Курсовая с практикой на тему Технологии организации и проведения выставок народного художественного творчества в сельском доме культуры Московской области.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования организации и проведения выставок по народному художественному творчеству 7
1.1.Актуализация сохранения народного художественного творчества 7
1.2.Выставки как эффективный вид пропаганды народного художественного творчества в современных условиях 13
Выводы по 1 главе 19
ГЛАВА 2. Технологии организации и проведения выставок народного художественного творчества в сельском доме культуры Московской области 21
2.1. Анализ видов деятельности по сохранению народного художественного творчества в сельском доме культуры Московской области 21
2.2.Технологии организации и проведения выставок по народно-художественному творчеству в сельском доме культуры Московской области 31
Выводы по 2 главе: 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 46
Введение:
Актуальность темы исследования. В современном обществе актуализируется проблема сохранения народного культурного наследия. Важную роль в решении данной проблемы выполняет организация и проведение выставок народного художественного творчества. Кроме того, сохранению народных традиций способствует поддержка народных художественных ремёсел и мастеров прикладного творчества. Наиболее распространёнными видами народного художественного творчества являются художественная вышивка, кружевоплетение и бисероплетение, вязание крючком и спицами, роспись деревянных и глиняных изделий, плетение, декупаж, работа с природным материалом (береста, соломка), лоскутное шитье, валянье. Главной, определяющей чертой народного искусства является коллективный характер, это, прежде всего, проявляется в преемственности многовековых традиций.
Сохранение и развитие народной художественной народной художественной культуры является одной из важнейших задач в деятельности учреждений культуры Московской области. Без всестороннего изучения песенного и музыкального фольклора, традиций, обрядов, старинных промыслов и ремёсел нельзя говорить о преемственности нравственных и духовных традиций нашего народа.
В настоящее время происходит процесс обновления содержания общего образования, апробация новых педагогических технологий, поиск и овладение новыми методами и формами работы, совершенствование процесса воспитания молодежи, в том числе и при помощи средств народной художественной культуры и народного художественного творчества. Оно происходит с учетом всего лучшего, что было накоплено практикой и педагогической наукой.
Возрождение народных традиций села народным ремёслам, осуществление в современных условиях преемственных связей поколений; приобщение подрастающего поколения и различных слоев населения к ценностям народной художественной народной художественной культуры .
Проблема исследования заключается в особенности организации выставок в сельском доме культуры.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы теории этноса рассматриваются в работах Бромлея Ю.В., Гумилева Л.Н., Лурье С.В., Токарева С.А. и др.
Научные основы и возможность использования народного творчества в образовательной деятельности раскрываются в исследованиях Бердяева Н.А., Гессена С.И., Каптерева П.Ф., Соловьева В.С. и др.
Идеи реализации этнических традиций и теоретические основы процесса воспитания в народной педагогике раскрываются в трудах Афанасьева В.Ф., Виноградова Г.С., Волкова Г.Н., М.Т. Картавцевой, И.С. Кона, В.С. Кукушина, В.А. Сухомлинского, Ушинского К.Д. и др .
Продуктивные пути использования воспитательного потенциала народной художественной культуры в развитии подрастающего поколения рассмотрены в научных публикациях Алтынсарина И., Амонашвили Ш.А., Лихачева Б.Т., Махмутова М.И., Никандрова Н.Д., Тайчинова М.Г..
Значительный объем научных исследований и публикаций направлен на изучение феноменологии и основ технологии этнохудожественного образования, развития креативности и художественной культуры личности (Костикова И.Ю., Рулина Т.К., Брюзгина Л.В., Гафурова Н.О., Демидов В.В. и др.).
Объект исследования – проблема сохранения народного художественного творчества в современных условиях.
Предмет исследования – технологии организации и проведения выставок народного художественного творчества в сельском доме культуры Московской области.
Цель исследования – раскрыть технологии организации и проведения выставок народного художественного творчества в сельском доме культуры Московской области.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать проблемы актуализации сохранения народного художественного творчества.
2. Проанализировать выставки как эффективный вид пропаганды народного художественного творчества в современных условиях.
3. Провести анализ видов деятельности по сохранению народного художественного творчества в сельском доме культуры Московской области.
4. Выделить технологии организации и проведения выставок по народно-художественному творчеству в сельском доме культуры Московской области.
Методологическая основа исследования: В работах Запорожца Л.В, Козловой С.А., Эльконина Р.Б., Якобсон С.Г. и других доказано, что ребенок способен управлять своим поведением на основе знаний нравственных норм и правил поведения, нравственных представлений.
Методы исследования:
-теоретические: анализ литературы по теме исследования.
-эмпирические: анализ работы сельского дома культуры Московской области.
База исследования: дом культуры села Квашёнки Талдомского округа Московской обл.
Теоретическая значимость исследования заключается в исследовании организации и проведения выставок народного художественного творчества в сельском доме культуры Московской области.
анализе проблем актуализации сохранения народного художественного творчества, анализе выставки как эффективный вид пропаганды народного художественного творчества в современных условиях, анализе видов деятельности по сохранению народного художественного творчества в сельском доме культуры Московской области.
Выделены технологии организации и проведения выставок по народно-художественному творчеству в сельском доме культуры Московской области.
Практическая значимость исследования заключается в том, что данное исследование будет интересно педагогам дополнительного образования, руководителям этнокультурных центров и т.д.
На защиту выносятся следующие положения:
Проблемы актуализации сохранения народного художественного творчества.
Выставки как эффективный вид пропаганды народного художественного творчества в современных условиях.
Анализ видов деятельности по сохранению народного художественного творчества в сельском доме культуры Московской области.
Технологии организации и проведения выставок по народно-художественному творчеству в сельском доме культуры Московской области.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (45 источников) и приложений. Общий объем текста работы – 40 страниц.
Заключение:
Проблема сохранения и восстановления самобытной народной художественной культуры, накопленного столетиями нематериального культурного наследия и его эффективного использования, в развитии отечественной культуры приобретает особую актуальность, поэтому важным становится проведение выставок.
Активное включение детей и молодёжи в сферу восстановления народных традиций также говорит о целенаправленной перспективной методике по воспитанию позитивного отношения к местным культурным традициям.
Для достижения поставленных целей Дом культуры осуществляет следующие виды деятельности:
создание и организация работы кружков, клубов по интересам различной направленности;
проведение выставок, различных по форме и тематике, культурно-массовых мероприятий, праздников, представлений, конкурсов, концертов, выставок, вечеров отдыха, игровых развлекательных программ, молодёжных и детских дискотек и других форм показа результатов творческой деятельности клубных формирований;
проведение мероприятий профилактической направленности, призывающие к здоровому образу жизни с трудными детьми и несовершеннолетними;
Организация культурно-досуговых, информационно-просветительских и других мероприятий для всех категорий населения обеспечивается своевременной информацией о проводимых мероприятиях, ценовой доступностью.
Сельский дом культуры ставит перед собой реальные цели по воспитанию у населения гражданского патриотизма, чему в большей степени способствует организация и проведение государственных праздников, которые включают в себя циклы разноплановых мероприятий для разновозрастной аудитории.
Научить мастерству может только тот, кто сам владеет им в совершенстве. С этой точки зрения народные промыслы всегда профессиональны, так как народный мастер должен знать традиционные приемы изготовления изделий и отлично владеть ими. Так, в народном искусстве коллективное и индивидуальное начала находятся в нерасторжимом диалектическом единстве, дополняя, и обогащая друг друга.
В заключении хочется сказать, что народная художественная культура это наше общее достояние, которое передано нам нашими предками, поэтому мы обязаны ее постигать, хранить, восстанавливать и тем самым развивать культуру села.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты исследования организации и проведения выставок по народному художественному творчеству
1.1.Актуализация сохранения народного художественного творчества
В современных условиях проблемы сохранения и развития народной художественной культуры становятся все более актуальными в международном масштабе. ЮНЕСКО, авторитетная международная организации при ООН по вопросам образования, науки и культуры, выступила в поддержку народной художественной народной художественной культуры , направив в свои региональные отделения документ, названный «Рекомендация по сохранению фольклора». В нашей стране, как и в других странах мира, в последние годы все более активно разрабатываются и внедряются новые подходы к сохранению и развитию народной художественной культуры [2:38].
Один из них принятие Федеральной программы «Развитие и сохранение отечественной культуры и искусства», в которой народная художественная культура представлена как целостная система общечеловеческих ценностей, формирующих идентичность нации, единство Российского государства.
Развиваясь под влиянием принятых и утвердившихся в данном обществе художественных норм, ценностей и идеалов народная художественная культура является частью художественной культуры общества. Спецификой народной художественной культуры является то, что она воплощает в себе традиции, то есть устойчивые формы жизни народы, отражающие особенности его национального характера и национальных образов мира.
Воспитание, используя народную художественную культуру, осуществляется с помочью определённых методов и средств.
В настоящее время сложилось мнение о том, что культура это форма досуга, индустрия развлечений. Но в традициях села происходит возврат к истокам, возвращение к народной художественной культуре — вот самая насущная государственная задача сегодня.
Прежде всего, потому, что духовность — это универсальное, присущее всему человечеству качество и необходимо исследовать исторические корни процессов, происходящих в сфере народной художественной культуры.
Лихачев Д.С. в своей книге «Письма о добром и прекрасном» обращается к нам такими словами: «…Если вы возьмете всю нашу страну, вы удивитесь разнообразию и своеобразию городов и хранящейся в них культуры: в музеях и частных собраниях, да и просто на улицах, ведь почти каждый старый дом — драгоценность. Сохранить разнообразие наших городов и сел, сохранить в них историческую память, их общее национально — историческое своеобразие — одна из важнейших задач…» [36:173].
В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно – нравственной сферы и ставило перед собой основную цель – воспитать молодого человека мыслящим, добродетельным, милосердным и верящим в возможность совершенствования мира.
В последнее время наблюдается быстрый рост национального самосознания, интерес к основам народной художественной культуры, возрождение промыслов, ремёсел, создание центров фольклора.
Среди факторов, влияющих на состояние народной художественной культуры, можно выделить как позитивные, так негативные.
Позитивные:
Исторически сложившиеся на протяжении веков центры развития народных художественных промыслов и ремёсел (вышивка изделий, изготовление игрушек, лаковая живопись, художественная керамика и др.).
Государственная поддержка программ, направленных на сохранение, возрождение и развитие народной художественной культуры в регионах Центральной России.
Финансирование международными фондами и национально-культурными общественными организациями проектов в сфере возрождения, сохранения и развития региональных центров народной художественной культуры.
Активный рост численности центров народной художественной культуры, народных художественных промыслов и ремёсел.
С учётом государственной поддержки проектов и программ сохранения, развития и использования народных художественных промыслов и ремесел, а также самой народной художественной культуры происходит развитие всей системы культурного образования региона.
Повышение конкурентоспособностей субъектов народных художественных промыслов и ремесел.
Подготовка бакалавров и магистров народной художественной культуры в ведущих вузах культуры и искусств высших учебных заведений Центральной России.
Негативные:
Стремительная глобализация, ведущая к унификации культур и нивелированию этнокультурной самобытности народов.
Низкий уровень знаний населения о культурном потенциале разнообразных форм народной художественной культуры на территории Центральной России.
Проблема обеспечения учреждений культуры разных областей России высококвалифицированными специалистами в области развития региональных центров народной художественной культуры и народных художественных промыслов и ремёсел.
Село является одним из очагов сохранения песенной народной художественной культуры . В селе сохранились традиционные лирические, обрядовые свадебные, хороводные плясовые песни [24:67].
Большим авторитетом пользуются местные певцы и певицы в среде фольклористов-ценителей музыкального искусства. Свою популярность они заслужили мастерством исполнения ансамблевого пения. Несомненно, народные традиции должны передаваться из поколения в поколения.