Курсовая с практикой на тему Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием в обучении математике детей старшего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения математических представлений у детей дошкольного возраста 6
1.1. Значение математической подготовки детей дошкольного возраста 7
1.2. Сравнительный анализ программ по формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 9
1.3. Возможности сюжетно – дидактической игры при формировании у детей математических представлений 13
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Возможности сюжетно — дидактической игры как средства обучения математике детей старшего дошкольного возраста 20
2.1. Диагностика начального уровня развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста 20
2.2 Методика руководства сюжетно – дидактическими играми математического содержания с детьми старшего дошкольного возраста 30
2.3 Анализ результатов опытно-поисковой работы 40
Список литературы: 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 53
Введение:
Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические представления. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения, знания таких отношений, как много, мало, больше, меньше, поровну, умения определить количество предметов в множестве, выбрать соответствующее количество элементов из множества и т.д. Это актуализирует поиск средств педагогической поддержки ранних этапов формирования математических представлений.
Практика показывает, что достаточно много детей испытывает трудности в овладении математическими знаниями. Поэтому, важнейшей задачей педагогов и родителей является развитие у ребенка интереса к математике, начиная с дошкольного возраста. Приобщение к математике в занимательной и игровой форме поможет в дальнейшем ребенку легче и быстрее усвоить школьную программу по данному предмету.
В настоящее время внимание педагогической науки и практики сосредоточено на изучении и актуализации развивающего потенциала игры, которая признается психологами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) ведущим видом деятельности детей данный возраста, а педагогами (Д.В. Менджерицкая, Н.Я. Михайленко, С.Л. Новоселова и др.) – приоритетным средством воспитания и обучения дошкольников.
Среди разных видов игр, имеющих место в дошкольном возрасте, особое место занимают сюжетно — дидактические игры. Проблематика дидактической игры была широко представлена в отечественной научной и методической литературе второй половины ХХ века (В.Н. Аванесова, З.М. Богуславская. А.К. Бондаренко, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко, Е.И. Радина, А.И. Сорокина, А.П. Усова и мн. др.). Авторами были выделены сущностные и структурные особенности дидактической игры как вида деятельности, изучена специфика ее использования в качестве метода обучения и формы организации образовательного процесса в разных возрастных группах.
Вместе с тем сюжетно — дидактические игры не нашли должного места в процессе формирования у детей дошкольного возраста количественных представлений.
Современные авторы (А.В. Белошистая, Э.Н. Иоффе, М.А. Касицына. Е.Е. Кочемасова, Л.Г. Петерсон, Е.В. Сербина и др.) чаще обращаются к дидактическим играм, однако в современной дошкольной педагогике потенциал дидактических игр в формировании элементарных математических представлений раскрыт не полностью.
Сюжетно — дидактические игры, описываемые в большинстве методических разработок, инициируются и регламентируются воспитателем, их сюжетные линии оказываются весьма ограниченными, а игровые задачи – преимущественно одиночными, игровые действия – простыми и однообразными.
В соответствии с вышеизложенным, были выявлены противоречия между необходимостью формирования количественных представлений у детей дошкольного возраста и недостаточной методической разработанностью, и структурированностью данного вопроса.
Объект исследования: процесс обучения математике детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: сюжетно — дидактическая игра как средство развития математической деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – раскрыть возможность использования сюжетно — дидактической игры для развития математической деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: мы предполагаем, что при регулярном использовании сюжетно -дидактических игр на занятиях по формированию элементарных математических представлений у старших дошкольников будет происходить более эффективно если:
— будет создана развивающая пространственная среда по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста с использованием сюжетно — дидактических игр.
— будут подобраны сюжетно — дидактические игры, направленные на развитие математической деятельности у детей старшего дошкольного возраста..
-будет осуществляться взаимодействие педагогов и родителей в условиях
ДОУ.
Задачи:
1. Изучить научную литературу и практический опыт возможности обучения детей старшего дошкольного возраста математической деятельности с помощью сюжетно — дидактической игры.
2. Выявить уровень математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
2. Подобрать сюжетно — дидактические игры, направленные на развитие математической деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в систематизации и определении эффективных методов развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в разработке диагностического инструментария и перспективного плана проведения с детьми старшего дошкольного возраста сюжетно – дидактических игр, способствующих формированию у них математических представлений, что может быть использовано в практической деятельности воспитателей младших групп дошкольных организаций.
База исследования: исследование будет проводиться на базе ДОУ « ». В экспериментальной работе будут участвовать воспитанники старшей группы
Заключение:
Рассматривая концептуальные подходы по использованию дидактических игр и упражнений как средства обучения детей старшего дошкольного возраста счету, нами выявлено, что использование игры в обучении детей дошкольного возраста, зачастую рассматривается как составляющая часть непосредственной организации образовательной деятельности.
Данное использование сюжетно — дидактической игры как средства обучения понимается нами как «культурная практика» ребенка в системе ознакомления с математическим содержанием окружающей действительности в рамках познавательной деятельности. Это позволяет избежать формализации организованной образовательной деятельности, используя дидактическую игру как средства обучения перетекающее в форму организации детской познавательной деятельности. Дидактическая игра как средство обучения строится на информативном содержании и используется как вид активного обучения, предусматривающего наличие правил, фиксированной структуры игровой деятельности, системы оценивания результата, полученного в процессе игры. В результате теоретического анализа, нами были отобраны сюжетно — дидактические игры сюжетного содержания на математической основе сюжетно — дидактические упражнения в аспекте поступательности их использования.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Математическое развитие детей в старшем дошкольном возрасте проявляется в качественных изменениях форм познавательной активности, происходящих вследствие формирования у них элементарных математических представлений и логических операций.
2. Обучению детей дошкольного возраста элементарной математике должно отводиться особое место в образовательном процессе. Это связано с рядом достаточно веских причин: началом обучения некоторых детей в школе с шестилетнего возраста, с большим объемом информации, которую получает ребенок, с повышенным вниманием к информационным и коммуникационным технологиям в образовательных организациях, с интенсификацией процесса обучения, со стремлением родителей, как можно раньше научить ребенка знать цифры, решать примеры и задачи, выполнять операции счета.
3. По результатам исследования можно отметить, что дети старшего дошкольного возраста осваивают способы установления и определения различного типа связей между математическими объектами, отношениями. Например, установлению соответствия между элементами множеств (применения приемов наложения, сопоставления элементов множеств в виде «один к одному», использования приемов приложения в целях определения отношений величин). Дети к концу старшего дошкольного возраста понимают то, что самым точным способом определения количественных отношений является измерение величины и счет предметов. Умения, навыки счета и измерения становятся у детей более осмысленными и прочными.
4. Для развития у детей старшего дошкольного возраста элементарных математических представлений целесообразно использовать разнообразные сюжетно — дидактические игры. Эти игры дают ребенку возможность уяснить ряд сложных математических понятий, сформировать у них представления о том, как соотносятся количество и цифры, цифры и числа, развивают пространственно-временные представления, формулировать выводы.
5. Сюжетно – дидактические игры используют широкий спектр наглядного материала (палочки, геометрические фигуры, пазлы, конструкторы различных типов и т.п. – все это способствует тому, что образовательная деятельность по математике проходит в доступной, занимательной, веселой форме. Игровая ситуация проблемного типа, которая характерна практически для любой задачи занимательного вида, вызывает у детей познавательный интерес. Занимательные задачи развивают у детей интерес к логике и математике, к доказательности рассуждений, сосредоточению внимания на проблеме и нахождению для нее верных решений, проявлению умственного напряжения.
6. Проведенная опытно-поисковая работа состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного.
На констатирующем этапе исследования, были отобраны методики и проведена первичная диагностика уровня формирования математических представлений.
На формирующем этапе исследования были разработаны и проводились дидактические игры, направленные на формирование математических представлений
На контрольном этапе исследования была осуществлена повторная диагностика уровня формирования математических представлений, проведен анализ полученных результатов.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы изучения математических представлений у детей дошкольного возраста
1.1. Значение математической подготовки детей дошкольного возраста
Доказано, что ознакомление детей с разными видами математической деятельности в процессе целенаправленного обучения ориентирует их на понимание связей и отношений. Формирование начальных математических знаний и умений у детей дошкольного возраста должно осуществляться так, чтобы обучение давало не только непосредственный практический результат (навыки счета, выполнение элементарных математических операций), но и широкий развивающий эффект. Под математическим развитием дошкольников, как правило, понимают качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций [1].
В процессе систематического обучения математике дети овладевают специальной терминологией названиями чисел, геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, ромб и другое.), элементов фигур (сторона, вершина, основание) и тому подобное Занятия по математике приобретают особое значение в связи с развитием у детей познавательных интересов, умений проявлять волевые усилия в процессе решения математических задач.
Как правило, учебные задачи на занятиях решаются в сочетании с воспитательными. Так, воспитатель учит детей быть организованными, самостоятельными, внимательно слушать, выполнять работу качественно и в срок. Это дисциплинирует детей, способствует формированию у них целенаправленности, организованности, ответственности. Таким образом, обучение детей математике с раннего возраста обеспечивает их всестороннее развитие.
Среди задач по формированию элементарных математических знаний и последующего математического развития детей следует выделить главные, а именно:
-приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основах математического развития;
-формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
-формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, обще учебных умений;
-овладение математической терминологией;
-развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка [12].
Эти задачи чаще всего решаются воспитателем одновременно на каждом занятии по математике, а также в процессе организации разных видов самостоятельной детской деятельности.
На занятиях по математике в детском саду формируются простейшие виды практической и умственной деятельности детей. Под видами деятельности в этом случае способами обследования, счета, измерения понимают объективные последовательные действия, которые должен выполнять ребенок для усвоения знаний: поэлементное сравнение двух множеств, накладывание меры и другие. Овладевая этими действиями, ребенок усваивает цель и способы деятельности, а также правила, обеспечивающие формирование знаний.
Центральной задачей математического развития детей в детском саду является обучение счету. Основными способами при этом являются накладывание и прикладывание, овладение которыми предвосхищает обучение счету с помощью слов-числительных.