Курсовая с практикой на тему Таможенные пошлины как инструмент политики импортозамещения на примере сельско-хозяйственной продукции
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава
1. Теоретические аспекты
политики импортозамещения 5
1.1. Понятие
и сущность импортозамещения как фактора стимулирования отечественного
производства. 5
1.2. Цели
и направления реализации стратегии импортозамещения. 10
глава
2. Применение таможенной пошлины как инструмента защиты отечественных
производителей на примере сельскохозяйственной продукции.. 13
2.1. Анализ современного состояния рынка свинины в
России. 13
2.2. Исследование изменения ставок ввозных
таможенных пошлин на свинину 23
2.3. Меры государственной поддержки
сельскохозяйственной продукции на примере свинины.. 27
глава
3. Перспективы развития импортозамещения в Российской Федерации.. 34
3.1. Выводы и предложения по совершенствованию
применения таможенной пошлины на сельскохозяйственную продукцию для защиты
отечественного производства. 34
3.2. Выводы и предложения по совершенствованию
реализации стратегии импортозамещения путём применения мер таможенно-тарифного
регулирования 38
Заключение. 42
Список использованных источников.. 44
Введение:
В
рамках глобализации современных международных связей повышается роль и значение
внешнеторговой деятельности, как для экономики страны, так и для составных
структурных элементов мирового хозяйства.
Внешние экономические связи превратились в важнейший фактор
экономического роста, но их развитие неразрывно связано с формированием угроз
для национальной экономической безопасности.
Несмотря
на высокий потенциал в развитии сельского хозяйства, Россия долгое время была
пассивным участником международной торговли и выступала как страна,
ориентированная не на развитие собственного производства, в том числе
аграрного, а ориентированная на экспорт сырья и углеводородов.
В 2014 году против России были введены
экономические санкции, что сильно ударило по внешней торговле страны. В свою
очередь были введены ответные контрсанкции, которые стали предпосылкой к
развитию политики импортозамещения. В этих условиях является актуальным увеличение
роли таможенно-тарифного регулирования, и в частности таможенных пошлин как
инструмента импортозамещения.
Объект
исследования – политика импортозамещения.
Предмет
исследования – таможенные пошлины на сельскохозяйственную продукцию.
Цели
исследования:
—
изучить влияние таможенных пошлин на развитие импортозамещения
сельскохозяйственной продукции;
—
разработать предложения по совершенствованию политики импортозамещения на
основе анализа роли таможенных пошлин.
Задачи
работы:
—
определить сущность импортозамещения как фактора
стимулирования отечественного производства;
—
изучить цели и направления реализации стратегии импортозамещения;
—
исследовать изменение ставок ввозных таможенных пошлин на свинину;
—
дать краткую характеристику современному состоянию рынка свинины в России;
—
выявить результаты
проведения политики импортозамещения свинины на 2020 год;
— составить предложения по совершенствованию применения таможенной
пошлины на сельскохозяйственную продукцию;
—
предложить возможные идеи по совершенствованию реализации стратегии
импортозамещения путём применения мер таможенно-тарифного регулирования.
Теоретической
основой исследования послужили фундаментальные и прикладные труды отечественных
и зарубежных ученых, посвященные исследованию мер защиты национального
производства. Кроме того, в работе
использованы официальные статистические данные, нормативные документы и
законодательные акты РФ. Также в работе применялись публикации периодической
печати, в том числе из интернет-ресурсов.
Заключение:
Анализ состояния и
перспектив развития мясной отрасли в России, как одной из ключевых направлений
агропромышленного комплекса, показал высокий потенциал всей отрасли в целом. Текущая конъюнктура и тенденции развития российского рынка мясной
продукции являются благоприятными для реализации проектов в сфере свиноводства.
С учетом фактического насыщения внутреннего рынка куриным мясом отечественного
производства, высокой стоимости и дефицита говядины, производственных проблем в
мясном скотоводстве — прирост национального мясного рынка в ближайшие годы
будет, в первую очередь обеспечиваться увеличением выпуска свинины во всех
категориях хозяйств.
На сегодняшний день
российское свиноводство пока не может
полностью заместить импортную продукцию на рынке. Импорт свинины в 2019 году составил 350 тыс.
тонн, что составляет 10% в общей емкости
этого рынка. По мере развития данной отрасли Россия сможет не только
обеспечить себя свининой в полном объеме, но и сформировать экспортный
потенциал. В
настоящее время свинина остается вторым по величине сегментом российского
мясного рынка, занимая 35% его емкости в натуральном выражении. В последние
годы российский рынок свинины находится в стадии длительного восстановительного
роста после фактически двукратного сокращения спроса в 90-е годы,
обусловленного системным экономическим кризисом переходного периода.
Как и
для российского рынка мясной продукции, в целом, основными факторами роста
сектора свинины с начала 2000-х стали устойчивое увеличение доходов населения,
быстрое развитие сетевой розничной торговли и национальной пищевой
промышленности. Кроме того рост спроса на свинину происходил за счет сокращения
доли говядины в структуре потребления мяса. Этому во многом способствовало
быстрое развитие национальной отрасли промышленного свиноводства во второй
половине 2000-х годов на фоне стагнации мясного скотоводства и увеличения
разрыва между потребительскими ценами на говядину и свинину. Динамика развития
российского рынка свинины в настоящее время определяется следующими факторами:
1. Ростом национальной отрасли промышленного
свиноводства, получившей ощутимую поддержку в рамках утвержденной
Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2017 – 2020 годы и
подпрограммы "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации
продукции животноводства".
2. Сохранением мер, направленных на ограничение
импортных поставок мяса свиней, включая квотирование, таможенные пошлины по
внеквотным поставкам, а также запреты и ограничения, устанавливаемые
Россельхознадзором.
3. Реализацией экспортного потенциала отрасли.
В частности, в рамках государственной программы на 2017-20 гг.
предусматривается выход на годовые объемы экспорта свинины до 200 тыс.
С учетом складывающейся конъюнктуры рынка и отрасли
в ближайшие годы прогнозируется умеренный рост производства в Российской
отрасли свиноводства. Производство свиней на убой во всех категориях хозяйств к
2020 г.
составил 3,4-3,5 млн. т, при этом увеличение производства обеспечивается
современными высокотехнологичными предприятиями преимущественно полного цикла
при снижении выпуска небольшими предприятиями с традиционными технологиями.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты политики импортозамещения 1.1. Понятие и сущность импортозамещения
как фактора стимулирования отечественного производства Государственная
программа развития сельского хозяйства, регулирования сельскохозяйственной
продукции, сырья и продуктов питания на 2013-2020 годы, является одним из самых
действенных инструментов долгосрочного планирования для сельскохозяйственного
сектора экономики страны. Пять основных целей агропродовольственной политики,
закрепленных в Государственной программе, заключаются в следующем:
1.
Обеспечение продовольственной независимости России по параметрам, установленным
Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной
Указом Президента № 120 от 30 января 2010;
2. Повышение конкурентоспособности российской
сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках в рамках
присоединения России к ВТО;
3.
Повышение финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса;
4.
Устойчивое развитие сельских районов;
5.
Воспроизводство и повышение эффективности использования земли и других ресурсов
в сельском хозяйстве, а также экологизация производства. Значительные изменения
в государственной программе были сделаны в связи с введением российского
продовольственного эмбарго.
В
декабре 2014 года была принята новая версия Государственной программы развития
сельского хозяйства с дополнительной ресурсной поддержкой из федерального
бюджета в размере 568 млрд рублей. Приоритетами новой версии Программы
являются: создание отечественных селекционно-семенных и генетических центров;
ускоренная импортозамещаемость мяса (свинина, птица, крупный рогатый скот),
молоко, овощи открытой и закрытой (тепличной) почвы, семенного картофеля,
фрукты и ягодные продукты; создание инфраструктуры хранения и продажи
сельскохозяйственной продукции (речь идет об овощных магазинах, оптовых
распределительных центрах).
Кроме
того, в октябре 2014 года был утвержден План действий («дорожная карта») для
содействия импортозамещению в сельском хозяйстве на 2014-2015 годы. План
предусматривал совершенствование механизмов таможенного и тарифного
регулирования импорта основных сельскохозяйственных, рыбных и других продуктов
из водных биологических ресурсов с учетом членства России во Всемирной торговой
организации и Единой энергетической системе.
«Дорожная
карта» также включает меры по повышению эффективности использования
сельскохозяйственных земель и улучшению государственного ветеринарного и
фитосанитарного контроля. По оценкам Министерства сельского хозяйства, реализация
дорожной карты позволит увеличить производство сельскохозяйственной продукции,
сырья и продовольствия к 2020 году и снизить зависимость внутреннего
продовольственного рынка от импорта мяса с 21,6 % до 7,7 %, молока и молочных
продуктов с 23,6 % до 16,6 %, овощей с 14,6 % до 10,1 %.
Проблема импортозамещения
привлекает внимание многих исследователей. Данный интерес обусловлен важным
значением импорта в экономической деятельности любого региона. Исследователи
рассматривают данную проблему, как на уровне страны, так и на уровне регионов.
Очевидно, что реализация программы импортозамещения на уровне страны
осуществляется путем активизации деятельности отечественных предприятий,
ведущих свою деятельность в различных регионах данной страны. Для успешного проведения
политики стимулирования импортозамещения необходимо учитывать специфические
особенности отдельных регионов. Необходимость выявления данных особенностей и
отличительных черт хозяйственной сферы на региональном уровне обуславливает
повышенный интерес исследователей к проблеме импортозамещения на региональном
уровне[1].
П. Кадочников[2] в
своем исследовании проводит обзор теоретических положений импортозамещения, а
также представляет методологию анализа и оценки импортозамещения в условиях
переходной экономики. Проблема импортозамещения рассматривается в данной работе
с помощью функции спроса на товары отечественного производства и импортные
товары. Происходит оценка репрезентативного потребителя. Основными факторами,
рассматриваемыми при анализе потребительского спроса, являются доходы, цены на
импортные товары и товары – заменители импорта отечественного производства и
ценовая эластичность импортных товаров.
В анализ были включены
следующие отрасли: химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение,
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, легкая
промышленность, пищевая промышленность, а также промышленность Российской
Федерации в целом. Рассчитанные коэффициенты уравнений спроса на товары
отечественного производства и импортные товары использовались для дальнейшего
анализа эффектов замещения и дохода. Автор с помощью оценки данных эффектов
анализировал изменение спроса на отечественные и импортные товары.
Импортозамещение в данной работе оценивалось с помощью колебаний спроса и
эффектов замещения и дохода[3].
Полученные выводы
характеризуют импортозамещение в отраслях, включенных в анализ. Так, падение
спроса на импорт и увеличение спроса на товары отечественного производства во
второй половине 1998 г. в значительной степени объясняются именно
импортозамещением. В разных отраслях данный эффект проявлялся в разной степени.
Так, в пищевой и лесной промышленности данный эффект оказался больше, чем в
легкой промышленности. Отметим, что данный подход к анализу импортозамещения является
трудоемким и оценивает проблему исключительно со стороны потребителя.
Схожий подход к анализу
проблемы импортозамещения — в контексте функции спроса и ценовой эластичности
импорта — был применен в работе Сенхаджи А.
В исследовании также
строится модель спроса репрезентативного потребителя. Для построения данной
модели применяется логлинейный анализ. Логлинейная модель представляет собой
линейную множественную модель регрессии. В качестве предикторов в данной модели
были включены относительные импортные цены (рассчитанные как отношение
дефлятора импорта к дефлятору ВВП) и переменная, рассчитываемая как валовой
внутренний продукт за вычетом экспорта. Были построены модели спроса для 77
стран на основе макроэкономических данных за период 1960-1993 годы[4].
Проблема
импортозамещения с точки зрения спроса на импорт рассматривается в работе
Джозефа М. и Фосу О. В данном исследовании оценивается спрос на импорт в Гане с
помощью регрессионного анализа. Применяется авторегрессионная модель
распределенного лага спроса на импорт. В качестве влияющих переменных в данной
модели были включены следующие макроэкономические показатели: объем импорта в
предыдущие периоды, совокупное потребление домашних хозяйств и государства,
совокупные инвестиции (объем накопления капитала), затраты на экспорт товаров и
услуг, индекс относительных цен импортных товаров к отечественным. В результате
построения модели были определены коэффициенты и составлена модель спроса на
импорт в Гане. Оценка данных коэффициентов позволяет охарактеризовать систему
импорта в стране и, следовательно, импортозамещение (реальное и потенциальное).
Отметим, что подобная модель строится и в исследовании Чани М., Первейза З. и
Чаудхери А. В данной работе, также применяется регрессионный анализ для оценки модели
спроса на импорт, но показатели учитываются без временных лагов.
Зайцев
А.Н. обращается к проблеме импортозамещения в контексте регионального
экономического роста. В работе применяется кластерный анализ для формирования
требований и условий размещения производства импортозамещающей продукции. Также
применяются методы сравнения, обобщения, аналогий, структурно-динамического
анализа. В результате исследования автор разрабатывает систему предпосылок
организации производства импортозамещающей продукции в регионе и алгоритм
выбора региона для размещения производства импортозамещающей продукции.
Формирование
промышленных агломерационных зон как инструмент реализации стратегии
импортозамещения и повышения экономического роста рассматривается в работе
Пулатовой И.Р. К анализу поставленной проблемы применялись классические и
неоклассические теории регионального роста, теория кумулятивного роста, теория
полюсов роста, теория размещения производства, теория агломераций, центральных
мест и случайного роста, теории городской агломерации, теория районной
планировки, теория экономического районирования, теория формирования
территориально-производственных комплексов, теория экспортной базы. В
результате проведенного анализа был разработан теоретический механизм разработки
и внедрения промышленной политики, базирующейся на оценке уровня развития
промышленного комплекса региона. [1] Бочаров В. Б. Финансовый анализ / В. Б. Бочаров. –
СПб: Питер, 2018. — С.78 [2] Импортозамещение в АПК России: проблемы и перспективы: монография. –
М.: ФГБНУ «Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства» (ФГБНУ ВНИИЭСХ),
2017. – С.124 [3] Лиференко Г. Н. Финансовый анализ предприятия: Учебное пособие / Г. Н. Лиференко. – М. : Экзамен, 2017. – С.86 [4] Кузина М.С. Управление взаимоотношениями с потребителями в системе
менеджмента качества // МГУ им. Н.П. Огарева. – 2018. — №3. – С.1