Курсовая с практикой на тему Сюжетно — ролевая игра как средство формирования нравственных норм поведения дошкольника
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1 Сущность понятий «нравственные нормы поведения» и «сюжетно-ролевая игра» 6
1.2 Особенности формирования нравственных норм поведения у детей младшего дошкольного возраста 10
1.3 Анализ научной литературы о влиянии игр на формирование нравственности у дошкольников 13
ГЛАВА II ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР 16
2.1 Сюжетно-ролевые игры, способствующие нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста 16
2.2 Диагностические методики по определению уровня сформированности нравственных норм поведения у младших дошкольников 20
2.3 Значение сюжетно-ролевых игр в зависимости от выработанных нравственных норм 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
Введение:
В последнее годы в условиях нестабильности современного мира мы замечаем увеличение количества событий в мире, а также и в нашей стране, которые вызывают изменения в состояниях людей. Люди напуганы неизвестностью, обрушением планов и надежд. Повышенная тревожность, враждебность по отношению друг к другу влияет на формирование поведения будущего поколения. В России остро стоит проблема формирования культуры поведения, которая является важной частью общей культуры человека. Всем известно, что дошкольный возраст считается одним из важных периодов в формировании нравственных норм и правил поведения.
Интерес к проблеме формирования нравственных норм поведения у детей дошкольного возраста обусловлен низким воспитательным потенциалом семьи, поэтому педагогическое сообщество задается вопросом, каким образом сформировать жизненную позицию дошкольников, их нравственные нормы поведения.
В дошкольном возрасте условия жизни ребёнка начинают расширяться: он погружается в мир человеческих отношений, включается в жизнь старших, начинает принимать участие в жизни взрослых, несмотря на то, что многие вопросы взрослой жизни ему все еще непонятны. У детей возникает сильное стремление к независимости, а также появляется новый ведущий вид деятельности – сюжетно-ролевая игра, которая помогает им моделировать жизнь взрослых, учит взаимодействовать с ними.
Актуальность данного вопроса обусловлена:
1.Введением Стратегии развития воспитания в Российской Федерации (на период до 2025 года). В Стратегии раскрыты задачи воспитания, установленные правительством РФ: «ориентация содержания воспитательно-образовательного процесса на нравственно-значимые ценности, а кроме того, нормы поведения» [25];
2. Введением Национальной доктрины образования в Российской Федерации от 4 октября 2000 года. В доктрине сказано, что «образование должно быть связано с нравственными идеалами и патриотизмом, которые помогают формировать гуманизм в российском обществе» [19];
3.Введение в практику ФГОС ДО от 14 ноября 2013 года. В связи с переходом на ФГОС ДО, возникла необходимость осуществления нравственного воспитания ребёнка в соответствии с его духовными ценностями, потребностями и опытом, которые составляют основу воспитания нравственно-эстетического отношения, активности к восприятию и освоению действительности [29].
К сожалению, в современном обществе выделяются негативные тенденция того, что материальные ценности доминируют над духовными, основы моральных качеств у дошкольников не сформированы.
Следствие:
— искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности;
— наблюдается детская жестокость, замкнутость на себе и своих интересах.
Следует отметить, что формирование моральных норм поведения рассматривалось давно, и сегодня остается одним из актуальных вопросов науки и практики.
Подтверждение этому мы находим в работах специалистов в области педагогики и психологии: Р.С. Буре, А.К. Бондаренко [3], Е.В. Зворыгиной [1,2], С.А. Козловой [5] и других.
Р. С. Буре отмечала, что взрослый — это носитель социального опыта, норм и правил поведения, а также организатор процесса воспитания и обучения [4].
С точки зрения С.А. Козловой [5], ребенок, общаясь со взрослым, наблюдает за его деятельностью, слышит его оценки, видит его поступки и тем самым накапливает свой нравственный опыт.
А.К. Бондаренко, Е.В. Зворыгина раскрыли вопрос использования сюжетно-ролевой игры в воспитании детей дошкольного возраста.
Такие педагоги, как А.М. Архангельский, Н.М. Болдырев, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, С.Г. Якобсон, Л.И. Божович, А.М. Виноградова в своих работах раскрыли суть основного понятия нравственных норм поведения дошкольников и определили их методы и приемы.
Объект исследования: формирование нравственных норм поведения у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года).
Предмет исследования: использование сюжетно-ролевых игр, влияющих на формирование нормативного поведения детей младшего дошкольного возраста МАДОУ «Детский сад № 3 «Ромашка» г. о. Корсаков Сахалинской области.
Цель исследования: определить, какие сюжетно-ролевые игры содействуют воспитанию нравственных норм поведения у детей 3-4 лет.
Задачи исследования:
1. Определить суть понятий «нравственные нормы поведения» и «сюжетно-ролевая игра».
2. Выявить характерные особенности формирования нравственных норм поведения у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года).
3. На основе изучения и анализа научных данных по теме исследования определить какие сюжетно-ролевые игры содействуют формированию нравственных норм поведения у детей 3-4 лет.
В ходе исследования применен теоретический метод научного исследования:
-наполнение научным материалом: анализ литературы по исследуемому вопросу, ознакомление с историей и теорией вопроса, наблюдение;
-осмысление собранного материала: сравнение, анализ, синтез, обобщение, педагогическое прогнозирование, моделирование.
Структура работы: введение; две главы; заключение; список использованной литературы.
Заключение:
Рассматривая в данной работе сюжетно-ролевую игру как средства нравственного формирования детей младшего дошкольного возраста возможно отметить, что:
1.Игра – это ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.
2.Дошкольники с удовольствием много играют и легче воспринимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму.
3.Есть несколько особенностей сюжетно-ролевой игры:
В первую очередь мотив сюжетно-ролевой игры обусловлен разнообразием переживаний, которые важны для играющих. В сюжетно-ролевой игре дети делают только те действия, для которых цель важна по внутреннему смыслу.
Во-вторых, игровые дейcтвия осуществляют мотивацию детей, позволяя разрешить противоречия между потребностями и запроcами детей. Подобным образом, игра выступает как способ осуществления запросов и потребностей дошкольника.
В-третьих, в ходе выполнения игровых дейcтвий возникает необходимость осуществлять замещения в тех пределах, которые установлены мыcлом игры, а также замещать предметы, которые функционируют в игре и предназначаются для того, чтобы осуществлять игровые действия.
Таким образом, можно отметить, что:
-в игре дети пробуют силы самовоздейcтвия, учатся общаться со взрослыми и сверстниками;
-игры могут помочь объединению коллектива, внедрению замкнутых и заcтенчивых детей в деятельность;
-в игре воспитываются диcциплина, справедливость, формируется стремление соблюдать правила поведения, способность контролировать, оценивать и оценить свои поступки и поступки других;
-посредством сюжетно-ролевой игры ребёнок овладевает духовными ценностями, овладевает предшествующим социальным опыт.
4.Игра самыми различными способами воздействуют на развитие ребенка с учетом того какие характерные черты поведения людей отображаются в ней. Это такие черты поведения, как: честность, правдивость, доброжелательное отношение к людям, взаимная помощь, любовь к труду, уважение к старшим. Всё это можно сформировать у ребенка с ранних лет при условии правильно организованной игры.
5.Формирование нравственных норм поведения – активный процесс, в котором задействован и взрослый и ребёнок. Подражая взрослым, ребенок практически воспроизводит те отношения, которые он наблюдает. Вместе с этим, он сам проникается соответствующим отношением к другим людям. Если ребенок в игре жестоко обращается со своей куклой, грубо разговаривает с «пассажирами», которых он «перевозит», не уступает другим детям игрушку, небрежно относится к своим игрушкам, не согласует своих действий с другими играющими, то у ребенка образуются сначала нехорошие привычки, а далее возникают негативные черты характера: упрямство, эгоизм, неряшливость.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1.Игра для развития младших дошкольников имеет решающее значение, а именно она считается ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Дети в течение всего дошкольного возраста могут играть одни и те же сюжеты, однако содержание игр и то, что ребёнок акцентирует в своих действиях, постепенно изменяется.
Таким образом, ребёнок переходит от освоения социально направленных предметных действий к освоению социальных отношений среди людей (забота, уход, помощь, сочувствие и т.д.).
2.Сюжетно-ролевая игра – очень сильное средство воспитания и развития ребёнка как личности. Однако то, насколько она будет богатой и разнообразной, и как много жизненных ситуаций играя, преодолеют дошкольники — в значительной степени зависит от педагогов ДОУ.
3. Немаловажно посредством игры формировать у детей не только представления о должном поведении, а в первую очередь нравственные чувства. Только в данном случае ребёнка возможно научить понимать другого, сравнивать себя с другими, прислушиваться к себе и окружающим. На этой базе строится нравственное отношение к окружающим людям: сочувствие, сопереживание, терпимость, содействие.
4. Формирование моральных суждений и оценок со стороны взрослых необходимо, но недостаточно для нравственного воспитания. Немаловажно формировать игровые условия, когда норма морали начнет регулировать реальное поведение ребенка, в таком случае установиться связь между нравственным сознанием и нравственным поведением. И соблюдение нормы выступает эмоциональным подкреплением для дошкольника.
5. Взаимосвязь нравственного сознания и поведения устанавливается в том случае если ребенка упражняют в нравственных поступках, когда он сам решает, как поступить, ищет выход. Делая выбор в пользу соблюдения нормы, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, для того, чтобы порадовать его, ребенок получает удовольствие от того, что поступил правильно. Постепенно со временем такое поведение становится привычкой и появляется потребность придерживаться нормы.
6. В области нравственного воспитания для ребёнка пример взрослого играет огромную роль.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ НОРМ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность понятий «нравственные нормы поведения» и «сюжетно-ролевая игра»
Прежде чем приступить к выяснению возможностей сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте на формирование моральных норм поведения, необходимо разобраться в сути таких понятий, как «моральные нормы поведения» и «сюжетно-ролевая игра».
Существует множество определений понятия «моральные нормы поведения».
Л. Ф. Островская отмечала, что культура поведения — это совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с другими людьми), в которых моральные и эстетические нормы этого поведения находят внешнее выражение [14, 43].
Педагогический словарь определяет культуру поведения как совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных действий человека в обществе, основанных на нормах морали и нравоучения.
В философском словаре отмечено, что нравственные нормы поведения формируются под влиянием окружающей среды, основанной на нравственных эталонах.
В.А. Сластенин рассматривал культуру поведения через такие ее компоненты, как культура общения, культура речи, культура внешнего вида и культура быта [9, 38].
По словам Т.И. Бабаевой, культура поведения — это широкое, многогранное понятие, которое раскрывает сущность моральных норм в системе наиболее значимых, жизненно важных отношений к людям, к труду, к предметам материальной и духовной культуры [6, 84].
С. В. Петерина считала, что культура поведения дошкольника — это «совокупность устойчивых форм повседневного поведения, полезных для общества в повседневной жизни, в общении, в различных видах деятельности» [21, 72].
Можно сказать, что культура поведения тесно связана с соблюдением моральных норм поведения, поэтому, по мнению И.Н. Курочкиной, культура поведения — это совокупность форм и способов поведения, отражающих моральные и эстетические нормы, принятые в обществе [20, 90].
Педагоги и родители должны постоянно помнить, что нравственные нормы поведения необходимо прививать у детей даже в младшем дошкольном возрасте. В этом возрасте важно научить их оценивать свои поступки: нравственные или безнравственные. Эти показатели могут совпадать, а могут и не совпадать с оценкой самого ребёнка. Если оценка ребёнка противоречит оценке общества, то ребёнок получает негативную оценку своей деятельности. И наоборот, если оценка ребёнка совпадает с оценкой общества, то ребёнок получает положительную оценку своей деятельности. Следует иметь в виду, что не существует четкого и фиксированного критерия для такой оценки, поскольку одни и те же нравственные нормы считаются признанными обществом и не принятыми. В обществе существует два типа норм поведения: запрет и повеление.