Курсовая с практикой на тему «Техника Лестера Хортона- как инструмент развития тела танцовщика»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. Лестер Хортон в истории танца……………………………………… 6
1.1 Краткая биографическая справка 6
1.2 Роль в развитие танца модерн 8
Глава 1. Вывод 10
ГЛАВА 2. ТЕХНИКА ЛЕСТЕРА ХОРТОНА И ЕЕ ПРИМЕНЕНИЕ………… 12
2.1 Особенности техники Лестера Хортона 12
2.2 Техника Лестера Хортона как инструмент развития тела 15
Глава 2. Вывод 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….. 25
Введение:
Тема настоящей работы определена как «Техника Лестера Хортона как инструмент развития тела танцовщика». Имя Лестера Хортона, американского танцовщика, хореографа, педагога, в России не слишком известно. Его наследие относится к так называемому танцу модерн, направлению, распространенному в Европе и Америке в первой половине XX века. Он создал, как и многие деятели этого направления, собственную технику танца. Она по сей день применяется в танцевальных школах и частично стала основой для некоторых других стилей или методик танца. Так, американский визионер танца, один из первых крупных темнокожих хореографов Элвин Эйли был учеником Лестера Хортона, и в основу работы Эйли легли многие принципы, которые разрабатывал его учитель [6].
Танец модерн можно назвать отдельным направлением в танце в целом. Оно возникло на рубеже XIX и XX веков. Основными странами распространения были Германия и США, страны, где не было собственной сильной классической балетной традиции, каковыми, например, в тот момент обладали Франция, Дания и Российская империя, а затем СССР. Существует распространенное мнение, что движение танца модерн, которое также называли «танцем босоножек», свободным танцем, дунканизмом (первые три термина связаны с одной из значительных фигур этого движения, Айседорой Дункан), ритмопластическим выразительным, экспрессионистским, абсолютным, новым художественным танцем, отрицало правила классического балета, раскрепощало тело. Первое утверждение можно считать спорным (как было указано, ни в Германии, ни в США не было сильной балетной школы, в США она возникнет намного позже, усилиями Михаила Мордкина и Джорджа Баланчина). Но раскрепощающее влияние и связь с общественными настроениями рубежа веков, когда сильны были дискуссии об избирательных правах, правах женщин, правах рабочего класса, когда общество переживало индустриальный переход, можно считать неоспоримыми. Танец модерн во многом заложил концептуальные основы того, что сегодня понимается под современным танцем (contemporary dance). При разности стилей, техник и внешнего выражения у танца модерн и современных движенческих практик есть как минимум одно яркое сходство: эти направления обращают внимание на человеческое тело и его реальные, а не идеализированные, как в классическом балете, возможности. Соответственно, все известные нам сегодня техники танца модерн могут использоваться в обучении танцовщиков в том числе с целью развития навыков, тренировки групп мышц, которые не задействованы в ежедневной работе и текущем репертуаре. Любая техника танца модерн, в том числе техника Лестера Хортона, расширяет представления артистов о движении и о своих возможностях, помогает более объемно увидеть свое тело и раскрыть его потенциал [3].
Актуальность исследования, связанного с техникой Лестера Хортона, хореографа-модерниста, известного в России меньше, чем основные представители этого направления, состоит в том, что эта техника, которая, как и многие другие техники танца модерн, находится на стыке «классического» словаря и новых, индивидуальных техник, полезна для изучения как в рамках общего развития танцовщиков, так и для подготовки спектаклей.
Практическая ценность работы состоит в возможности «взять на вооружение» еще одну технику и с ее помощью совершенствовать работу в танцевальных труппах. Теоретическая значимость работы состоит в том, что сегодня на русском языке нет крупных и влиятельных исследований, посвященных Лестеру Хортону, в особенности практическому аспекту, применению его техники в работе с артистами.
Объект исследования — техника танца модерн, созданная Лестером Хортоном, ее история, метод. Предмет исследования — характеристики техники танца Лестера Хортона и их влияние на тело танцовщиков, результаты, которых можно достичь, исследуя и применяя названную технику.
В работе используются такие методы как исторический и биографический — в главе 1 рассматривается Лестер Хортон как историческая фигура, анализируется его биография, обучение и опыт с целью выявления, как появился его уникальный метод. Также используется анализ — мы рассматриваем технику Лестера Хортона и разбираем, как она влияет на тело танцовщика.
Цель исследования — изучить влияние на работу танцовщиков и их физические параметры.
Задачи, поставленные в работе:
● Выявить основные характеристики техники танца Лестера Хортона;
● Установить, для каких целей техника применима сегодня;
● Выявить, какой эффект оказывает на артистов применение и изучение техники Лестера Хортона;
Работа состоит из Введения, Заключения, Списка литературы и двух глав. Глава 1 является историко-теоретической, в ней приводится краткая биографическая справка о Лестере Хортоне. В биографической части разбирается путь Хортона, фигуры танца модерн, которые на него повлияли, указываются движенческие практики, на которые Хортон опирался при создании авторской техники.
Заключение:
В настоящей работе была рассмотрена одна из фигур американского танца модерн, хореограф, танцовщик и педагог Лестер Хортон. Мы изучили его биографию и выявили, как личные интересы Хортона, любопытство к пластическим практикам коренных народов Северной Америки, обучение основам балета и работа на эстраде и в Голливуде сформировали так называемую технику Лестера Хортона. Также мы рассмотрели фигуру Хортона в историческом контексте, определили, что он принадлежал к центральному современному периоду развития танца модерн в США. Этот период на основании изученных материалов мы охарактеризовали как время формирования множества индивидуальных стилей, которые создавали отдельные хореографы, и возникновения различных пластических систем. Мы выявили, чем центральный современный период американского танца модерн отличался от иных его периодов. Также мы выявили, какие ценности были присущи этому поколению хореографов, и какие из них отразил в авторской практике интересующий нас Лестер Хортон. Среди важнейших особенностей — уже названное создание уникальной авторской техники танца, которая может использоваться и как метод для тренинга, и как основа для сценических постановок, интерес к смешиванию различных пластических практик, в том числе классических и неклассических, использование различных источников вдохновения. На многих хореографов центрального современного поколения также влияли внешние, материальные условия их работы. Большинство из них не могли в первые годы заработать только своими авторскими постановками и параллельно ставили танцы в Голливуде или на Бродвее. Этот факт, совмещение авторской работы и коммерческих постановок, вынужденное умение сочинять танцы для кинематографа и мюзиклов, работа с эстрадными техниками, популярными во второй четверти XX века, значительно повлиял на почерк многих хореографов, в том числе и Хортона. Так как он работал в мюзиклах и музыкальных фильмах, неотъемлемой частью его метода стали те самые эстрадные танцы. Несмотря на вынужденность работы с ними, они во многом сформировали в том числе педагогический метод этого автора. Мы выявили, что важной составляющей наследия Хортона является джаз — Хортон использовал его элементы в своей технике и позже на ее основе сформировалось такое направление как модерн джаз танец.
В работе были поставлены следующие задачи:
● Выявить основные характеристики техники танца Лестера Хортона;
● Установить, какие из них применимы в обучении и работе с танцовщиками сегодня;
● Выявить, какой эффект оказывает на артистов применение и изучение техники Лестера Хортона;
● Доказать, является ли данная техника полезной.
Мы рассмотрели технику Лестера Хортона и выявили ее ключевые особенности: отсутствие стилевой привязки, многочисленные источники формирования, среди которых как традиционные методы воспитания тела, такие как балет, и выбранные Хортоном индивидуально ориентиры, например, связь с джазом, заимствование отдельных элементов из неевропейских пластических культур, таких, как афрокарибская, японская, танцы коренных народов Северной Америки. Среди важнейших концептуальных и технических основ техники Хортона — ориентированность на “исправление” тела, на возможность его гармонично развить, и формирование сильного мышечного корсета и развитого чувства координации. Таким образом, техника Хортона представляет собой скорее подготовительный тренинг, хотя часть ее элементов использовалась хореографом и в сценических постановках. Сегодня техника Хортона наиболее ценна именно для работы в зале.
В пункте, посвященном применению техники Хортона на практике, мы разобрали одно из самых распространенных упражнений, Т-позицию, и на ее примере выявили, какие способности развивает применение техники Хортона. Упражнения, разработанные Хортоном, сочетают работу с весом тела и достижением баланса, они направлены на развитие и укрепление мышц, в них ставятся задачи, при выполнении которых танцовщик должен одновременно уметь работать с координацией тела, испытывать на прочность свои мышцы и ловить баланс. Также важной особенностью техники является малая степень травм по сравнению, например, с тренингом классического балета. За счет использования не выворотных позиций технику Хортона можно считать более подходящей для начинающих обучение и непрофессионалов.
Также результатом изучения материалов, связанных с техникой, стал вывод, что она не догматична и позволяет педагогу изменять курс согласно потребностям, что крайне востребовано в обучении танцовщиков.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Лестер Хортон в истории танца
1.1 Краткая биографическая справка
Будущий хореограф и танцовщик родился в Индианаполисе, штат Индиана, в 1906 году. О его жизни до 1920-х годов известно мало; однако мы располагаем сведениями о том, что танец стал предметом страсти Хортона еще в детстве. Мальчиком он увидел племенные танцы индейцев на шоу Дикого Запада, и заинтересовался ими, стал изучать племена ирокезов, индейцев Красной реки, пентагуэ и оджибве. Сочетание интереса к культуре коренных народов Америки и модерну определили его артистические взгляды. Похожие интересы проявляли многие хореографы его поколения.
Хортон начал изучать балет в родном Индианаполисе в студии мисс Тео Гевес. Он учился в Художественном институте Джона Херрона и работал с театром Маленького Индианаполиса. Также он посещал представления компании Денишоун, которую основали одни из самых значимых модернистов Рут Сен-Дени и Тед Шоун.
Юношей Хортон переехал в Калифорнию, чтобы начать танцевальную карьеру. Это произошло в конце 1920-х годов. Первым «пунктом назначения» было участие в «Песне Хиваты» в Argus Bowl в Eagle Rock [6]. Как современный танцовщик Хортон попал на сцену в удачный момент: как раз в это время в США начал активно развиваться современный для того времени танец и у артистов возникла заинтересованная и благодарная аудитория. Решение отправиться в Калифорнию в то время считалось нестандартным: штат, который сегодня является одним из артистических центром и привлекает одаренных людей со всех Америки, завоевывал свое положение. Тем не менее, Хортон перебрался именно туда, а не в Нью-Йорк, бывший в начале XX века центром ремесла.
Первую танцевальную компанию «Танцовщики Лестера Хортона» (Lester Horton Dancers) Хортон основал в 1932 году [9]. У компании было несколько имен. В 1934 году она недолго была известна как «Калифорнийские балеты Лестера Хортона» (Lester Horton California Ballets). В том же году появилось окончательное название, «Танцевальная группа Хортона» (Horton Dance Group). Упоминания «Horton Dance Group» можно встретить чаще, поскольку «Lester Horton Dancers» просуществовали до начала 1944 года.
В это же время началось еще одно важное сотрудничество Хортона: артистов приглашали для участия в фильмах. Хортон и сам работал в Голливуде — как хореограф, в том числе мюзиклов (это практиковали многие в то время, начиная с Джерома Роббинса и Брониславы Нижинской). Работа в Голливуде нужна была для добычи средств на собственные постановки. Хортон сочинил танцы для «Лунного света в Гаване» (1942), многих фильмов Марии Монтес, среди которых «Белый дикарь» (1943), а также для мюзиклов серии B. Самый известный из них — фильм 1943 года «Призрак оперы» Артура Любина.
Позже Хортон попытался создать компанию на Восточном побережье для танцовщицы Сони Шоу [9], но муж Шоу быстро прекратил финансирование развалившейся компании еще до того, как случились публичные выступления. После этого Хортон со своей главной танцовщицей Беллой Левицки создал «Театр танца Лос-Анджелеса». Партнерство прекратилось в 1950 году, когда Левицки решила сосредоточиться на сольной карьере.
Танцевальная компания Хортона лишь один раз выступила в Нью-Йорке, перед смертью своего создателя. Изначально выступать они должны были для ассоциации еврейской молодежи. На месте оказалось, что аудитория будет небольшой: на субботнее вечернее представление пришло всего около 300 человек, на воскресное продали всего 200 билетов. Денег на отъезд из Нью-Йорка не хватило.