Курсовая с практикой на тему Сюжетно — ролевая игра, как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста 7
1.2. Значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника 11
II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 16
2.1. Организация, этапы и методики исследования констатирующего этапа 16
2.2. Реализация педагогического проекта и анализ результатов исследования 20
2.3. Анализ результатов исследования 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЯ 35
Введение:
Актуальность темы. Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно игра позволяет построить адекватную особенностям дошкольников систему обучения, обеспечивает вариативность дошкольного воспитания.
В соответствии с ФГОС ДО, одной из важнейших задач в воспитании детей является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».
В современном обществе проблема общения между людьми, является очень актуальной. Умение общаться, находить выходы из проблемных ситуаций и отстаивать свою точку зрения, при этом уважать других людей, проявлять к ним сочувствие и эмпатию – необходимые условия успешности любой личности.
В решении этой задачи, наиболее эффективна игровая деятельность.
Одним из направлений деятельности детских садов является создание благоприятных условий для социализации личности подрастающего поколения. Особое место в социализации детей дошкольного возраста принадлежит игре, как эффективному средству формирования личности дошкольника.
Игровая деятельность детей дошкольного возраста охватывает все сферы его жизнедеятельности: учебную, личностную, семейную, трудовую, досуговую.
Поэтому использование игры в многообразии форм деятельности позволяет ребенку осознать себя как личность, самоутвердиться, развить интересы и способности в изменяющихся социально-экономических условиях.
Игровая деятельность является средством пробуждения, поддержания и формирования интересов дошкольников. Однообразные, бедные по содержанию, кратковременные игры не могут вызвать к себе интереса и на длительное время увлечь детей. Детей дошкольного возраста увлекают сюжетно-ролевые игры.
Сюжетно-ролевая игра – первая проба социальных сил дошкольников и первое их испытание. В сюжетно-ролевых играх решается центральная проблема детства – поиск своего места среди взрослых людей. В них ребенок устанавливает свою принадлежность к социальному миру и ищет для себя новые возможности.
Педагогическая ценность сюжетно-ролевой игры состоит в том, что в процессе игры помимо взаимоотношений, диктуемых сюжетом, взятой на себя ролью или правилами, возникают другого рода отношения – уже не условные, а реальные, действительные, регулирующие настоящие отношения между детьми.
Игра предполагает партнеров, учит общаться по правилам, а именно: договариваться между собой, уступать друг другу, слышать товарища, продолжать его мысли. У ребенка накапливается социальный опыт поведения. При этом дети предпочитают роли знакомых им персонажей массовой культуры: героев современных мультфильмов, фантастических героев, виртуальных персонажей и т. д
Игра формирует у ребенка положительное отношение к труду, служит средством исправления некоторых отклонений в поведении детей, и еще для многого другого.
Социальные отношения являются основой в развитии интеллекта, речи и мышления, так как деятельность и слово помогают развитию мышления.
Социальное созревание, развитие и упражнение социальных сил, усвоение нового социального материала только частично осуществляется в серьезном и деловом взаимодействии ребенка с социальной средой. В самом же главном и существенном оно происходит в играх. Детские игры являются средством вхождения во всю полноту человеческих отношений.
Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений детей дошкольного возраста.
Таким образом, целью работы является формирование коммуникативных способностей у детей 4-5 лет в условиях сюжетно-ролевой игры.
Гипотеза исследования: сюжетно-ролевая игра будет выступать эффективным средством формирования коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, если будут созданы и реализованы следующие педагогические условия: будет разработан и реализован педагогический проект по формированию коммуникативных способностей детей дошкольного возраста, предусматривающий дифференцированную работу с детьми, учитывающий их коммуникативный опыт; будет создана адекватная предметно-игровая среда.
Задачами работы являются:
— рассмотреть понятие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста,
— изучить значение сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольника,
— определить методики для исследования коммуникативных способностей детей,
— разработать мероприятия и проанализировать результаты исследования.
Методы исследования:
• теоретические: анализ литературных источников по изучаемой проблеме;
• эмпирические: педагогический эксперимент, обработка результатов исследования.
Теоретической базой исследования являются труды, таких авторов, как JI.C. Выготский, А.В. Запорожец, В.С. Мухина, М.И. Лисина, Д.Б Эльконин, А. Арушанова и др..
Практическая значимость исследования заключается в том, что представлен комплекс диагностических методик по определению уровня сформированности коммуникативных способностей у детей 4-5 лет, а также педагогический проект по формированию коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в условиях сюжетно-ролевой игры.
База исследования: МБДОУ №22 «Синяя птица», Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, улица им. Василия Подшибякина, 19. Структура работы включает в себя введение, 2 главы, выводы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Заключение:
Таким образом из всего вышесказанного, необходимо заключить, что формирование коммуникативных способностей детей дошкольного возраста — одна из наиболее актуальных проблем теории и практики в системе дошкольного образования, требующая внимательного изучения и теоретического переосмысливания, обновления в связи с меняющимися требованиями к качеству дошкольного образования.
Формирование данных умений позволяют человеку ориентироваться в ситуации общения, составлять план, определять содержание процесса общения, выбирать средства коммуникации (вербальные и невербальные), реализовывать в процессе общения то, что задумал, оценивать результаты общения.
Формировать коммуникативные способности целесообразно в совместной организованной деятельности как наиболее доступной для этого возраста модели. В качестве одной из форм организации этой деятельности используются сюжетно-ролевые игры.
В сюжетно-ролевой игре формируются навыки способов построения, поддержания и развития взаимоотношений, основанных на принятии активной позиции партнера, чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение сопереживать, радоваться за удачи), умение согласовывать свои желания с мнением других детей, умение справедливо и адекватно оценивать себя и других, умение регулировать свое поведение в соответствии с нормами поведения.
Для выявления эффективности проведенной работы была проведена итоговая диагностика оценки сформированности коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста. Ее данные свидетельствуют о позитивных изменениях в коммуникативных способностях детей. Дети стали чаще проявлять эмпатийность, доброжелательность, искренность, инициативность, открытость в общении, активнее вступают в коммуникативные контакты со сверстниками, лучше ориентируются в ситуации общения, умело употребляют средства вербального и невербального общения.
Таким образом, целенаправленная педагогическая работа по формированию коммуникативных способностей у детей экспериментальной группы оказалась эффективной, так как был разработан и реализован педагогический проект, предусматривающий дифференцированную работу с детьми, учитывающий их коммуникативный опыт; создана адекватная предметно-игровая среда.
В целом, можно судить о положительной динамике сформированности коммуникативных способностей детей экспериментальной группы. Так, дети стали активно выражать готовность к общению со взрослыми и сверстниками, научились договариваться, слушать друг друга, стали чаще употреблять вербальные и невербальные средства общения, что свидетельствует о сформированности коммуникативных способностей.
Таким образом, подтверждается выдвинутая нами гипотеза о том, что сюжетно-ролевая игра способствует формированию коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, если будут созданы и реализованы следующие педагогические условия: будет разработан и реализован педагогический проект по формированию коммуникативных способностей детей дошкольного возраста, предусматривающий дифференцированную работу с детьми, учитывающий их коммуникативный опыт; будет создана адекватная предметно-игровая среда.
Фрагмент текста работы:
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста
Проблема формирования коммуникативных способностей исследовалась в трудах психологов А.А. Леонтьева, Г.М. Андреевой, B.C. Мухиной и др., которые считают, что развитие коммуникативных способностей начинается с дошкольного возраста и важно искать оптимальные средства для проведения этой работы в дошкольном учреждении [7].
Известный специалист в области коммуникативных технологий Г.Г. Почепцов писал, что коммуникация – это процесс перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы. В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер [9].
Другим немаловажным понятием для определения коммуникативных способностей является категория «способности». По мнению С.Л. Рубинштейна, способности – это свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественнополезной деятельности [11].
Коммуникативные способности понимаются как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности (Э.Г Азимов и А.Н. Щукин) [13]. По мнению авторов, коммуникативные способности позволяют успешно вступать в контакт с другими людьми, осуществлять коммуникативную, организаторскую, педагогическую и другие виды деятельности.