История театрального дела Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Театр и власть. Роль цензуры в развитии театра в России

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕАТРА И ВЛАСТИ В ИМПЕРАТОРСКОЙ РОССИИ 5
1.1. История становления императорского придворного театра 5
1.2. Проблемы цензуры в театре XIX – начала XX века 7
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ЦЕНЗУРОВ ТЕАТРОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 10
2.1. Репертуарная политика театров 10
2.2. Проблемы в организации цензуры репертуара современных театров 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 17

 

  

Введение:

 

Театр как социальное явление предстает в репертуаре в зримом, ощутимом виде, так как именно репертуар формируется во взаимодействии с аудиторией и тем самым отражает многообразие социальный связей искусства и общества.
В репертуаре просматриваются вкусы массового театрального зрителя, раскрывается закономерность психологии определенных общественный групп, достаточно полно проявляется многообразие различных форм и особенностей функционирования театрального искусства во всех его стадиях – производства (создания спектакля), распределения (эксплуатации репертуара, тиражирование спектаклей) и потребления театральной продукции (посещаемость спектаклей зрителями, формирование их отношения к репертуару).
Сегодня очевидно, что театру необходима работа в области театрального менеджмента.
Театральная жизнь кардинально меняется, формируются новые правила общения с публикой, театральные установки напрямую зависят от общественных потребностей.
Рождается множество новых театров, но и множество умирает, что обусловлено жёсткими организационно-экономическими обстоятельствами. Эти обстоятельства обуславливают актуальность выбранной темы.
Объявленный Годом театра в России уходящий 2019 год ознаменован беспрецедентным количеством скандальных эпизодов, так или иначе связанных с вмешательством или, наоборот, бездействием властей. Вот последние новости.
На днях художественный руководитель Новосибирского городского драматического театра Сергей Афанасьев объявил о своей отставке в знак протеста против того, что муниципальные власти уже 30 лет не могут решить вопрос с помещениями для театра.
Только после широкого резонанса в СМИ, после того как глава Союза театральных деятелей России Александр Калягин и художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов обратились к губернатору Новосибирской области с просьбой лично подключиться к решению проблемы, вопрос неожиданно «решился». Если, конечно, верить заявлению депутата Госдумы от Новосибирской области Веры Ганзы, которая написала на своей странице в соцсетях, что правительство региона якобы нашло для реконструкции здания, ранее выделенные театру 82 миллиона рублей.
Целью работы является анализ взаимоотношений театра и власти, а также роли цензуры в развитии театра в России.
Для достижения данной цели поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1. Рассмотреть проблемы цензуры в императорском театре царской России.
2. Проанализировать проблемы цензуры в развитии театра в современной России.
Объектом исследования является театр. В качестве предмета работы выступает взаимодействие театра и власти, а также цензура в развитии театра в России.
При написании работы использованы методы анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, дедукции и индукции.
Данная работа структурирована на введение, две главы, объединяющие четыре параграфа, заключение, список источников и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Репертуарная политика формируется во взаимодействии театра и зрителя и тем самым отражает многообразие социальных связей театрального процесса в целом.
В настоящее время можно говорить о формальном отсутствии цензуры в современных театрах, тогда как в придворных театрах цензура, конечно, была. При этом действующие в России театры должны соответствовать законодательству страны.
В последние годы сообщения о запретах или попытках запретить театральные постановки все чаще поступают из разных регионов страны. Причины называются самые разнообразные-от несоблюдения морально-нравственных догм до критики властей.
Так, на Алтае премьера постановки «Маадай-Кара», намеченная на конец января, была запрещена: местные чиновники посчитали, что режиссер слишком вольно относится к героическому эпосу, и наложили вето на спектакль.
Официально в России нет цензуры, но на самом деле такое преследование может затронуть любой театр.
В просвещенной Франции, где свирепствовала литературная цензура и практически отсутствовала цензура драматическая, театр стал главным рупором революционных идей.
В России драматическая цензура с самых истоков русского театра отличалась умением «держать и не отпускать».
Любые намеки на российские реалии, если они не были отмечены лояльным духом, тщательно изгонялись с отечественной сцены. Советская цензура многое унаследовала от царской, но именно при советской власти запрет пьес стал массовым явлением.
Кроме того, при советской власти цензура драматических пьес дополнялась так называемым приемом спектаклей специальной комиссией, состоящей из партийных чиновников. Мартиролог постановок, запрещенных и искалеченных этой цензурной практикой, имеет сотни названий.
Спектакль «Живой» Бориса Можаева в Театре на Таганке был запрещен после того, как его посмотрела лично министр культуры Екатерина Фурцева. Из года в год новый сезон начинался с того, что театр привозил необходимый реквизит-березовые стволы, и Юрий Любимов боролся за его исполнение.
В 1991 году в РСФСР существовало положение о театре, утвержденное постановлением правительства, в котором прямо говорилось, что вмешательство в творческую жизнь театра не допускается: «теперь, поскольку нет пропусков, директор театра несет ответственность за то, чтобы в постановке не было пропаганды наркотиков, насилия, расовой и национальной ненависти и прочего».
В настоящее время, исходя из действующего законодательства, запретить публичное исполнение пьесы можно только по решению суда: ни учредитель, ни кто-либо другой не имеет на это права. А решение суда, в свою очередь, может основываться на действующем законодательстве – в заявлении не должно быть пропаганды насилия, национальной ненависти, порнографии и прочего.
Никакие другие законные средства публичного показа пьесы не могут быть запрещены.
Даже производство продукции с содержанием ненормативной лексики не может быть запрещено без решения суда. Поэтому каждый раз кто-то из Департамента культуры или администрации региона заставляет театр выйти из репертуара или не показывать спектакль, тем самым нарушая закон.
Тем не менее, даже если судить только по прошлому году, то можно увидеть, что запреты или попытки запретить исполнение «призыва свыше», по просьбе моральных защитников или православных активистов, по-прежнему актуальны.
Так, чувства верующих из Ростова-на-Дону оскорбила прибывшая на гастроли рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда», уже несколько десятилетий успешно демонстрируемая на различных сценах мира. Православные активисты требовали запретить показ мюзикла, и руководство местной филармонии пошло на это, изъяв из продажи все билеты на постановку.
Общество готово к репрессивным методам воздействия на инакомыслящего человека, многие готовы реализовать их лично, многие заново овладели навыком доноса.
Та свобода, дурными и сладкими плодами которой мы недавно наслаждались, оказалась невыносимой для многих людей в России, они готовы вернуться в состояние строгого политического регулирования. Верховная власть в большинстве проявлений объявила «охоту на ведьм», и чиновники на местах реагируют очень быстро: принцип раскрутки работает четко: никто из зрителей не возмущается, но власть, чтобы успокоить общественность, закрывает, пугает, лишает театры финансирования. Власть твердо знает, что нужно зрителю, а что вредно.
Не так давно в Петербурге были сорваны гастроли Московского театра.Док, который планировал показать в Северной столице спектакль «БерлусПутин» по пьесе итальянского драматурга Дарио Фо «двуглавая аномалия» (кстати, эта постановка завоевала зрительское голосование и получила премию «Звезда Театрала»).
Несмотря на твердую предварительную договоренность, руководство Дворца культуры имени Газы, где должен был быть показан спектакль, в последний момент запретило столичному театру пользоваться его сценой. Официальная причина запрета-невозможность технической эксплуатации помещений.
Организаторы обратились ко второму месту проката, но произошла та же история. Это основная модель, которая сегодня запрещает, например, экскурсии – какие-то аварийные технические работы, из-за которых невозможно контролировать помещение, выключая отопление, свет.
Только теперь стали появляться относительно открытые запреты в связи с моралью. Но по политическим причинам никто никогда не делает этого открыто, потому что понимает, что это вызовет скандал. Но по звонку или в устной беседе. есть тысяча способов отменить спектакль, не прибегая к каким-то эффектным официальным заявлениям.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕАТРА И ВЛАСТИ В ИМПЕРАТОРСКОЙ РОССИИ

1.1. История становления императорского придворного театра

Вопросы, связанные с цензурой в российском театре, исторически были практически не проработаны.
Близость театра к власти и прямое финансирование театров властью предопределяло репертуар театров императорской России.
Организационная структура театрального дела при императорском дворе была гораздо более громоздкой, сложной и запутанной, чем в России современной.
Но зато и основания его финансовой поддержки после разворота на Запад в царствование Петра I ни у кого не вызывали сомнений.
Не имеющее театра государство не могло считать себя просвещенным, а двор – блестящим.
Петр I, который больше увлекался войной, строительством и лично проводил хирургические операции, снял запрет на «опалу», открыв Россию как театральный рынок для западноевропейских трупп, а его преемника на престоле цитадели таким образом, что к концу XVIII века театр стал традиционной и обязательной частью придворной жизни, в которую целенаправленно, указами, указами и штрафами, вовлекались все – от царевичей до купцов и их жен.
В 1740-1750-е годы организация приглашенных трупп стихийно строилась на тех же принципах, что и в начале XVIII века. Подтверждается желание иметь труппу, которая «могла бы быть постоянной», ужесточаются критерии вовлеченности: участники должны быть из лучших артистов и «элитных музыкантов», поощряется желание преподавать и создавать школы.
Первоначально русская труппа находилась в особом положении – ей выделялись деньги не из так называемых соляных сумм, как для других трупп, а из Государственной канцелярии, кроме того, Александр Сумароков получал от императрицы право носить актерам шпагу, а вход на спектакли устанавливался за деньги [18].
Вступительным взносом в XVIII веке служила общедоступность спектакля. Формально свободный допуск к судебным представлениям был обусловлен социальным статусом «смотрителя».
Не желая наслаждаться театром в одиночку, Елизавета расширила аудиторию законодательно, кнутом и пряником. Все, кто не ходил на спектакли, были оштрафованы [20]. На этом основании можно говорить не только о цензуре на репертуарную политику театров, но и об их посещении.
На самом деле регулярные выступления императорских трупп в городских театрах способствовали дальнейшему приобщению русского общества к театральному искусству, чем дальше, тем больше оно превращалось в глубокую социальную потребность. В целом указ 1783 года имел долгосрочные и по сей день непреодолимые организационные последствия для русского театра.
Начало погони за гонорарами было направлено на разнообразие репертуара и роскошную постановку пьес. Однако желающих осудить власть в театральных постановках не нашлось.
Павел I хотел сделать контроль почти тотальным: по указу императора на любом домашнем спектакле должен был присутствовать пристав, издавший институт цензуры, первоначально осуществлявшийся самими театрами.
В царствование Александра I произошла драматическая по своим последствиям попытка применить концепцию театра одновременно городского и придворного в консервативной Москве, где театр в XVIII веке оставался преимущественно свободным и его посещение было личным выбором человека, не испуганного перспективой оказаться в аду, а вот двор посещали редко, главным образом во время коронаций.
Унификация театрального управления, завершившаяся в царствование Николая I (чья подозрительность и жесткость, в полной мере затронувшая писателей и поэтов, не распространялась на артистов), была достигнута за счет увеличения расходов и предоставления льгот (в том числе, например, при прохождении таможни вновь привлеченными императорскими театрами иностранными артистами).
В царствование Александра II наметилась обратная экономическая тенденция, апогеем которой стало директорство Кистера, оставившего в памяти плохо обставленные спектакли, не исключая и те, которые возобновлялись по просьбе царя.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы