Методика преподавания физики Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Связанная с возможностью подготовки учащихся определённых классов к решению олимпиадных задач по физике

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ПОДГОТОВКИ К УЧАСТИЮ В ОЛИМПИАДЕ ПО ФИЗИКЕ 6
1.1. Пути развития мышления учащихся на уроках физики 6
1.2. Содержание учебного процесса по физике: значение инновационных технологий 13
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМЫ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К УЧАСТИЮ В ПРЕДМЕТНОЙ ОЛИМПИАДЕ ПО ФИЗИКЕ 18
2.1. Этапы организации подготовки 18
2.2. Современные формы интерактивной работы с участниками предметных олимпиад по физике 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Трудно приуменьшить роль предметных олимпиад в формировании творческой личности талантливых учеников. Олимпиадные задания способствуют развитию нестандартного мышления, позволяют взглянуть на ту или иную проблему с наиболее неожиданной точки зрения, получить опыт научного познания.
Олимпиада по физике в Московском университете впервые была организована в 1938 г. Московские же математические олимпиады начались с 1935 г. [14].
В первой московской олимпиаде принимало участие 314 человек. Школьников среди них было 227, остальные рабфаковцы, учащиеся школ взрослых и курсов подготовки в вуз. Подавляющее большинство участников составляли юноши, средний возраст 16 –20 лет. Проходила олимпиада в два тура. Первый тур был отборочным, на нем предлагались обычные школьные задачи. Второй тур включал в себя решение трудных задач по геометрии, алгебре и комбинаторике [14].
До войны и в первые послевоенные годы олимпиады проводились фактически только в больших городах, где были сильные университеты.
Значительный рост «олимпиадного дела» произошел в конце 50-х – начале 60-х городов прошлого века. Кроме математических и физических олимпиад получили развитие олимпиады по химии, биологии, географии, языкознанию и по другим предметам. С 1959 г. проходят международные математические олимпиады, несколько позже появились и международные олимпиады по физике и химии, а потом и олимпиады по информатике и программированию.
Рост научного и технического потенциала нашей страны в те годы, непрерывно растущая потребность в высококвалифицированных кадрах в области естественных и технических наук вызвали к жизни много новых форм пропаганды естественно-научных знаний. Не случайным было то, что в организации олимпиад наряду с органами народного образования принимали самое активное участие университеты, ведущие физико-математические вузы страны и учреждения Академии наук СССР.
Возник ряд специализированных физико-математических школ и школ-интернатов при крупных университетах, появились вечерние и заочные физматшколы, неоднократно устраивались летние лагеря для победителей олимпиад, значительное развитие получили самые разные формы работы вузов физико-математического профиля (а потом и других вузов) со школьниками.
Образовалось несколько естественных центров такой работы. Здесь в первую очередь следует отметить Московский и Ленинградский университеты, Московский Физико-технический институт, молодой научный центр – Сибирское Отделение Академии наук.
Олимпиадное движение стало разрастаться, в начале 60-х годов были проведены первые «большие» олимпиады. Самой первой «большой» олимпиадой нужно считать математическую олимпиаду, состоявшуюся в Москве в 1960 году. Ее условно называют иногда «нулевой» Всероссийской математической олимпиадой. Проводилась она на механико-математическом факультете МГУ. Впервые тогда на олимпиаду собрались школьники из разных областей страны. Нужно сказать, что олимпиады по математике проходили в то время уже в довольно многих областных и республиканских центрах, олимпиад же по физике и химии было существенно меньше.
Таким образом, изучение олимпиадного движения остается актуальным и в наши дни. Особое наше внимание приковано к особенностям организации и подготовки к проведению олимпиад по физике.
Объект исследования: организация и проведение образовательного процесса в основной школе.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Совершенно очевидно, что нельзя недооценивать роль олимпиад по физике. Особенно это очевидно в настоящее время, когда интерес к физике и как учебному предмету и как науке в среде молодёжи упал, да и внимание к физике в школе не растёт, а уменьшается.
Способствуя развитию физического мышления учащихся, познанию ими современной физической картины мира, изучение физики не только формирует научное мировоззрение, но и закладывает фундамент для освоения специальных дисциплин. Глубокое изучение физики играет чрезвычайную роль в становлении современной образованной личности. И во всей палитре методов и средств, форм обучения физике не малую роль играют физические олимпиады.
Для решения олимпиадных задач, как известно, требуются знания и умения, не выходящие за рамки школьной программы. Решение этих задач, как правило, не связаны с необходимостью выполнять громоздкие вычисления. В то же время для решения олимпиадной задачи недостаточно умения применять широко известного алгоритма.
Олимпиадные задачи требуют от учащихся ясного понимания основных законов физики, подлинно творческого умения применять эти законы для объяснения физических явлений, развитого ассоциативного мышления, да и достаточной сообразительности.
Известно, что выделяют четыре функции олимпиад (стимулирующую, обучающую, контролирующую и представительскую). В условиях рыночной экономики каждый приступающий к работе гражданин (да и все работающие граждане), чтобы занять достойную его подготовке и способностям «нишу» в жизни, должен проявлять активность, настойчивость, способность вступать в условия соревнования, решать нестандартные задачи, приходить в различных ситуациях к оригинальным собственным решениям, т.е. не должен быть пассивным, отрешенным от борьбы за какие-то моменты в жизни и т.п.
Таким образом, в настоящее время целесообразно говорить о новой (пятой) функции физических олимпиад. Суть её в том, что олимпиады способствуют подготовке школьников к современной жизни в условиях рыночной экономики, к условиям конкуренции. Эта функция физических олимпиад (да и олимпиад по любым учебным предметам) является весьма важной, поэтому её целесообразно рассматривать как самостоятельную, несмотря на то, что она связана с другими четырьмя функциями. Условно можно назвать эту функцию «адаптационной», если на первое место в ней ставить задачу помочь учащимся приспособиться к сложным динамичным взаимодействиям в процессе обучения в вузе и в будущей профессиональной деятельности.
Всероссийская олимпиада школьников по физике начинается со школьного этапа. Этот этап самый массовый и открытый. В нем на добровольной основе могут принимать индивидуальное участие все желающие школьники 5-11 классов организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования. Любое ограничение списка участников по какимлибо критериям (успеваемость по различным предметам, результаты выступления на олимпиадах прошлого года и т.п.) является нарушением Порядка проведения Всероссийской олимпиады школьников и категорически запрещается.
Муниципальный этап – является вторым этапом Всероссийской олимпиады школьников по физике. В нем на добровольной основе могут принимать индивидуальное участие школьники 5-11 классов организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.
Участники школьного и муниципального этапов Олимпиады вправе выполнять олимпиадные задания, разработанные для более старших классов по отношению к тем, в которых они проходят обучение. В случае прохождения на последующие этапы Олимпиады, данные участники выполняют олимпиадные задания, разработанные для класса, который они выбрали на школьном и муниципальном этапах Олимпиады.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ПОДГОТОВКИ К УЧАСТИЮ В ОЛИМПИАДЕ ПО ФИЗИКЕ

1.1. Пути развития мышления учащихся на уроках физики
Современные общественные, социально-экономические и информационно-технологические изменения предъявляют новые требования к подготовке учителя нового поколения, что требует создания и применения новых образовательных систем, изменения образовательного процесса, форм, методов и средств обучения. Возникает необходимость в создании современной модели подготовки будущего педагога. В существующей модели является противоречие между уровнем подготовки и современными требованиями к специалисту. Таким образом, обновление содержания обучения является насущной проблемой, требующей новой схемы подготовки учителя, способного работать в динамических условиях современных интернет-технологий и активно их использовать в своей профессиональной деятельности [3]. На современном этапе информатизации общества все большее распространение в различных сферах жизни приобретают компьютерные (информационные) технологии, они выступают как один из инструментов познания.
Современные изменения в обществе побуждают педагогов искать инновации и внедрять их в учебный процесс. Перед образованием стоит задача формировать новое поколение не только как носителя знаний, а как творческую личность, способную эффективно использовать приобретенный опыт в жизненных ситуациях. Именно поэтому современная педагогическая мысль выдвигает на первый план индивидуально-личностное обучение, что принято теперь за основную парадигму. Эта технология предусматривает перевод ученика в субъект обучения и обеспечивает его развитие, считая личность основной ценностью общества [13].
В современных условиях активизируется развитие педагогики самых разных направлений: гуманистической, социальной, диагностической, коррекционной, экспериментальной, антропософской, христианской, педагогики мира, коллективного творческого воспитания, сотрудничества, ненасилия.
Предметом гуманистической педагогики является воспитание человека, гуманной свободной личности, способной жить и творить в демократическом обществе.
В теории гуманистической педагогики, где личность ребенка представляется как общечеловеческая ценность, правомерны понятия «личностно-ориентированное образование», «личностно-ориентированное воспитание», «личностно-ориентированное обучение», «личностный подход».
Личностно-ориентированное непрерывное образование предполагает постоянное удовлетворение образовательных запросов человека, создание условий проектирования и реализации индивидуальной образовательной программы, позволяющей выбрать и овладеть разнообразным образовательным уровнем [13].
Личностно-ориентированное образование в школе направлено на развитие и саморазвитие ученика, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей.
Личностно-ориентированное обучение предоставляет возможность каждому школьнику реализовать себя в познании, в учебной деятельности, принимая во внимание его склонности и интересы, возможности и способности, ценностные ориентации и субъективный опыт.
Личностно-ориентированное воспитание — это развитие и саморазвитие личностных качеств на основе общечеловеческих ценностей.
Последнее десятилетие школа РФ жила под знаком утверждения индивидуально-личностного обучения и воспитания как новой парадигмы образование. Вобрав в себя элементы различных методик (развивающего, модульно-рейтингового обучения, педагогики сотрудничества и т.д.), индивидуально-личностное обучение от других педагогических систем отличается тем, что ни одна из них не ставила целью сделать ученика субъектом учебной деятельности, обеспечить возможность обучения по индивидуальной программе, создать условия для его самоопределения и самореализации, не опирались ни на интересы, ценности, склонности, психолого-физиологические особенности (память, внимание, воображение, мышление) личности [11].
Признаками этой технологии есть, такие:
 усвоение знаний происходит преимущественно во время активной деятельности учащихся;
 ученик – личность с собственным опытом, поэтому результативность обучения в значительной степени зависит от умения использовать индивидуальный опыт ребенка, удовлетворить потребности каждого ученика;
 современный урок – это производительный урок, на котором ученик воспроизводит приобретенные знания при освоении нового содержания;
 эффективное обучение не может быть скучным;
 на уроках школьники учатся учиться, потому что не возможно всему научить, но можно научиться учиться. Вот почему прогрессивным методом является дифференциация с индивидуальными программами деятельности учащихся;
 важным признаком является предоставление школьникам свободы выбора вариантов задач, способов их выполнения, форм отчета по результатам работы;
 на уроках оценивают механизм творчества учащихся, благодаря которому достигается результат;
 важнейшим источником мотивации являются потребности и интересы самих учащихся [12].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы