Курсовая с практикой на тему Таможенная пошлина: сущность, виды, характеристика основных элементов, анализ динамики.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН 6
1.1 Экономическая сущность таможенных пошлин: понятие, сущность, виды таможенных пошлин: характеристика основных элементов 6
1.2 Порядок исчисления таможенных пошлин 12
1.3 Нормативно-правовое обеспечение исчисления и взимания таможенных пошлин 15
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН В ЕАЭС (НА ПРИМЕРЕ РОССИИ) 18
2.1 Анализ динамики импорта и экспорта в условиях ЕАЭС 18
2.2 Анализ динамики и структуры уплаты таможенных пошлин в ЕАЭС 21
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН 25
3.1 Проблемы взимания таможенных пошлин 25
3.2 Перспективы и пути совершенствования взимания таможенных пошлин 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 36
Введение:
1 января 2018 г. вступил в действие Таможенный кодекс Евразийского экономического союза . Новый кодекс направлен на усиление согласованности таможенного регулирования в Евразийском экономическом союзе. Среди новелл ТК ЕАЭС можно выделить расширение информационных технологий по совершению таможенных операций, электронному таможенному декларированию. Определенные преобразования затронули институт таможенных пошлин, в частности внесены изменения в порядок уплаты таможенных пошлин, уточнены вопросы исчисления таможенных пошлин таможенным органом, определены вопросы, связанные с контролем и корректировкой таможенной стоимости товаров. Эти и другие изменения определили актуальность выбранной для исследования темы, а также объективно назревшую потребность изучения особенностей правового регулирования в новых условиях интеграции и возникающих в правоприменительной практике проблем исчисления и взимания таможенных пошлин. Степень научной разработанности темы. Исследование правовой природы и сущности таможенных платежей, правового регулирования их установления, исчисления, уплаты и взимания в разное время проводилось в диссертационных работах О.Ю. Бакаевой (2005 г.), Н.И. Землянской (2005 г.), А.А. Журавлева (2007 г.), М.В. Калинина (2008 г.), О.А. Стрижовой (2008 г.), С.А. Хапилина (2008 г.), И.С. Набирушкиной (2014 г.), И.А. Цидилиной (2015 г.) и других ученых. Однако, по-нашему мнению, полноценных научных исследований, посвященных уяснению правовой природы таможенных платежей, принципов и порядка их установления с учетом положений актов, регулирующих таможенные отношения в ЕАЭС, не проводилось. Объектом исследования курсовой работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе исчисления и взимания таможенных пошлин в условиях функционирования Таможенного союза в рамках ЕАЭС. Предметом курсовой работы выступают порядок исчисления и взимания таможенных пошлин. Целью курсовой работы является обоснование перспектив исчисления и взимания таможенных пошлин. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач курсовой работы: — раскрыть экономическую сущность таможенных пошлин; — обозначить порядок исчисления таможенных пошлин; — рассмотреть нормативно-правовое обеспечение исчисления и взимания таможенных пошлин; — охарактеризовать динамику импорта и экспорта в условиях ЕАЭС; — провести анализ динамики и структуры уплаты тамаженных пошлин в ЕАЭС; — выявить проблемы взимания таможенных пошлин; — определить перспективы и пути совершенствования взимания таможенных пошлин. Методологическую основу курсовой работы составляют общенаучные методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогии, а также специальные методы – формально-логический, метод сравнительного правоведения, структурно-системный, метод анализа документов. Теоретическую основу курсовой работы составили научные труды по таможенному, финансовому, налоговому и иным отраслям права, посвященные таможенным пошлинам и особенностям их исчисления и взимания. Нормативную базу исследования составили: Конституция РФ , ТК ЕАЭС, Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другие источники по тематике исследования. Структура курсовой состоит из введения, основной части, состоящей из трёх глав, заключения, списка используемой литературы и источников. Во введении курсовой работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, теоретико-методологическая и нормативная основа курсовой работы. В первой главе курсовой работы изучены теоретические основы взимания таможенных пошлин. Во второй главе курсовой работы проведен анализ исчисления и взимания таможенных пошлин в ЕАЭС. В третьей главе курсовой работы рассмотрены проблемы и перспективы взимания таможенных пошлин. В заключении обобщены результаты курсовой работы.
Заключение:
Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать следующие основные выводы и положения.
Таможенная пошлина понимается как налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения границ. Она может взиматься только государством и поэтому поступает в федеральный бюджет.
Таможенная пошлина по объему занимает первое место среди всех таможенных платежей.
Законодательную основу взимания и обеспечения уплаты таможенных пошлин составляют как таможенные законы и нормативно-правовые акты, так и непрофильные законы, содержащие лишь отдельные таможенно-правовые нормы. Правовое регулирование внешнеторговой деятельности отражает общую направленность экономической политики либо на максимальное привлечение иностранного капитала, либо на реализацию протекционистских идей, что отражается в национальном законодательстве Российской Федерации и международных договорах.
Одной из важнейших мер в обеспечении законности в таможенной сфере, а также в реализации фискальной функции таможенного регулирования является институт обеспечения уплаты таможенных пошлин. Проведенный анализ показал, что таможенные пошлины играют очень важную роль в пополнении доходной части федерального бюджета.
В 2018 году сохраняются положительные тенденции во внешней торговле. В географической структуре внешней торговли России особое место занимает Европейский союз. Второй группой по объему внешнеторгового оборота в 2018 г. являются страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества.
В товарной структуре экспорта продолжают преобладать топливно- энергетические товары.
Наибольший прирост экспорта России по результатам 2018 года наблюдался в отношении Китая (за счет роста поставок сырой нефти, рафинированной меди и нефтепродуктов), Германии, Кореи, Финляндии и Беларуси (углеводородов), Нидерландов (углеводородов и необработанного алюминия), Польши (углеводородов и плоского стального г/к проката), Турции (углеводородов, отходов и лома черных металлов, пшеницы, кукурузы). Наибольшее снижение российского экспорта наблюдалось в отношении Сингапура и Гибралтара (снижение экспорта сырой нефти) и Азербайджана (пшеницы и тростникового сахара).
Следует сказать, что за последние годы наблюдается тенденция роста задолженности по уплате таможенных платежей и пеней, что свидетельствует о необходимости модернизации и совершенствования подходов к администрированию взыскания задолженности по уплате таможенных платежей и пеней.
На сегодняшний день таможенные органы сталкиваются с комплексом проблем, большинство из которых носит системный характер. Среди них — занижение таможенной стоимости товаров и их недостоверное декларирование, неразвитость системы информации и обмена между государственными структурами, недостаточная эффективность таможенного контроля, отсутствие системного подхода к анализу информации и т.п.
Проблемным вопросом остается непосредственно уплата таможенных пошлин участниками ВЭД.
Еще одна проблема — несовершенство таможенного законодательства ЕАЭС. В частности, законодательство должно предусматривать единство всех ставок вывозных таможенных пошлин для стран-участниц ЕАЭС. Однако, привести все ставки к общему знаменателю в странах ЕАЭС очень сложно.
Другая проблема, которая требует решения в сфере таможенных пошлин, связана с несоответствием статистических показателей об объемах, которые поступают в федеральный бюджет таможенных пошлин, предоставляемых разными органами государства.
Таким образом, проблемы, имеющиеся в системе взимания таможенных пошлин, проистекают как из организационно-правовых и институциональных факторов, так и из того, что принято называть человеческий фактор.
Усовершенствование механизма взимания таможенных пошлин позволит ускорить процесс таможенных процедур, а также упростить условия применения способов обеспечения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН
1.1 Экономическая сущность таможенных пошлин: понятие, сущность, виды таможенных пошлин: характеристика основных элементов
Таможенная пошлина – это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза (ст. 2 ТК ЕАЭС).
Само понятие таможенная пошлина подразумевает налог государству, взимаемый таможенными службами за ввоз и вывоз товаров и сырья. Это косвенный налог на импорт, экспорт и транзит, и его уплата является неукоснительным условием для реализации всех видов товаров .
Э.Н. Берендтс называл таможенную пошлину налогом, взимаемым с ценностей, перевозимых через определенную черту или границу . В.А. Лебедев указывал, что таможенные пошлины составляют особую форму взимания налога на потребление весьма разнообразных предметов, причём признаком податной обязанности считается переход предмета через границу государства .
Таможенная пошлина — государственный налог, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием его перемещения через таможенную границу .
Правительство Российской Федерации, как и власти любых других стран, стремится решить две главные задачи внешнеэкономической деятельности. Первая – поддержать отечественного товаропроизводителя, в какой-то степени оградив его от конкуренции со стороны иностранных производителей. Вторая – обеспечить российским гражданам доступ к лучшим импортным товарам. Решение этих задач требует сбалансированной внешнеэкономической политики государства. Инструментом выступают методы тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Тарифные методы регулирования это различные тарифы и сборы, взимаемые при совершении внешнеторговых операций. К нетарифным мерам регулирования относятся, прежде всего, лицензирование, квотирование, сертификация товаров или услуг и некоторые другие методы.
Большинство внешнеторговых операций облагаются таможенными сборами (таможенная пошлина, налог и сбор), задачей которых пополнять бюджет государства. А так как цели внешнеэкономических сделок могут быть разными (коммерческими, образовательными или благотворительными), то и размер пошлин тоже может разным – для каких-то видов деятельности она взимается в полном размере, а для каких-то видов государство вводит преференции в виде льготных пошлин (вплоть до 0%).
На территории ЕАЭС ставки таможенных пошлин определяются согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД) и Единого таможенного тарифа ЕАЭС (со вставками ввозных пошлин). Пошлина накладывается на таможенную стоимость товара или на его физические характеристики (потребительская единица: кол-во, ед, шт, кг, литры, объем и т.д.).
Таможенные пошлины далеко не единственный вид таможенных платежей. Также на таможне подлежат оплате:
1. таможенные сборы или сбор за таможенное оформление рассчитывается и уплачивается от стоимости ввозимого товара. При экспорте-вывозе с 04.09.2018 эта сумма не уплачивается. Ранее сбор за таможенное оформление был 750 рублей.
2. налог на добавленную стоимость (НДС) начисляется только на ввозимые товары и составляет в РФ: 0% , 10% или 20% (до 31.12.18 составлял 18%)
3. акцизы начисляются только на акцизные товары: нефтепродукты, автомобили, алкоголь, табак, и др.
Согласно ТК ЕАЭС применяются следующие виды таможенных пошлин :
1. Ввозная (на ввоз);
2. Вывозная (на вывоз);
3. Специальная;
4. Антидемпинговая;
5. Компенсационная.
Ввозная таможенная пошлина (импортная) – это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами государств – членов ЕАЭС в связи с ввозом товаров на таможенную территорию ЕАЭС , является инструментом таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности.
Вывозная таможенная пошлина (экспортная) – это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами государств – членов ЕАЭС при вывозе товаров за пределы таможенной территории ЕАЭС.
Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины относятся к группе особых таможенных тарифов, устанавливаются международными договорами или законодательством государств — членов ЕАЭС. Они взимаются в том же порядке, что и ввозная ТП (ФЗ от 8 декабря 2003 года №165-ФЗ “О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров” ).
Другая группа таможенных тарифов – сезонные пошлины. Они носят сезонный характер и применяются по отношению к сельскохозяйственной продукции. Их цель – защитить отечественного товаропроизводителя и простимулировать собственное сельское хозяйство. Они применяются применяются в период сбора и реализации урожая и заменяют собой привычные ставки пошлин, действующих в другое время года.
В современном мире в связи с ускорением процессов глобализации и развитием системы международного разделения труда, таможенные пошлины, взимаемые с результатов внешнеэкономической деятельности, являются существенным источником пополнения доходов федерального бюджета страны. И, как показывает опыт развитых стран, эффективная и хорошо налаженная система сбора пошлин при перемещении товаров через границу служит показателем экономического роста государства.
Благодаря гибкому и правильному использованию, таможенные пошлины могут выполнять контролирующую функцию по отношению к ввозу импортных товаров, так как они непосредственно влияют на конечную цену продукта. Из-за чего товар, произведенный отечественными производителями, становится более конкурентоспособен на национальном рынке, чем импортные товары. Также по валовой сумме таможенных пошлин можно проследить структуру импорта и экспорта, и на основе этих данных простимулировать экспорт в определенной области и создать более благоприятные условия для развития отстающих отраслей.
В зависимости от ввозимого товара различаются размер и ставки взимаемых таможенных пошлин. Их ставки дифференцированы в соответствии с Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС). Согласно статье 46 ТК ЕЭС, к таможенным платежам относятся ввозная и вывозная пошлины, налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Союза, акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Союза и таможенные сборы. Таможенные пошлины подлежат зачислению в федеральный бюджет, что указывает на публичное предназначение таможенных сборов и платежей .
Большую долю в общей сумме сбора таможенных платежей составляют вывозные таможенные пошлины. Из-за введенных санкций в отношении РФ со стороны США и стран Евросоюза, а также введенных ответных российский санкций — эмбарго, в 2016-2018 гг. наблюдается значительное снижение таможенных пошлин, в том числе вывозных таможенных пошлин.
Эмбарго это запрет на экономическое, торговое или иное сотрудничество с какой-либо страной.
Эмбарго — разновидность санкций. Оно может быть, например, продовольственным, оружейным или торговым. В случае с продовольственным эмбарго правительство, его накладывающее, запрещает местным производителям поставлять продовольствие в облагаемую эмбарго страну или наоборот, местным импортёрам запрещается ввозить товары из обложенной эмбарго страны .
Еще одной не менее важной причиной снижения экспорта является введение налогового маневра в 2017 г. При этом рост налога на добычу полезных ископаемых в 2016 г. компенсировал лишь половину изменений по таможенной пошлине, а в 2018 г. он практически на ту же величину упал. Налоговый маневр не дал практического результата из-за переноса налогового бремени на финансово нестабильную нефтедобывающую отрасль.
Все вышесказанное указывает на зависимость доходной части федерального бюджета от внешнеэкономической деятельности и на проблемы, как в налогово-бюджетной политике, так и в таможенном механизме. С позиции эффективности бюджетной политики необходимо решение проблемы обеспечения долгосрочной бюджетной устойчивости и снижения зависимости доходов бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры. С позиции повышения эффективности таможенного механизма необходимо совершенствовать практику прогнозирования и планирования таможенных пошлин, повышать уровень финансового контроля, активно применять элементы риск-менеджмента с учетом факторов внутренней и внешней среды.
Необходимо также осуществлять жесточайший мониторинг таможенной стоимости ввозимых и вывозимых товаров. Полноту сбора таможенных пошлин можно обеспечить лишь при тщательной таможенной оценке товаров и пресечении занижения таможенной стоимости. Этому может способствовать эффективная система управления рисками; применение информационных технологий в анализе таможенной стоимости; создание информационной базы внешнеторговых цен и другие пути.
Таможенные пошлины выполняют ряд функций .
1. Экономическая. Стимулирует молодые отрасли, выступает как надбавка к цене импортируемого товара, поддерживает фискальную функцию. Проиллюстрируем это на примере: в стране повышается таможенная пошлина, тогда импортеры вынуждены повысить цену, перекладывая часть издержек на потребителей, далее спрос в стране на импортный товар падает из-за возросшей цены и объём иностранных поставок товара может упасть. Итог, национальные компании занимают нишу за счет более низкой цены на свои аналогичные товары.
2. Торгово-политическая. Проявляется в защите национальных отраслей от конкуренции иностранных товаров, может быть способом давления на конкурентов, чтобы те пошли на уступки. Страна, стараясь оградить свой внутренний рынок от проникновения импорта, в интересах развития внутреннего производства и ограждения отечественных предпринимателей от иностранной конкуренции, осуществляет внешнеэкономическое регулирование с помощью повышения ставок ввозных таможенных пошлин или путем нетарифных мер.
Таким образом, таможенная пошлина понимается как налог на импорт или экспорт товаров в момент пересечения границ. Она может взиматься только государством и поэтому поступает в федеральный бюджет.
Таможенная пошлина по объему занимает первое место среди всех таможенных платежей.