Курсовая с практикой Педагогика/Психология Логопедия

Курсовая с практикой на тему Театральная деятельность как средство коррекционно-развивающего обучения и воспитания

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2

Глава 1. Теорико-методологические предпосылки исследования проблемы речевого развития формирующейся личности 5

1.1. Речевое развитие детей в дошкольном возрасте как объект психологического исследования 5

1.2. Содержание и психологические особенности развития речи дошкольников средствами театрализованной деятельности 8

Глава 2. Экспериментальная работа по развитию детей с помощью театрализованной деятельности 16

2.1 Организация и проведение исследования уровня развитии речи детей дошкольного возраста с дизартрией 16

2.2. Разработка театрализованных игр для развития речи дошкольников 21

2.3. Анализ проведенной работы 25

Заключение 29

Список литературы 31

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения, обучение родному языку и формированию устной речи.

На актуальность курсовой работы указывает тот факт, что своевременное овладение правильной речью является важным моментом в становлении полноценной личности ребенка.

Проблеме развития речи детей дошкольного возраста в разное время посвящены исследования М.М. Алексеевой Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Э.П. Коротковой, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой, Е.А.Флёриной, В.И. Яшиной и многих других.

Современные дошкольные учреждения на данный момент занимаются вопросами поиска новых гуманистических, личностно-ориентированных подходов к образованию. И одним из самых популярных направлений на сегодняшний день в дошкольном воспитании считается театрализованная деятельность. Рассматривая ее с точки зрения педагогической значимости, следует учитывать ее универсальность, игровую природу и социальную направленность, не забывая также и о коррекционных возможностях театра.

Театрализованная деятельность дает возможность решить множество педагогических задач, которые касаются формированию выразительности речи ребенка, развитию его воображения, способствует интеллектуальному и художественно-эстетическому развитию. Наибольший вклад в изучение театрализованной деятельности детей дошкольного возраста внесли такие ученые как А.В. Антонова, Л.Г. Арчажникова, В.В. Ванслов, Л.А. Венгер, В.И. Вернадский, Н.А. Ветлугина, Л.C. Выготский, Б.М. Галеев, М.С. Каган, Е.Н. Колокольцев, Т.С. Комарова, Д.И. Фельдштейн, П.М. Якобсон. Театрализованные игры изучали Е.А. Антипина, Л.В. Артемова, М.Д. Маханева, С.М. Томчикова, А.В. Щеткин.

Однако практика учебно-воспитательной работы с детьми планируется не систематически. В современных дошкольных учреждениях отмечается недостаточное внимание развитию речевых навыков, а речевая активность дошкольников сводится к минимуму, так как на занятиях детей не учат строить и задавать вопросы, не применяются упражнения или игровые действия, которые способствуют развитию коммуникативных способностей.

Все это говорит о проблеме исследования, когда, с одной стороны, применение театрализованной деятельности может способствовать эффективному речевому развитию дошкольников, а с другой – недостаточное их применение при воспитании речевого развития дошкольников с дизартрией.

Объектом исследования является процесс развития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Предметом выступает театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи старших дошкольников с дизартрией.

Целью данного исследования является изучение проблемы развития речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией средствами театрализованной деятельности.

В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи исследования:

1. Охарактеризовать речевое развитие детей в дошкольном возрасте как объект психологического исследования.

2. Определить содержание и психологические особенности развития речи дошкольников средствами театрализованной деятельности.

3. Организовать исследование уровня развития речи детей дошкольного возраста с дизартрией.

4. Разработать театрализованные игры для развития речи дошкольников.

5. Проанализировать результаты проведенной работы.

Гипотеза исследования: предполагается, что организация театрализованной деятельности будет способствовать повышению уровня развития речи у детей дошкольного возраста с дизартрией при создании следующих педагогических условий:

— будут использоваться разнообразные педагогические средства;

— работа будет вестись целенаправленно и совместно с родителями воспитанников.

Методы исследования:

— теоретически анализ литературы по теме исследования,

— эмпирическое исследование анализа речевой деятельности дошкольников,

— метод качественного и количественного анализа результатов исследования.

Теоретическая значимость исследования: состоит в обзоре литературы по проблеме онтогенеза речевого развития, уточнении понятия и видов театрализованной деятельности и ее значения в речевом развитии дошкольников, выявлении дидактических основ использования театрализованной деятельности в образовательном процессе.

Практическая значимость исследования: заключается в разработке основных направлений методической работы по формированию речи посредством театрализованной деятельности, а также составлении рекомендаций по использованию театрализованной деятельности как средства формирования речи дошкольников с дизартрией. Материалы работы могут быть использованы воспитателями, работающими в дошкольных образовательных организациях, студентами, обучающимися по данному направлению, а также молодыми учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики.

Структура работы определяется целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения и списка литературы.


Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Данное исследование было посвящено изучению влияния театрализованных игр на развитие речи дошкольников. В результате исследования было рассмотрено понятие «развитие речи», раскрыты особенности развития речи детей дошкольного возраста и определены педагогические средства.

Один из исследователей этого вопроса, Л.С. Выготский, говорил о том, что изначальной функцией речи у ребенка выступает установление контакта с окружающим миром, т.е. речь выполняет функцию сообщения. Известно, что любая деятельность ребенка раннего возраста происходит вместе со взрослыми, поэтому общение приобретает ситуативный характер. Современные психологические и психолингвистические исследования говорят о том, что предпосылками развития речи выступают два процесса, среди которых неречевая предметная деятельность самого ребенка, которая заключается в расширении связей с окружающим миром посредством чувственного его восприятия. Вторым процессом является речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком, которое выступает как важная функция обогащения словаря. Отметим, что изначально общение взрослого и ребенка происходит в одностороннем порядке и носит эмоциональный характер, вызывая желание ребенка вступить в контакт и выразить свои потребности. После общение взрослых переходит на приобщение ребенка к знаковой системе языка при помощи звуковой символики. При этом ребенок подключается к речевой деятельности сознательно, приобщаясь к общению посредством языка.

Одной из широко востребованных передовых технологий развития речи выступает театрализованная деятельность. Театрализованная деятельность играет огромную роль в гармоничном развитии ребенка в дошкольном детстве, поскольку этот период жизни выступает основой формирования личности, познавательной и мотивационно-ценностной сферы.

Мы выявили, что существует многообразие видов театрализованных игр, которые можно использовать для развития речи дошкольников. Результатом проведенного исследования стала разработка методических рекомендаций для воспитателей.

Положительная динамика развития речи детей дошкольного возраста по итогам работы доказывает эффективность выделенных педагогических средств.

Таким образом, в ходе исследования была достигнута цель, решены задачи, доказана гипотеза.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теорико-методологические предпосылки исследования проблемы речевого развития формирующейся личности

1.1. Речевое развитие детей в дошкольном возрасте как объект психологического исследования

Основой развития личности является овладение человеком речью. При этом речь зависит от эмоционального состояния человека, его интересов и склонностей, привычек и предпочтений. Речь выполняет в жизни человека разные функции – общения, передачи накопленного опыта, регуляции поведения и деятельности [4].

Рассмотрим изменения формирования и развития речи, которые происходят посредством накопления человеком речевого опыта:

1. Социальное речевое развитие, когда совершенствуется практическое употребление речи посредством общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

2. Семантическое развитие, когда речь становится основой качественного преобразования психических процессов личности, способствуя развитию ее мышления.

3. Формирование речи проходит два этапа, которые следуют один за другим. Изначально ребенок пассивно владеет словом, т.е. может понимать речь, однако не умеет говорить. На втором этапе происходит активное использование речи [7].

Следует отметить, что различаются формы речевой деятельности человека: Ситуативная речь; Контекстная, связная речь; Объяснительная речь [1].

В процессе взросления ребенка, его речь получает различные особенности, в которых отражаются черты его характера – самостоятельность, активности, произвольность, эмоциональность и проявление словотворчества.

Заметим, что правильная организация жизни и деятельности ребенка приводит к тому, что речь в раннем возрасте становится основным средством общения. При этом самым важным механизмом формирования общения в раннем возрасте считается подражание действиям взрослого [6].

С психологической точки зрения, для того, чтобы передавать посредством речи ту или иную информацию, необходимо не только подбирать соответствующие слова, которые имеют определенное значение, но и конкретизировать их, так как любое слово есть обобщение, поэтому в речи его необходимо сузить до определенного уровня или смысла. Такое положение достигается посредством введения слова в определенный контекст в процессе речи.

Помимо содержания, которое предается при помощи словесных значений, в речи находит выражение эмоциональное отношение личности к тому, что она говорит. Такое явление считается эмоционально-выразительной стороной речи, обуславливаемое тоном звучания слов, который используется для произнесения высказываемой фразы [3].

Отмечается, что речь так же имеет психологическую сторону, так как в речи содержится смысловой подтекст, который отражает цели и мотивы речи, с которым была сказана та или иная фраза. Но следует учитывать, что не всякая фраза несет в себе смысловой подтекст как определенную информационную нагрузку. В определенных случаях смысловой подтекст может иметь характер латентного смысла. Например, человек задает вопрос об интересующем собеседника предмете, зная об увлечении своего собеседника этим предметом, тем самым предпринимая попытку изменить тему разговора или расположить его к себе, показав, что так же интересуется проблемами собеседника.

Таким образом, речевое общение представляет собой сложный и многосторонний процесс. По словам А.А. Леонтьева, любой акт речи является решением своеобразной психологической задачи, которая в зависимости от формы и вида речи, а также от конкретных обстоятельств и целей общения, требует различного ее построения и применения разных речевых средств [27].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы