Курсовая с практикой на тему Театральная жизнь и ее влияние на провинциальную жизнь в Тамбове и Козлове 19-нач.20 века
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение……………………………………………………………………………………………. 3
1. ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ В 19 — НАЧАЛЕ 20
ВЕКОВ…………………………. 6
Заключение……………………………………………………………………………………….. 27
Список использованных источников……………………………………………………. 30
Введение:
До настоящего
времени театральная жизнь Тамбова и Козлова в научном плане практически не исследована. Практически отсутствуют
работы, которые анализируют историю театральной культуры этих городов.
Изучение
истории театров городов Тамбова и Козлова, как и всего провинциального
театрального движения, имеет научное познавательное, историко-краеведческое,
воспитательное значение. Трехвековая история русского театра является составляющей
частью национальной культуры русского народа, который дал миру высокие образцы
художественного творчества и признанных мастеров сцены. На протяжении столетий
искусство театра постоянно увлекало, интересовало, развивало, волновало, объединяло и воспитывало жителей не только
столицы, но и глубокой провинции.
Актуальность
данной темы выражает особую необходимость, выраженную в изучении развития
театральной жизни Тамбова и Козлова в XIX — начале XX вв. и определяется
общественной потребностью в научном осмыслении социального и духовного развития
российского общества, формирования культурного мировоззрения в различные эпохи.
Особое внимание следует обратить на процессы и специфику демократизации
театральной жизни во второй половине XIX века как исторически сложившегося
опыта, который требует детального изучения и выявления основных черт которые
повлияли на развитие культуры в современном обществе.
Провинциальная
жизнь городов Тамбова и Козлова была сформирована и развивалась в неразрывном целом с передовыми
основами идеологии и творческими традициями русской сцены. Она передавала
основные характерные черты
социально-духовной жизни этих городов с их этническими, национальными
особенностями, укладом и обычаями [13].
Комплексное
изучение жизни Тамбова и Козлова XIX — начала XX вв. позволяет выявить
общественно-политический настрой и специфику
развития провинциального театра, его взаимосвязь с народным творчеством
и общественными организациями, а также большое влияние на духовное развитие
общества.
Изучение
характерных особенностей крепостного театра, личного состава организаторов и
актеров, репертуара и потребностей культурного познания зрителя способствует пониманию его
социально-художественной функции, основанной на феодальных и крепостных
условиях возникновения в России, его
дальнейшего формирования, его всестороннего развития и превращения в
коммерческую деятельность профессиональный театр в спектре зарождения буржуазных
отношений.
Изучение
театральной жизни в период 40-60-х годов позволяет понять специфику влияния
мировоззрения и характер его основных потребителей, предпринимателей, меценатов и актеров,
которые в свою очередь влияли на театр и формировали его, выдвигая новые
требования к театру и позволяли оценить
состояние театрального дела в период 19-начала 20 века влияя на его дальнейшее совершенствование.
Анализ документов и изучение специфики
театральной жизни позволяет определить место театра в общественной жизни края,
его связь с общественным движением, политическими и научными мнениями,
экономическим развитием, уровнем образованием и культуры местного населения,
который менялся с течением времени, а также предоставить специфику передового опыта театров Тамбова и
Козлова, их вклад в театральную жизнь России".
Целью данного исследования является
всестороннее изучение и системный анализ становления и развития театральной
жизни на примере городов Тамбова и Козлова.
Задачи исследования:
— исследовать провинциальную театральную
жизнь, как составную
часть общественной духовной жизни России;
— определить социально-политические
предпосылки возникновения
театральной жизни и крепостных театров в провинции;
— изучение основных форм театральной жизни
Тамбовской и Козловской губерний и процесса демократизации театральной жизни;
— выявить тенденции, выдвигаемые к театрам
различными "слоями населения", и изменения, происходящие в
театральной жизни;
— проанализировать содержание и формы
театральной жизни как искусства, распространенного в Тамбовской и Козловской
областях, их реальный вклад в театральное движение в России;
Предметом исследования является
театральная жизнь жителей Тамбовской и Козловской губерний на протяжении
полутора столетий.
Важным источником для изучения театральной
жизни стали центральные и местные периодические издания, специализированные
газеты и журналы по литературе, искусству, театру и музыке, а также
общественно-политические статьи, очерки, творческие воспоминания, эскизы,
дающие объективную картину театральной жизни провинций.
Заключение:
В развитии и
становлении тамбовского театра есть несколько характерных особенностей — работа
с местными авторами (выбор оригинальной драмы), предоставление сценической
площадки для творческих экспериментов и защиты дипломов выпускникам столичных
театральных вузов, организация филиалов театра в регионе, а также театральных
студий, которые сразу после революции стали готовить молодые театральные кадры.
Духовная
жизнь общества, отражающая бурную политическую историю и изменения во внешнем
виде страны в целом, была богатой и разнообразной. Но, как обычно, культурная
жизнь "пузырилась" в столицах. Провинция медленно включалась в общие
процессы. Тамбовская область не стала исключением. Несмотря на видимые
положительные изменения, большинство населения оставалось неграмотным и
оторванным от духовных и культурных ценностей. Однако мы проанализируем
позитивные изменения в культуре и жизни населения области на рубеже веков.
В начале ХХ
века концертная, музыкальная и театральная жизнь, музыкальное образование и
просвещение находились на новом этапе своего развития. В начале ХХ века концертная, музыкальная и
театральная жизнь, музыкальное образование и просвещение находились на новом
этапе своего развития.
Знаком того
времени стали выступления небольших инструментальных ансамблей во вновь
открытых кинотеатрах — "Искусство", "Модерн".
В программах
исполнителей все большее место стали занимать произведения русских
композиторов, причем не только популярных А. Рубинштейна, П. Чайковского, но и
А. Аренского, А. Глазунова, А. Лядова, А. Скрябина, А. Гречанинова, М.
Ипполитова-Иванова, С. Рахманинова.
Тамбовская
театральная сцена начала ХХ века отличалась разнообразием жанров в своем
репертуаре. Профессиональные и любительские труппы обращались к драме и
трагедии, комедии и лирике, ставили водевилей, музыкальные комедии, фарс.
Оперные спектакли давались почти ежегодно.
На рубеже XIX-XX
веков интеллигенция стала уделять большое внимание повышению культурного уровня
простых людей. Усилиями энтузиастов были основаны краеведческий музей, общество
народных чтений, народный дом. Граждане, ищущие культурного досуга, имеют
возможность расширить свои знания, заняться любительским театром, петь в хоре,
играть на музыкальных инструментах[1].
На рубеже
XVIII-XIX веков вся картина театральной жизни стремительно меняется. Резко
увеличивается количество театральных трупп, расширяется состав актеров. Сеть
театральных предприятий губернии стремительно развивается — не только благодаря
организации театров за счет государственных средств, но и благодаря растущей
частной инициативе. В провинциальных городах театры создаются на общей основе,
есть предприятия, многие крепостные театры, которые раньше существовали как
домашние труппы домовладельцев-театрантов, переходят на коммерческие рельсы.
Большинство театров переезжают с места на место в поисках коллекций, захватывая
в своих блужданиях все более широкую территорию и круг зрителей.
Профессиональная
сцена начинает остро нуждаться в подготовленных актерах, потому что ищет
молодых талантов из самодеятельных театральных коллективов, поглощая целые
крепостные коллективы, что открывает двери для индивидуальных талантливых
самоучек. Так формируются столичные императорские труппы.
В первые годы
XIX века театр привлекает внимание общественности гораздо больше, чем 10-20 лет
назад. Судьба русского сценического искусства, его современное состояние и
будущее становятся постоянной темой разговоров в литературных кругах и в
образованном обществе, где пробуждается живой интерес к успеху национальной
культуры. Большинство журналов, вышедших в свет в 1800-е годы, размещают на
своих страницах статьи, отражающие состояние современного русского театра.
[1] ИСТОРИЯ ТАМБОВСКОГО КРАЯ СЕРЕДИНЫ XIX –
НАЧАЛА ХХ ВЕКОВ — Двухжилова И.В. Культура Тамбовской губернии начала 20 в
Фрагмент текста работы:
1. ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ В 19 — НАЧАЛЕ 20 ВЕКОВ
1.1 Театральная
жизнь провинции — составляющая часть духовной жизни России
жизнь провинции — составляющая часть духовной жизни России
Репертуар провинциальной театральной провинции жизни не имеет особенных
отличий от репертуара театров Санкт-Петербурга и Москвы. Практически все столичные
драматурги ставили на сцене уникальные и оригинальные пьесы, которые были
переведены либо переделаны для представления зрителю в провинциях.
С помощью разнообразных источников было установлено около трехсот
названий пьес, поставленных в провинции в то время. Хотя эта информация
является относительно неполной, но одни из самых известных названий (относятся к постановкам конца
1830-х — начала 1840-х гг.) позволяют сделать некоторые наблюдения и выводы об
основных тенденциях в репертуаре провинции.
Тамбовская губерния связана с именами
многих выдающихся деятелей русской культуры и науки. В селении Вяжели Кирсановского
района провел свои ранние годы, поэт пушкинской эпохи Е. А. Баратынскийо
(1800 -1844) [29]. В селе Мезинец Козловского уезда родился автор
знаменитой оперы "Аскольдова могила" А. Верстовский (1799-1862).
В 70-е годы XIX века в село Усово Кирсановского района
неоднократно приезжал Чайковский. С деревней Ивановка Тамбовского уезда связано
творчество еще одного выдающегося русского композитора Рахманинова. 1890 по
1917 год он регулярно приезжал в летнюю усадьбу своей жены, работая над многими
известными музыкальными произведениями.
Выходцами из
провинции являются также изобретатель ламп накаливания Лодыгин, известный
индолог И. П. Минаев, историк и этнограф Чичерин, селекционер И. В. Мичурин.
В Тамбовском
музыкальном училище в 1912-1915 годах учился Агапкин Василий Иванович-автор
марша " Прощание славянки". Он служил в Тамбовской области в
1920-1922 годах. Оркестр под управлением Агапкина играл на исторических парадах
в 1941 и 1945 годах [30].
На основании
данных газет, объявлений, публикаций в прессе того времени о работе
провинциальных театров в виде случайно сохранившихся данных о программах и
афишах, необходимо обратить внимание на следующие явления: резкое падение
интереса театров и зрителей к любимым жанрам крепостных трупп — балета и оперы
во всех их разновидностях к экстравагантности. Во второй четверти XIX века
водевиль занимал доминирующее место в репертуаре провинциальных театров, а
французская, и русская классическая драматургия почти полностью исчезала из
репертуара.
Среди
наиболее репертуарных водевилей преобладали водевили Ленского, Григорьева,
Каратыгина, Кони, Некрасова, отмеченные своим талантом и наблюдательностью.
Некоторые
водевили также пользовались успехом, позволяя актерам показать свою технику
пантомимы и внешнее перевоплощение.
К наиболее
популярным водевилям русской театральной провинции конца 1830-х — начала 1840-х
гг относились: «В людях ангел — не жена, дома с мужем — сатана», «Лев Гурыч
Синичкин», «Стряпчий под столом», «Хороша и дурна, и глупа и умна», «Кеттли,
или Возвращение в Швейцарию» — Ленского; «Чиновник по особым поручениям» П.
Каратыгина; «Сиротка Сусанна» П. И. Григорьева [2].
О
неоднородности социального состава, политических убеждений, вкусов и
культурного уровня провинциального зрителя свидетельствует популярность такого
грубого, насмешливого "народного" фарса, как водевиль П. Г.
Григорьева "Филатка и Мирошка — соперники" А. Г. Морова [20].
При анализе
репертуара провинциальных театров нас особенно интересует небольшое показатели и
особенности умонастроения того времени, к таковым относятся классических пьесы:
Комедии Мольера «Дон Жуан», «Мещанин во дворянстве», «Скупой», «Школа женщин» и
другие.
Огромной
популярностью у публики того времени пользовались трагедии Шиллера и Шекспира.
Шиллер был представлен зрителю следующими пьесами: «Мария Стюарт»,
«Разбойники», «Коварство и любовь». Из пьес Шекспира были: «Отелло», «Ромео и
Джульетта», «Король Лир», «Гамлет» [22].
Кроме этого
огромно популярностью во многих городах и провинциях были произведения
современных российских авторов драматургии —
Грибоедова и Гоголя.
Преобладание
спектаклей "Комедии Грибоедова" на сценах провинциальных театров 30-х
и 40-х годов XIX века имело большое значение, тем боле если учитывать наличие
строгой и жесткой цензуры того времени и запретов. Это свидетельствует о
насколько рискованным и смелым было это
предприятие, если брать в сравнение что даже простая корреспонденция комедии
или отрывки из нее часто были расценены
в провинции как насильственная смута, которая имела все основания для
того, чтобы возбудить против виновного дело против власти.
Комедии
Гоголя были особо популярны в провинции и имели необычайный успех. Впервые
"Ревизор" был представлен в Казани в 1836 году, в Одессе и
Вознесенске в 1837 году, в Нижнем Новгороде в 1838 году, в Воронеже и Ярославле
в 1840 году, в Харькове и Курске в 1842 году. Как и "Горе от ума",
"Ревизор" боролся за то, чтобы занять место на губернской сцене. Настоящие
герои пьес, такие как — Сквозник-Дмухановский, Ляпкин-Тяпкин и Земляника —
отчаянно сопротивлялись попыткам вывести их и им подобных на публичное
осмеяние.