Курсовая с практикой на тему Театр как социально-культурный институт
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1
Научно – теоретические аспекты изучаемой проблемы.. 5
1.1
Анализ изученности темы исследования в социально – гуманитарной науке 5
1.2
Основные темы и понятия изучаемой темы.. 8
1.3
Социально – культурная роль театра в духовно – нравственном воспитании личности. 11
ВЫВОДЫ
ПО 1 ГЛАВЕ. 14
2
Практика организации деятельности театра в современных условиях. 15
2.1
Анализ практики деятельности театров по реализации воспитательной функции 15
2.2
Опыт использования театральными учреждениями социально — культурных методик,
форм и технологий в городе Казани. 17
ВЫВОДЫ
ПО 2 ГЛАВЕ. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 26
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 28
Введение:
Сегодня, когда перед
человечеством стоит проблема выживания, должно меняться отношение к самой
личности и к миру, в котором она проживает. Осмысление значения человеческого
фактора на совершенно ином этапе истории требует особого способа взаимодействия
с данным миром, поиска направлений выхода из кризисных ситуаций. В связи с этим
основными становятся идеи гуманизма, рассматривающие человека как высшую
ценность, а его благо в качестве критерия оценки межличностных отношений,
проявляют внимание к особенностям индивида, его самобытной экзистенции.
Гуманитарное знание выявляет
смысл явления, что определяет нравственный выбор, за который личность способна
взять ответственность. Оно готовит к испытаниям, находит пути решения проблем,
учит в противовес социальным схемам, разделявшим людей на классы, находить пути
взаимообусловленности жизни всех индивидов мира.
Гуманитарное знание как
отыскивание смыслов во всём сущем может быть открыто только с помощью мыслительной
деятельности, поиску правды через диалог, который появляется и совершенствуется
в связи с необходимостью интеллектуально – духовного и предметно – практического осмысления бытия.
Проблемы образовательной
деятельности тесно связаны с проблемами культуры, между которыми, согласно
точке зрения С.И.Гессена, есть точное соответствие. «Цели образования не что иное,
как культурные ценности». Пересмотр культурных ценностей, с одной стороны, и
раскол культуры, нарушение связей, с другой, – свидетельство кризиса общества,
который необходимо преодолевать.
Особую актуальность
приобретает задача проведения исследований, которые нацелены на изучение
становления гуманитарной культуры личности в условиях коммуникации его с
искусством, которое выступает источником духовных сил и многообразия форм
познания мира. Обращение к искусству увеличивает возможности в совершенствовании
воображения, помогает в восприятии красоты планеты.
Искусство театра, которое
синтезирует в себе различные типы искусств, делает возможным всестороннее
обучение с включением сознания, действия и чувства. Театр и театральное
искусство в образовательных целях применяется давно. Б.Брехт справедливо
заметил, что исторически театр стоял в преддверии школы и воспитание во многом
представляет собой вид театрального искусства.
В работе были
использованы труды следующих выдающихся авторов: Березкина В.И., Бояджиева Г.Н., Гиацинтовой,
С.В., Зубановой Л. Б., Слонимского Ю.,
Тарановской М.З., Флиера А. Я., Яблочкиной
А. А. и так далее.
Таким образом,
актуальность данной работы обусловлена особой значимостью решения задачи
развития гуманитарной культуры, а в частности театра.
Цель курсовой работы – рассмотреть сущность театра и его
роль в обществе.
Объект исследования – театр.
Предмет исследования – воздействие театра на общество.
Задачи работы:
– проанализировать данную тему в
социально – гуманитарной науке;
– рассмотреть основные понятия
изучаемой темы;
– изучить роль театра в духовно –
нравственном воспитании личности;
– рассмотреть особенности социально –
культурных учреждений города Казани.
Заключение:
Значение искусства во все
времена признавалось необходимым условием и инструментом воспитания людей.
Театр из – за
собственного природного синкретизма – одна из форм познания мира. Положения о воздействии
искусства театра на совершенствование личности и анализ элементов гуманитарной
культуры позволили сделать выводы о том, что театр имеет все возможности для совершенствования
гуманитарной культуры личностей.
Как и любое искусство,
театр обладает воспитательными функциями, которые реализуются только в
театральном творческом коллективе.
Театр и театральное
искусство, не могло появиться из неоткуда. Первым этапом к развитию театра
стало появление театральности, как в самой личности, так и в произведениях,
которые он играл, тем образом жизни, который он для себя определил в качестве
основного критерия существования в это нелегкое время.
Сейчас театр является
самостоятельной единицей, отличающаяся во многом от начальных попыток создания
театрального творчества, которая обладает большим опытом, как по формированию
репертуара, так и по созданию своей аудитории.
Дополнительное влияние
театра было подмечено еще в древние времена, но ему не было придано особой
окраски, как эта проблема нашла свою актуальность сейчас и теперь
рассматривается как специалистами в сфере культуры и искусства, так преподавателями
и психологами не только в Российской Федерации, но и за границей. Многие изданные
ими наработки нашли свое подтверждение в деятельности театральных трупп и
начинающих коллективах.
В городе Казани проходит массовая
реконструкция культурных центров, что говорит о том, что в современном мире
Интернета живое искусство не забыто. Ведь, человек, посетивший хотя бы один раз
театр, запомнит это на всю жизнь, эту живую игру актеров, эти эмоции, эти
чувства.
На
современном этапе развития дома культуры должны стать местом притяжения,
центрами общественной жизни целых микрорайонов, где жители смогут не только
заниматься чем – то
интересным и развивающим, но и просто провести свободное время, а также
пообщаться с друзьями и знакомыми.
Важно
привлечь в дома культуры креативный класс, который должен видеть возможность
досуга не только при посещении ресторанов и торговых центров, а также
возможность развития своих способностей в культурных центрах, где создаются
условия для творческой самореализации и умного досуга.
В
заключении отмечу, что начатая нами поэтапная работа по трансформации ДК позволит
реализовать идею вовлечения в творческую жизнь всех казанцев и быть в
общемировом тренде по созданию и обеспечении творческого и интеллектуального
досуга населения. Результатом работы по модернизации станет удобное
пространство, оборудованные центры, в которых каждый может найти место для
реализации собственных идей, а обеспеченность оборудованием и мощность
концертных залов позволит конкурировать с известными концертными и театральными
площадками.
Таким образом, можно
проследить, что театральное искусство оказывает существенное воздействие на
формирование социально культурной ситуации. Но, есть еще большой ресурс для
увеличения известности театральных представлений среди отечественного зрителя.
Нужно расширить репертуары постановками, которые будут интересны современному
зрителю. Особенно стоит обратить внимание и принять меры для привлечения
молодого зрителя, репертуаром который может заинтересовать его. Все это очень
нелегко и требует изменения всей политики в области театра и если этого не
сделать сегодня, то дальше это будет только сложнее.
Фрагмент текста работы:
1 Научно – теоретические аспекты
изучаемой проблемы
1.1 Анализ изученности темы
исследования в социально – гуманитарной науке
Центр национальной культуры как социально – гуманитарное
явление обладает всеми признаками субъекта социально – гуманитарной деятельности. Целью центра национальной культуры является
создание благоприятных условий для реализации потенциала личности, ее социально
– гуманитарного развития, а также
саморазвития.
В деятельности культурного центра реализованы
технологии социально – гуманитарного
развития, целями которых является:
– воздействие на сознание личности,
включение ее в формы реализации социально-гуманитарной активности. Это делает
процесс саморазвития возможным;
– преобразование интересов,
преодоление культурного кризиса, бездуховности и деградации, переключение
энергии стихийности в созидательное русло»;
–
формирование толерантности и укрепление единства российской нации.
Необходимостью в настоящее время является поддержка и
создание культурных центров, являющихся проводниками культуры в современном
сообществе и помогающих в преодолении духовно – нравственных и других проблем
общественного развития.
Предметом
рассмотрения является феномен театральности и его распространение в сферах
жизни. Театральность – современная форма экономического и политического жизнеустройства, функция
которой знаково-эстетическая, оказывает влияние на социальные процессы. Смысл
функции раскрывается в эмоционально – чувственном воздействии художественно-символических
форм искусства повседневном пространстве, доставляющем зрителю завораживающее
удовольствие, уводящем от повседневности и наделяющем пространство свойствами,
близкими к сакральному. Проникая в сознание, и будучи освоена в практиках,
данная функция формирует театрализованное видение мира.
С
одной стороны, театральность можно понимать как наследуемую из театральных
традиций ценность искусства, а с другой – это принципы организации политической и экономической
жизни, которые, проявляясь посредством художественно – эстетических ценностей
театральности, апеллируя к эмоционально-психологическому восприятию,
контролируют виды социальных контактов и манипулируют чувствами и поведением
людей, деформируя ценностные ориентации. Сегодня одно и другое выглядят как
противоположности[1].
Приведённое
определение может показаться не достаточно строгим, как и само понятие,
поскольку граница между театральностью сценической и в повседневной жизни
размыта. Подобная аберрация проявляется не только потому, что конкретизация
затрудняется обилием смысловых оттенков. Содержание понятия расширяется с
применением сфер деятельности и технологий театрализации. Тем не менее, феномен
театральности невозможно осмыслить как универсальную категорию и единого мнения
по поводу его содержания, нет. Это объясняется тем, что театральность едва ли
поддаётся формализации, она изменчива и многообразна, а сужение объекта
исследования приведёт к игнорированию исторических связей.
Театральные
композиции обращались к жизни всех сословий общества, изображению жизни и
крестьян и знати в условиях и противоречиях её существования.
С
позиций семиотики, использующей опыт теоретиков театра, феномен театральности,
являя собой производную театра, выступает «полифонией», суть которой в «особой
толщи знаков», интегрирующейся в жизнь общества. [1] Зубанова Л. Б.
Театрализация повседневности: социологический анализ истории жизненного события
/ Л. Б. Зубанова // Социологические исследования. — 013. — № 4. — С. 107-116.