Речевое развитие Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Театрализация литературных произведений старшими дошкольниками.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 8
1.1. Основные понятия театрализации литературных произведений 8
1.2. Возрастные особенности старших дошкольников в театрализации 10
1.3. Цели и задачи театрализации в детском саду 13
1.4. Методика работы по театрализации литературных произведений 14
Выводы по Главе 1. 17
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 19
2.1. Анализ педагогических диагностик по театрализации 19
2.2. Результаты исследования способности к театрализации литературных произведений старшими дошкольниками 24
2.3. Описание программы по театрализованной деятельности 34
2.4. Оценка эффективности программы 36
Выводы по Главе 2. 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 45

  

Введение:

 

Актуальность. Реализация образовательной программы ФГОС начального образования в настоящее время направлена непосредственно на формирование интеллектуально развитой и творческой личности. В данном случае деятельность является определенным критерием, обосновывающим у школьников познавательных процессов, а также различных исследовательских навыков и творческого потенциала. Представленное развивается у старшего дошкольника гораздо эффективнее в тех условиях, в которых оптимально использовать различные формы организации образовательного процесса, в том числе и нетрадиционные техники. Среди таких можно упомянуть, прежде всего, занятие с включением элементов театрализации. В данном случае актуальность вопросов литературного воспитания в условиях детского сада зависит непосредственно от того, в какой степени данное отражается непосредственно на формировании навыков восприятия чтения, в том числе, от этого особенно зависит и совершенствование всех видов речевой деятельности, а также развитие художественно-творческих и познавательных способностей. По этой причине в процессе литературного чтения в условиях детского сада, как мы полагаем, необходимо использовать полный потенциал, который содержит в себе искусство театрализации.
Одним из направлений развития дошкольников является речевое развитие. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение. Ребенок должен научиться описывать предметы, рассказывать о событиях, явлениях, об их последовательности, т.е. речь ребенка должна быть понятной. Речевое развитие является средством целостного развития и саморазвития личности, формирует коммуникативные умения, стимулирует познавательную активность ребенка. Богатство словарного запаса, умение точно выражать мысли является показателем умственного и речевого развития ребенка дошкольного возраста.
Также нужно уметь устанавливать причинно-следственные, временные и другие связи между предметами и явлениями, анализировать, отбирать основные свойства и качества, подходящие для данной ситуации общения. Для того чтобы достичь связности рассказа, нужно уметь строить сложные предложения, правильно менять интонацию, использовать фразовое ударение, подбирать подходящие для выражения данной мысли слова, использовать различные языковые средства для связи предложений. У детей с достаточным уровнем речевого развития в старшем дошкольном возрасте связная речь достигает довольно высокого уровня. Развитие речи важно для дальнейшего успешного обучения в школе, межличностного общения со сверстниками и взрослыми, а также для всестороннего развития личности ребенка.
Для ребенка в дошкольном возрасте, развитие речи – это один из важных приобретений. В дошкольном воспитании рассматривается, как общая основа воспитания детей и их обучения.
Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения. Связная речь — высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.).
Учение великого дидакта К.Д. Ушинского о родном языке составляет основу педагогической системы развития речи дошкольников в России. Его идеи разрабатывала Е.И. Тихеева, основоположница методики речевого развития детей дошкольного возраста.
Е.А. Флёрина работе с живым словом отводила огромную роль, при этом она считала, что мышление детей и речевые навыки развивает рассказывание самих детей .
А.П. Усова, которая разработала теоретические основы обучения дошкольников, доказала необходимость разработки обязательной программы для ДОО и занятий, являющихся формой обучения, отмечала, что важнейшей задачей детского сада является обучение дошкольников родному языку, поскольку он играет большое значение в процессе формирования речи и мышления .
Современные научно-методические подходы к развитию речи детей дошкольного возраста разрабатываются О.С. Ушаковой.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что старший дошкольный возраст является периодом активного развития и становления всех сторон речи – грамматической, лексической, фонетической.
Значимость разработки данной проблемы определяют несколько аспектов, к которым относятся следующие: первый – необходимость социализации ребенка и осуществление его личностного развития; второй – специальная подготовка воспитателя к реализации функций речевого развития и коррекции речи на ранних онтогенеза.
Взгляды ученых на закономерности речевого развития дошкольников, можно представить следующим образом:
• речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;
• язык и речь рассматриваются как ядро, находящееся в центре различных линий психического развития — мышления, воображения, памяти, эмоций.
Развитие четкой, грамотной и богатой речи, которая является залогом успешного обучения ребенка в школе и полноценного общения со сверстниками и взрослыми, имеет особое значение именно в дошкольном возрасте.
Важнейшей предпосылкой улучшения речевой деятельности является создание такой обстановки, в которой даже самый малообщительный и замкнутый ребенок вступает в речевое общение и раскрывается.
Снижающиеся показатели речевого развития современных мальчиков и девочек, увеличение дошкольников с различными нарушениями речи делают необходимым разработку и применение новых подходов к целенаправленному развитию детской речи.
Ведущим видом деятельности в период дошкольного детства, когда у детей активно развивается речь, является игра.
С.Н. Томчикова считает, что театрализованная деятельность детей дошкольного возраста – это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, приобщаются к театральной культуре .
В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, обогащение словаря ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй.
Театрализованная деятельность способствует формированию опыта социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность.
Таким образом, данная тема является актуальной, чтобы заниматься её изучением.
Проблема исследования: каков уровень развития речи у детей, и каковы оптимальные средства театрализованной деятельности.
Объект исследования: развитие речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Гипотеза — сформировать и усовершенствовать речевые качества детей с помощью театрализованной деятельности.
Цель: раскрыть влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Представить научно-теоретические проблемы театрализации литературных произведений.
2. Произвести исследование особенностей развития театрализации литературных произведений в старшем дошкольном возрасте.
Методологическая основа.
Методологической основой исследования является теория речевой деятельности, сформулированная в трудах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, А.А. Леонтьева, Ф.А. Сохина.
– концепция о месте и роли языка в процессе развития ребенка, теория речевой деятельности (И.Т. Власенко, Л.С. Выготский, Н.И. Горелов, А.А. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, Н.И. Жинкин и др.);
Методики.
Систематизация методической литературы; Конструирование программы.
Методы исследования.
1) Анализ методических материалов.
2) Анализ теоретических источников.
3) Педагогическая диагностика (тестирование).
Структура работы: введение, теоретическая и практические главы, заключение, список литературы.
База исследования: детский сад
С кем проводили: в исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста – 20 человек.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

У детей дошкольного возраста в силу их возрастных особенностей действительно необходимо развивать речь, в частности, умение устанавливать диалогические отношения с собеседником, умение поддерживать и конструировать разговор, то есть налаживать общение с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками), коммуницировать.
Управляя развитием личности дошкольника, необходимо, чтобы педагог помнил, что его позиция, отношение, стиль являются важными факторами развития личности ребенка; чтобы то, что он говорит ребенку, совпадало с тем, что он делает; что необходимо давать пространство для детской самостоятельности и активности; показывать ценность пола ребенка; оказывать необходимую помощь и поддержку в процессе обучения; определять в деятельности действия обязательные («нужно») и те, что приносят удовольствие («хочу») (конечно, если процесс обучения не удается построить таким образом, чтобы «нужно» и «хочу» совпадали). В обучении следует опираться на игру.
В процессе управления познавательной деятельностью дошкольников необходимо учитывать, что у ребенка преобладает непроизвольное внимание, а произвольное внимание он способен удерживать только до 15 минут; знакомить с системами сенсорных эталонов, обучать приемам исследования предметов, сравнению их свойств с усвоенными эталонами; организовывать материал для запоминания, используя ритм и рифму, логические связки, понятные для ребенка; стимулировать к рассказам и описанию предметов, событий и ситуаций; обязательно использовать наглядность (понятную, яркую, интересную) учить вслух рассуждать в процессе решения задач; опираться на наглядно действенное и наглядное-образное мышление; использовать игру, творческие упражнения.
Поэтому в арсенале педагога должно быть множество традиционных и нетрадиционных методов работы с детьми дошкольного возраста, поскольку развитие речи дошкольников – это сложный и кропотливый процесс, требующий от воспитателя творческого подхода.
Нами было проведено эмпирическое исследование уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Первоначально была проведена входная диагностика фактического уровня развития речи у дошкольников. В ходе диагностики было выяснено, что у детей речь развита недостаточно хорошо.
Для более эффективного развития речи дошкольников нами была предложена программа театрально-игровой деятельности. Программа направлена на развитие коммуникативных навыков, которые, в свою очередь, способствуют развитию речи.
После внедрения программы была проведена повторная диагностика фактического уровня развития речи. Было отмечено, что результаты речевых показателей значительно повысились, что позволяет, в свою очередь, говорить об эффективности разработанной программы.
Театрализованная деятельность является эффективным средством развития выразительности речи дошкольника. Кроме того, участие ребенка в театрализованной деятельности создает благоприятные условия для развития у него чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе совершенствования игровых диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие ребенка. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков и поведения, решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, что помогает преодолевать робость, неуверенность в себе и застенчивость.
В заключении можем сделать вывод, что актуальность темы данной работы доказана, цель достигнута и все задачи выполнены в полной мере.

 

Фрагмент текста работы:

 

ТЕАТРАЛИЗАЦИИ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

1.1. Основные понятия театрализации литературных произведений

Театрализация представляет собой применение возможностей театральной деятельности в процессе воспитания детей дошкольного возраста, в частности, именно старших дошкольников. Так, театрализованная игра, в частности, различные элементы театрализации представляют собой вполне гармоничный компонент, который синтезирует в себе непосредственно элементы театрального искусства (такие как условность атрибутов, особенности произношения речей) в совокупности с педагогическим процессом относительно принятых целей и принципов организации театрализованной деятельности (в данном случае подразумевается непосредственно коллективность, ролевое распределение, неотъемлемость руководства педагога). Так, основа театрализации может рассматриваться в целом как некоторая образность (причем, вне зависимости от того, какая она: реальная и художественная), дающая возможность определить средства художественной выразительности, в частности, выстроить сценарную логику театрализованного процесса.
В свою очередь необходимо отметить, что Рыжкова Т.В. говорит о том, что театрализация является в своей основе одной из форм организации взаимодействия педагога с дошкольниками, вследствие чего их отношения трансформируются в заметно лучшую сторону, становясь в целом доверительными.
Кроме того, старшие дошкольники прибегают к выразительному воплощению психологических особенностей персонажей, самостоятельно подбирают для них средства речевой и внешней выразительности (мимика, жесты, пантомимика).
Большое значение в театрализованной деятельности педагоги предоставляют произведениям разных детских авторов. Подбирается произведение, имеющее нравственную основу, пронизанное нравственным смыслом, научающее детей действовать правильно, воспитывающее человечность.
Начиная со среднего дошкольного возраста, воспитатели привлекают детей к воспроизведению сюжета художественных произведений в играх-драматизациях, выявляют отношение воспитанников к персонажу или произведению вообще.
Практика работы показала, что театрализованная деятельность в дошкольном возрасте один из самых эффективных средств воздействия на развитие личности ребенка:
• это праздник, чувство удовлетворения от собственных достижений и успеха других;
• развитие познавательных интересов ребенка, совершенствование психических процессов;
• это возможность самоутверждения;
• это высокий уровень эстетического и нравственного воспитания.
Педагогический коллектив каждого дошкольного учреждения уверен, что театрализация в детском саду приносит большую пользу детям-актерам, радость зрителю, удовольствие педагогам и родителям воспитанников.
Можно сделать вывод о том, что театральные постановки, как и весь театр в целом, способствуют развитию у старших дошкольников такого чувства, как эмпатия. А это важнейшая способность распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Более того, театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и другие).

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы