошкольники имеют гораздо меньшую производительность внимания, чем слуховые сверстники. В то же время производительность зрительного внимания у неслышащих дошкольников зависит от условий, в которых имеет место зрительное восприятие. Найдена зависимость характеристик зрительного внимания от степени новизны, уровня сложности, содержания представленного материала и условий его подачи. Ограничивая время воздействия представленного стимула, производительность визуального восприятия неслышащих дошкольников снижается. Скорость процесса получения и обработки информации для глухих дошкольников ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников. Глухие дошкольники, как правило, имеют «более медленное» начало работы и, как правило, более медленный темп выполнения заданий, чем слышащие сверстники, а также повышенную утомляемость для глухих. С возрастом мы наблюдаем развитие основных свойств внимания, но различия не исчезают полностью. Это объясняется, с одной стороны, компенсаторной функцией зрительного внимания, а с другой - трудностями привлечения внимания в условиях нарушения слуха.
В рамках программы, специально организованной для глухих детей, учитываются особенности их внимания. Под влиянием различных видов деятельности, старший дошкольник развивает такие свойства внимания, как концентрация и стабильность, объем, распределяемость и перключаемость. Это делается с помощью игр и упражнений, которые включают умственную и двигательную активность.
Мы разработали шестнадцать коррекционных занятий с учетом всех характеристик внимания детей с нарушениями слуха, а также того факта, что дети очень подвижны и чувствительны, нуждаются в частых изменениях активности.
Цель программы:  коррекция внимания  у детей дошкольного возраста, с нарушениями слуха.
Задачи программы:
- определить индивидуальные особенности психического развития каждого ребёнка;
- коррекция внимания;
- способствовать формированию речи, как средству общения;
- развитие и коррекция основных двигательных навыков и мелкой моторики рук;
- формировать положительный эмоциональный настрой на индивидуальных занятиях, способствующий освоению детьми с нарушениями слуха образовательного пространства. 
   Условия проведения.
Занятия рассчитаны на детей 5—6 лет с нарушениями слуха; проводятся 1—2 раза в неделю; продолжительность каждого занятия — 25-30 минут. Оптимальное количество участвующих в занятии детей — 3-5 человек. В основном  используются приемы и средства обучения, адресованные к зрительному вниманию. В связи с этим особым образом (полукругом) располагаются парты в группе, чтобы дети могли видеть друг друга и воспитателя, используются разнообразные наглядные средства.
Содержание занятий.
Занятия включают:
— игры: с правилами, словесные, подвижные, развивающие;
— упражнения творческие и подражательно-исполнительного характера;
— свободное и тематическое рисование;
— релаксацию.
Методы  оценивания.
Оценка достижения планируемых результатов проводится специалистом (или специалистами), реализующими содержание программы. Программа предусматривает входящую и итоговую диагностики (до проведения занятий - с целью построения индивидуальной коррекционно-развивающей программы и после проведения цикла занятий - для оценки эффективности реализованной Программы). 
Формы, методы, применяемые методики для проведения диагностики зависят от возраста ребенка, его индивидуальных психофизических особенностей, а также направления коррекционно-развивающего воздействия. Используемые методы и методики оценки приведены в описаниях каждой методики.
Анализ результатов.
Результативность и эффективность  работы выявляются  путем обследования, проводимого два раза: до начала развивающих коррекционных занятий и после окончания курса. 
Заключение:
Особенности в развитии внимания детей с нарушениями слуха связаны с тем, что для них большее значение имеет зрительное восприятие, а значит, основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор. Эти процессы возможны только при устойчивом внимании, напряжении ребенка. Поэтому глухие дети быстрее и больше утомляются, чем нормально слышащие, следствием этого является усиление неустойчивости внимания. У глухих детей отмечаются трудности переключения внимания, им требуется больше времени на «врабатывание», что приводит к снижению скорости выполняемой деятельности, увеличению числа ошибок. 
Продуктивность внимания у глухих школьников в большей степени, чем у их слышащих сверстников, зависит от изобразительной выразительности воспринимаемого материала. В связи с этим при обучении детей с нарушенным слухом широко используются различные средства наглядности: одни — для привлечения непроизвольного внимания (например, яркая картинка), другие — для развития произвольного внимания (схемы, таблицы). 
Задача формирования внимания у школьников с нарушениями слуха решается благодаря правильно организованной учебной деятельности. Важным фактором, который всегда следует учитывать, является своеобразный способ восприятия глухими детьми устной речи — постоянная фиксация внимания на лице и губах говорящего, требующая особой сосредоточенности. Поэтому, с одной стороны, нужно дозировать речевую нагрузку, с другой — формировать и автоматизировать навык считывания с губ. Чем лучше глухой ребенок считывает с губ, тем легче ему сосредоточить внимание на говорящем, тем меньше он будет утомляться.
К концу реализации программы предполагается, что ребёнок с нарушениями слуха будет психологически готов к обучению в школе: ведущими мотивами станут познавательные и социальные, возрастёт его интерес к учебной деятельности; повысится его уровень развития познавательных процессов: способность к анализу, обобщению, классификации, сериации, высокой концентрации и переключаемости внимания; сформируется способность к опосредованному запоминанию, становлению предпосылок для словесно-логического мышления. В результате ребёнок сможет легко адаптироваться к школьному учреждению и успешно осуществлять свою учебную деятельность.
Планируемые  результаты
Может заниматься интересным для него делом, не отвлекаясь, в течение пяти - десяти минут. Показывает по словесной инструкции и может назвать до пяти основных цветов и две-три плоскостных геометрических фигуры, а также шар и куб (шарик, кубик), некоторые детали конструктора. 
Путем практических действий и на основе зрительного соотнесения сравнивает предметы по величине, выбирает из трех предметов разной величины, выстраивает сериационный ряд, строит матрешек по росту. 
На основе не только практической, но и зрительной ориентировки в свойствах предметов подбирает предметы по форме, величине, идентифицирует цвет предмета с цветом образца-эталона, называет цвета спектра, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал). 
Усваивает элементарные сведения о мире людей, природе, об окружающих предметах, складывается первичная картина мира. Узнает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь). 
Различает понятия «много», «один», «по одному», «ни одного», устанавливает равенство групп предметов путем добавления одного предмета к меньшему количеству или убавления одного предмета из большей группы. 
Учится считать до 5 (на основе наглядности), называет итоговое число, осваивает порядковый счет.
 Ориентируется в пространстве, называет части тела: правую и левую руку; направления пространства «от себя»; понимает и употребляет некоторые предлоги, обозначающие пространственные отношения предметов: на, в, из, под, над. 
Определяет части суток, связывая их с режимными моментами, но иногда ошибается, не называет утро-вечер.
Фрагмент текста работы:
Актуальность. Психологи считают, что появлению и развитию произвольного внимания предшествует формирование упорядоченного восприятия и активного владения речью. Чем больше развита речь у дошкольника, чем выше уровень развития восприятия, тем раньше формируется произвольное внимание. Тем не менее, определенные особенности отмечены в развитии внимания у детей с нарушениями слуха. Избирательное восприятие исходной информации из-за нарушения функции слухового анализатора у глухих детей медленнее, чем в слухе. Объем внимания, развитие его стабильности у детей с нарушениями слуха формируется медленнее, чем у сверстников слышащих, глухие дошкольники гораздо чаще, чем слышащие, совершают ошибки, изолируя необходимую информацию. Особенность также обнаруживается при разработке свойства внимания, такого как переключаемость.
Глухие дошкольники имеют гораздо меньшую производительность внимания, чем слуховые сверстники. В то же время производительность зрительного внимания у неслышащих дошкольников зависит от условий, в которых имеет место зрительное восприятие. Найдена зависимость характеристик зрительного внимания от степени новизны, уровня сложности, содержания представленного материала и условий его подачи. Ограничивая время воздействия представленного стимула, производительность визуального восприятия неслышащих дошкольников снижается. Скорость процесса получения и обработки информации для глухих дошкольников ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников. Глухие дошкольники, как правило, имеют «более медленное» начало работы и, как правило, более медленный темп выполнения заданий, чем слышащие сверстники, а также повышенную утомляемость для глухих. С возрастом мы наблюдаем развитие основных свойств внимания, но различия не исчезают полностью. Это объясняется, с одной стороны, компенсаторной функцией зрительного внимания, а с другой - трудностями привлечения внимания в условиях нарушения слуха.
В рамках программы, специально организованной для глухих детей, учитываются особенности их внимания. Под влиянием различных видов деятельности, старший дошкольник развивает такие свойства внимания, как концентрация и стабильность, объем, распределяемость и перключаемость. Это делается с помощью игр и упражнений, которые включают умственную и двигательную активность.
Мы разработали шестнадцать коррекционных занятий с учетом всех характеристик внимания детей с нарушениями слуха, а также того факта, что дети очень подвижны и чувствительны, нуждаются в частых изменениях активности.
Цель программы:  коррекция внимания  у детей дошкольного возраста, с нарушениями слуха.
Задачи программы:
- определить индивидуальные особенности психического развития каждого ребёнка;
- коррекция внимания;
- способствовать формированию речи, как средству общения;
- развитие и коррекция основных двигательных навыков и мелкой моторики рук;
- формировать положительный эмоциональный настрой на индивидуальных занятиях, способствующий освоению детьми с нарушениями слуха образовательного пространства. 
   Условия проведения.
Занятия рассчитаны на детей 5—6 лет с нарушениями слуха; проводятся 1—2 раза в неделю; продолжительность каждого занятия — 25-30 минут. Оптимальное количество участвующих в занятии детей — 3-5 человек. В основном  используются приемы и средства обучения, адресованные к зрительному вниманию. В связи с этим особым образом (полукругом) располагаются парты в группе, чтобы дети могли видеть друг друга и воспитателя, используются разнообразные наглядные средства.
Содержание занятий.
Занятия включают:
— игры: с правилами, словесные, подвижные, развивающие;
— упражнения творческие и подражательно-исполнительного характера;
— свободное и тематическое рисование;
— релаксацию.
Методы  оценивания.
Оценка достижения планируемых результатов проводится специалистом (или специалистами), реализующими содержание программы. Программа предусматривает входящую и итоговую диагностики (до проведения занятий - с целью построения индивидуальной коррекционно-развивающей программы и после проведения цикла занятий - для оценки эффективности реализованной Программы). 
Формы, методы, применяемые методики для проведения диагностики зависят от возраста ребенка, его индивидуальных психофизических особенностей, а также направления коррекционно-развивающего воздействия. Используемые методы и методики оценки приведены в описаниях каждой методики.
Анализ результатов.
Результативность и эффективность  работы выявляются  путем обследования, проводимого два раза: до начала развивающих коррекционных занятий и после окончания курса.