Курсовая с практикой на тему Сюжетно-ролевая игра, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретическое обоснование проблемы использования сюжетно-ролевой игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста 6
1.1. Особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста 6
1.2. Основные характеристики сюжетно — ролевой игры 10
1.3. Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста 16
Вывод по Главе I 20
ГЛАВА II. Организация опытно-экспериментальной работы по определению уровня развития речи посредством сюжетно-ролевой игры 21
2.1. Характеристика групп испытуемых. Определение уровня развития речи 21
2.2. Организация сюжетно – ролевой игры как средства развития речи 24
2.3. Анализ результатов заключительного эксперимента 27
Вывод по Главе II 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЯ 37
Введение:
Самым важным периодом, когда происходит формирование личности является дошкольный возраст. Именно в этот возрастной период ребенок черпает знания из окружающего его мира, он начинает выражать свое отношение к людям и труду посредством того, что он уже приобрел ранее. В процессе формирования личности и начинает складываться его характер.
Речь есть специфически человеческий способ, с помощью которого человек может использовать языковые средства и формулировать мысли. Трудность овладения речью заключается в наиболее полном и совершенном овладении знаками языковой культуры.
Известные педагоги и психологи в лице Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Гвоздева, Е. И. Тихеевой раскрыли в своих трудах основные концепции речевого развития у дошкольников [23 с. 15].
Теоретические основу работы составили исследования особенностей речевого развития, которые изучались в трудах таких исследователей и ученых как И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.В. Запорожец, А.А. Люблинская, А.А. Леонтьев, В.Н. Аванесова, Г.Л. Розенгард-Пупко, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, Л.А. Бенгер, Ж. Пиаже, А. Валлон, Н.А. Бернштейн. В своих трудах они уделяли внимание тому, что практическая деятельность детей оказывает огромное влияние на развитие всех высших корковых функций, а также пространственных отношений, в том числе особенно важное влияние получается на развитие познавательной деятельности, в том числе и речи.
Основной деятельностью дошкольников является игра, в которой развиваются его внимание, память, воображение. Значение игры в общественной жизни, ее роль и влияние на развитие отдельно взятой личности изучала творческая группа отечественных и зарубежных ученых-философов, в составе Георг Клауса, К. Г. Юсуповой, В. И. Истоминой, В. И. Устименко, Д. Н. Узнадзе и др. В своих работах они оценили весомость и значимость игры, какое влияние она оказывает на коллектив детей, как с помощью игры можно запланировать поведение группы детей для создания общения. Поскольку игра имеет неоценимое значения для развития личности ребенка, поэтому она сопровождает ребенка на протяжении всего периода детства, которая наполняет ее содержание.
Игру еще тесно связывают с трудовым воспитанием, потому что все действия, которые ребенок выполняет в игре так или иначе связаны с трудом. Например, ребенок играет в игру «Строители», в ней он выполняет реальные трудовые действия взрослых, только с предметами-заместителями. В процессе таких игр у детей развиваются психические процессы, у них усиливаются эмоционально-волевые проявления, дети общаются. В этот момент происходит не только общение, но и воспитание.
С.Л. Рубинштейн, изучая особенности сюжетно-ролевой игры, утверждал, что она выступает основным видом деятельности в дошкольном возрасте. Он говорил о том, что в такого рода игре свойственно детям спонтанное проявление, потому что игра строится на общении детей и взрослых. Также игра характеризуется такими чертами как увлеченность детьми, проявлением творчества, эмоциями и самостоятельностью.
В сюжетно-ролевой игре суть ее заключается в роли. Когда ребенок начинает играть, чаще всего он выбирает себе роль взрослого. Изображая взрослого, ему кажется, что он воплощает действия и поведение взрослого человека в своей игре. Ребенок действует в игре от имени взрослого, чаще всего парадирует его, это выражается в пародировании его жестов, поведения, мимики. Так, в процессе игры развивается речь.
Множество отечественных исследований были посвящены вопросам изучения игры детей дошкольного возраста. Исследования проводились по видам игр, и были направлены на разностороннее влияние развития детей.
Исследованиями, в которых были рассмотрены теоретические вопросы ролевой игры рассматривались группой ученых в составе Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. П. Усовой, С. Л. Рубинштейна, Ф. И. Фрадкиной, Д. В. Менджерицкой, Д. Б. Эльконина, Т. Е. Конниковой, Н. Я. Михайленко, А. В. Чернова, Р. И. Жуковской, Т. А. Марковой, Р. А. Иванковой и т. д.
Проанализировав значение данной тематики, был определен объект исследования – речевой развитие воспитанников старшего возраста.
Предмет – развитие речи детей старших дошкольников посредством сюжетно-ролевой игры.
Цель исследования – выявить место сюжетно-ролевой игры в речевом развитии воспитанников старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
— на основе анализа психолого-педагогической литературы обосновать понятия речь, игровая деятельность, сюжетно – ролевая игра;
— выяснить место сюжетно-ролевой игры в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста;
— разработать методические рекомендации по теме исследования.
Для реализации поставленной цели, решения задач, проверки выдвинутой гипотезы использованы методы исследования:
– теоретические: анализ, синтез, обобщение, систематизация;
– эмпирические: беседа, наблюдение, педагогический эксперимент);
– методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, статистическая обработка фактического материала исследования, представленная в виде таблиц).
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Во введении содержится обоснование актуальности работы, цели, задачи, методы исследования.
В первой главе рассмотрены особенности сюжетно-ролевой игры дошкольников, их развития речи, влияние сюжетно-ролевой игры на речевое развитие речи старшего дошкольного возраста.
Во второй главе описание экспериментальной работы по исследованию уровня развития речи посредством сюжетно-ролевой игры воспитанников старшего дошкольного возраста, изучена методика и организовано обследование развития речи, описана организация обследования речи у детей, проведен анализ результатов экспериментального исследования.
Заключение:
Проблема речевого развития остается актуальной для изучения уже не одно десятилетие.
Речевое развитие ребенка дошкольника происходит наряду с овладением родного языка. В программах дошкольного образования уделено значительное место для создания условий для формирования у детей речевых навыков.
Игра является важным средством и ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте, что позволяет успешно использовать ее для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
В ходе написания курсовой работы нами были подробно рассмотрены теоретическое обоснование проблемы использования сюжетно-ролевой игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста, изучены особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста, основные характеристики сюжетно-ролевой игры, а также ее влияние на развитие речи дошкольников, изучена методика и организовано обследование по выявлению уровня развития речи у детей дошкольного возраста.
Задачами предложенной темы курсовой работы послужили: 1) на основе анализа психолого-педагогической литературы обосновать понятия речь, игровая деятельность, сюжетно – ролевая игра; 2) определить место сюжетно-ролевой игры в развития речи детей старшего дошкольного возраста; 3) разработать методические рекомендации по теме исследования.
Констатирующий эксперимент был направлен на изучение уровня речевого развития детей старшего дошкольного возраста. При планировании этапов проведения обследования мы учитывали методы, которые предлагаются в методике Н. М. Трубниковой. Для изучения состояние вербальных и невербальных функций, мы использовали в работе анализ медицинской и педагогической документации, наблюдения, беседы с педагогами и детьми, эксперимент, анализ полученных результатов.
Были использованы: методы теоретического исследования — анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, синтез. Методы эмпирического исследования — изучение результатов деятельности детей, педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, обследование, количественный и качественный анализ полученных данных.
По результатам теоретических исследований сделаны выводы:
— исследования по проблеме развития речи и понятия «речь» были изучены и рассмотрены разными авторами, но при разных трактованиях данного определения суть его остается единой и требует воздействия внешних факторов для ее развития;
— анализируя особенности развития речи дошкольников, у всех детей развитие происходит по-разному, и у всех находится на разных уровнях;
— исследования ученых подтвердили необходимость сюжетно-ролевой игры для проведения успешной работы в данном направлении;
— речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней в процессе сюжетно-ролевых игр.
Вторая глава была посвящена организации опытно-экспериментальной работы по определению уровня развития речи посредством сюжетно-ролевой игры, по результатам проведенной работы сделали выводы:
— имеются проблемы нарушения речевого развития;
— возникают трудности в составлении предложения по картинке и серии картинок;
— затруднения и ошибки в логико-грамматических конструкциях и грамматических формах, при пересказе, описании картинок.
Таким образом, проведенные исследования показали:
— при использовании сюжетно-ролевой игры как средства развития речи можно достичь положительной динамики;
— ролевая игра оказывает плодотворное влияние на развитие коммуникативных навыков.
Практическая значимость данной работы состоит в доказательстве и эффективности применения сюжетно-ролевых игр для развития речи детей.
Практическое применение сюжетно-ролевых игр в исследовании повлекло за собой увеличение объема словаря, навыков словоизменения и словообразования у дошкольников. Результаты повторного исследования уровня развития речи явились доказательством и утверждением того, что сюжетно-ролевые игры способствуют увеличению объема активного словаря и развитию речи в целом.
Исходя из вышеизложенного можно сказать, что сюжетно-ролевая игра занимает особое место в развитии коммуникативных навыков дошкольников, которые налаживаются у детей в процессе совместной игры.
В связи с этим, можно сделать вывод о том, что овладению речью, как одной из главных задач зависит от многих условий, таких как:
— окружение речевой средой;
— ближнее социальное окружение;
— индивидуальные особенности каждого ребенка;
— познавательная активность детей;
— семейного благополучие.
При организации работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр необходимо всегда учитывать вышеописанные условия.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра занимает ведущее место в развитии и воспитании детей старшего дошкольного возраста, нами разработаны методические рекомендации по использованию сюжетно-ролевой игры как средства развития речи.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. Теоретическое обоснование проблемы использования сюжетно-ролевой игры для развития речи детей старшего дошкольного возраста
1.1. Особенности развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Речь рассматривают как компонент активного коммуникативного поведения, точнее, как элемент коммуникации, так как с только используя речь человек может общаться с другими людьми, в процессе чего у него пополняется и расширяется словарный запас и кругозор. У него происходит установление взаимосвязей как с предметным, так и с социальным миром. В период речевых коммуникаций к ребенку приходит осознание собственного «Я» в результате чего появляется возможность самовыражения и самореализации.
Речевая деятельность ребенка очень давно интересовала группу творческих ученых Л. С. Выготского, Е. И. Тихееву, А. Н. Гвоздева, Ф. А. Сохина, Р. О. Якобсон, Д. Б. Эльконина, О. С. Ушакову, Р. Е. Левина, К. И. Чуковского и многих других, поскольку они считали, что первые слова являются пробуждением сознания. А весь путь речевого развития ребенка является загадкой [4, с. 18].
Речевое развитие проявляется при общении. Для того, чтобы она развивалась необходимо расширять социальные связи. Связи, в свою очередь оказывают влияние не только на содержание, но и на структуру речи.
Когда дети начинают изучать родной язык, тогда и начинается у них обучение устной речи. В процессе такого развития они учатся понимать речь и активно пользоваться ею. В этот момент начинается развитие общения.
Важно чтобы у детей в собеседниках были и дети, и взрослые, для того, чтобы у ребенка была возможность общаться и обмениваться своими мыслями с разным кругом собеседников, что и будет способствовать развитию его речи.