Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Связь уровня самооценки с уровнем успеваемости в подростковом возрасте.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1 Психологические особенности
функционирования самооценки в подростковом возрасте. 5

1.1.Возрастные
особенности психологического развития подростков
. 5

1.2. Особенности самооценки в подростковом возрасте, ее
связь с успеваемостью   13

Выводы по первой главе. 19

Глава 2 Эмпирическое исследование взаимосвязи
успеваемости и самооценки подростков. 20

2.1 Процедура эмпирического исследования взаимосвязи
самооценки и успеваемости подростков. 20

2.2. Анализ результатов эмпирического исследования. 23

Выводы по второй главе. 28

Заключение. 30

Использованная литература  32  

Введение:

 

Подростковый возраст – это достаточно сложный и бурный
период. Причем трудности испытывает как сам подросток, так и окружающие его
взрослые.

Сложность данного периода для подростка заключается в
том, что это переломный этап развития личности, характеризующийся значительными
трансформациями различных сфер личности, формированием нескольких существенных
новообразований в ее структуре, что сопровождается достаточно сильными,
интенсивными эмоциональными переживаниями.

Одним из наиболее значимых новообразований данного
периода является самосознание и, как его структурная составляющая, самооценка.
В данном возрасте ребенок начинает выстраивать осознанное отношение к себе,
оценивать себя с точки зрения деятельности, взаимоотношений с другими людьми,
привлекательности для окружающих. Однако в любом случае самооценка подростка
первично вырастает из совокупности внешних оценок, тех, которые дают ему
окружающие. Не последнюю роль в данном процессе играет успеваемость ребенка.

Учебная деятельность продолжает играть значительную
роль в жизни подростка. Он подготавливает его к дальнейшему самоопределению, по
эффективности данной деятельности довольно часто оценивают успешность или
неуспешность подростка в целом, что становится фундаментом выстраивания
отношения к своим способностям, а иногда, и к личности в целом.

Для умения грамотно выстраивать отношение к успехам и
неудачам ребенка в учебной деятельности, ориентировать его на гармоничное
восприятие себя, в том числе в учебной деятельности, даже при условии не
слишком высокой успеваемости, необходимо четко понимать механизм взаимодействия
самооценки и успеваемости.

Исследованием проблемы самооценки занимались Б.Г.
Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Кон, А.И. Липкина, В.В. Столин, Е.С. Шорохова,
JI.B. Бороздина, А.К. Болотовая, А.В. Захарова, У. Джемс, С. Куперсмит, Ч.
Кули, Дж. Мид, Э. Эриксон, К. Рождерс, Р. Бернс и др
.

Объект исследования: самооценка подростков

Предмет исследования: особенности взаимосвязи
успеваемости и самооценки подростков.

Цель исследования: выяснить взаимосвязь между уровнем
самооценки и успеваемости подростков.

Задачи исследования:

1) Изучить возрастные психологические особенности
подросткового возраста;

2) Рассмотреть взгляды исследователей на взаимосвязь
самооценки и успеваемости подростков;

3)Провести эмпирическое исследование, направленное на
выявление взаимосвязи между самооценкой и успеваемостью подростков.

Гипотеза: между уровнем самооценки и успеваемостью в
подростковом возрасте прослеживается прямая взаимосвязь (высокому уровню
самооценки соответствует высокая успеваемость и наоборот).

Методы и методики:

1) Теоретические: анализ научной литературы по теме
исследования;

2) Практические: методика
Дембо-Рубинштейна (модификация А.М.Прихожан) для исследования самооценки; архивный
метод для сбора данных для исследования успеваемости, качественны,
количественный и сравнительный анализ полученных результатов.

В
исследовании приняли участие 20 подростков (учащиеся 10 класса).

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Можно
выделить следующие основные психологические особенности возрастного развития
ребенка в подростковом возрасте: наличие кризисных явлений, высокая
эмоциональность, нестабильность эмоциональной сферы, большое количество
аффективных реакций, попытки автономизироваться, добиться признания себя
взрослым, развитие представлений о себе, образа Я и др. Самооценка в структуре
самосознания является одним из важнейших новообразований данного периода.

Исследователи,
изучавшие взаимосвязь самооценки и уровня успеваемости подростков, сходятся во
мнении, что уровень успеваемости, несомненно, оказывает влияние на уровень
самооценки подростка. Однако в данном влиянии возможно существует промежуточный
фактор, который заключается в отношении окружающих к ребенку на основании
успеваемости.

Эмпирическое
исследование уровня самооценки и успеваемости подростков показало следующее. В
исследуемой выборке, представленной 20 подростками, зафиксировано примерно
равное распределение респондентов по уровням самооценки, т. е. фиксируется и
высокая, и низкая, и адекватная самооценка. Примерно такая же ситуация зафиксирована
при изучении успеваемости. Однако при сравнительном анализе исследуемых
показателей установить достоверной взаимосвязи в данном исследовании не
удалось, что говорит о том, что гипотеза не подтвердилась.



 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Психологические особенности
функционирования самооценки в подростковом возрасте.

1.1.        
Возрастные особенности
психологического развития подростков

 

В отечественной психологии основы фундамент для понимания
тенденций формирования психики и личности в подростковом возрасте заложены в трудах
Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой, Л.И. Божович, Д.И.
Фельдштейна, Г.А. Цукерман и др.

Многие исследователи характеризуют данный период как
кризисный, как период «нормальной патологии», указывая на его бурное
протекание, трудность и для самого подростка, и для окружающих его взрослых.

Согласно концепции Выготского Л.С., относящего
пубертатный период к числу стабильных: «…нам известно об этом возрасте и что
характеризует его как период огромного подъема в жизни подростка, как период
высших синтезов, совершающихся в личности.»

Главные постулаты, который являются фундаментом
психологии подросткового возраста, содержатся в работах С. Холла «Взросление».
Холл сформулировал представление о переходности, промежуточности
подростничества, периода «бури и натиска».

К. Левин указывал на условную маргинальность
подростка, проявляющейся в его положении между двумя культурами —миром детей и
миром взрослых. Подросток уже не желает относить себя к сообществу детей,
однако на может обрести достойного положения в культуре взрослых, сталкиваясь с
противодействием со стороны действующей реальности, что является причиной
возникновения состояния «когнитивного дисбаланса», размытость векторов, планов
и целей на этапе трансформации «жизненных пространств».

Формирование личности подростка рассматривалось
З.Фрейдом и А.Фрейд в рамках психоаналитической теории. На этапе
подростничества половое созревание, активное развитие сексуальной энергии подрывает
сформировавшийся в более ранние периоды развития баланс между конструктами личности,
и детские конфликты обретают новое рождение.

Э. Эриксон расценивал подростковый возраст как
основной этап для формирования личностного самоопределения, достижения
идентичности.

Хотя в психологических трудах ХХ столетия подростковый
возраст рассмотрен довольно подробно, однако современные подростки отличаются
от сверстников предыдущих поколений по нескольким общественно-психологическим
параметрам.

В числе данных параметров ученые выделяют повышенную
конфликтность подростков в школьной и семейной среде. Для современных
подростков в большей степени характерно девиантное поведение.

Эмпирические исследования указывают на то, что
подростки не способны к разрешению возникающих конфликтов, что приводит к
действию разрушительных закономерностей в их конфликтных взаимодействиях. Для уменьшения
интенсивности конфликтных ситуация и более конструктивного разрешения
межличностных конфликтов, подросткам требуется психологическое сопровождение.

Взрослые, контактирующие с подростком, должны
проявлять терпимое отношение к подросткам, понимать причины их поведения. Следует
придерживаться специфического отношения и стратегии поведения по отношению к
подросткам. Это подразумевает знакомство и понимание специфики психологического
развития на данном возрастном этапе.

Пубертатный период, или период созревания, представляет
собой этап, на протяжении которой человек становится половозрелым, т. е.
период, в течение которого созревают первичные и вторичные половые признаки.

Физическая пубертатность формируется у мальчиков примерно
между 14-16 годами, у девочек -между 13 и 15. А психическая пубертатность
возникает раньше –примерно в 11-12 лет. Однако данные возрастные рамки весьма
условны. Начало подросткового периода характеризуется кризисом, который обусловлен
как физиологическими трансформациями в организме подростка, так и психосоциальными.
Это детерминирует сложность протекания данного периода и для самого подростка,
и для окружающих его взрослых [9].

Кризис подросткового возраста относится к числу наиболее
значимых и трудных критических периодов развития, наиболее адекватным является
традиционное представление о том, что протекание возрастного кризиса проходит
три фазы: 1) негативную, или предкритическую, когда происходит разрушение
существовавших привычек, шаблонов, деструкция стереотипов, развившихся на более
ранних этапах конструктов;

2)кульминационную точку кризиса;

3)посткритическую фазу, т. е. этап развития новых
структур, формирования новых взаимодействий и т. п. [12, с. 82—87]

С. Холл вполне закономерно считал данный возрастной
этап периодом «бури и натиска».

Содержание подросткового периода он описывал как
кризис самосознания, пройдя через который, человек приобретает «чувство
индивидуальности» [10, с 363].

Э. Эриксон утверждал, что «подростковый ум есть по
существу ум моратория -психологической стадии между детством и взрослостью,
между моралью, уже усвоенной ребенком, и этикой, которую еще предстоит развить
взрослому» [15].

Психологические характеристики подросткового периода
развития в явной форме выраженности, были обозначены, как "подростковый
комплекс".

К нему относятся резкие изменения эмоционального
состояния от неудержимой радости до тоски и уныния и наоборот, а также группа
других разнонаправленных характеристик, действующих поочередно.

Главной специфической чертой подросткового возраста
являются резкие, качественные трансформации, касающиеся всех аспектов
формирования подростков.

У разных подростков данные трансформации реализуются в
разное время: некоторые подростки развиваются быстрее, некоторые в чем-то
отстают от остальных, а в чем-то опережают их и т. п.

Например, девочки во многих отношениях развиваются
быстрее, чем мальчики.

Кроме того, и развитие психики каждого конкретного
подростка характеризуется неравномерностью: одни свойства психики созревают
стремительнее, другие медленнее. Зачастую отмечаются, например, что
формирование умственной сферы происходит значительно быстрее, чем формирование
личностных свойств: по интеллекту он уже подросток, а по особенностям личности
—ребенок [11].

Невзирая на явно прослеживающуюся индивидуальную
разницу между подростками, в общем отмечается рост количества обид, ссор между
детьми, а также между детьми и взрослыми. Дети в данном периоде демонстрируют повышенную
вспыльчивость, обидчивость, в первую очередь направленную на взрослого. В их
поведении зачастую прослеживается демонстративность. Данное положение
усложняется воздействием процессов полового созревания, что провоцирует еще
большее усиление импульсивности, влияет на остроту восприятия подростком
"обид" со стороны других людей, а также на форму выражения обид и
протеста.

Половое созревание обусловлено протекающими эндокринными
процессами в организме. Особенное значение в данных процессах имеет
деятельность гипофиза и щитовидной железы, которые начинают секретировать
гормоны, усиливающие деятельность большинства других эндокринных желез.
Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают
интенсивное физическое и физиологическое развитие [7].

 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Психологические доминанты подросткового возраста 6
1.2. Понятие самооценки в психологических исследованиях 14
1.3. Факторы формирования самооценки в подростковом возрасте 20
ГЛАВА 2. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ И ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА УСПЕВАЕМОСТЬ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 28
2.1. Эмпирическое исследование связи уровня самооценки с уровнем успеваемости у подростков 28
2.2. Рекомендации по формированию самооценки в подростковом возрасте 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Философское осмысление человека, проблем формирования гармонично развитой личности, демократического общества, различных биологических, социальных, духовных, психологических и других аспектов человеческого бытия сегодня приобретают огромное значение для каждого индивида и цивилизованного человечества в целом. Современные стиль мышления, способ мировосприятия и символическая деятельность субъекта характеризуются как коммуникативные, дискурсивные и симулятивные. В этой ситуации человек социализированный приобретает еще большую степень самостоятельности, ответственности, степени самосознания в измерении собственной экзистенции.
Любопытствующие вопросы становятся естественным сопровождением взросления ребенка. Чтобы самостоятельно ответить на них, ребенок должен обратиться к процессу мышления. С помощью мышления мы получаем знания, которые не могут дать органы чувств. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями. Результатом мышления является мысль, выраженная в слове.
Поэтому исследовательская деятельность в условиях современных образовательных стандартов даёт большую возможность интеллектуального развития школьников с учетом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и обучения, что обусловливает актуальность темы исследования.
Проблема исследования: обоснование возможностей влияния уровня самооценки школьников на их успеваемость.
Цель исследования: изучить особенности влияния уровня самооценки школьников на их успеваемость.
Объект исследования: самооценка детей старшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности взаимосвязи уровня самооценки школьников и их успеваемости.
Гипотеза исследования: уровень самооценки школьников прямо связан с уровнем успеваемости.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в теории и практике школьного образования;
2. Рассмотреть педагогические возможности школы в развитии школьников;
3. Диагностировать уровень самооценки школьников;
4. Разработать рекомендации по формированию самооценки школьников.
Методология исследования. В научно-педагогической литературе неоднократно прорабатывались различные аспекты формирования самооценки школьников. Исследователи характеризовали особенности организованной самостоятельной деятельности детей в дошкольном учебном заведении, новые подходы к изучению особенностей их мышления, условия повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в дошкольном учебном заведении.
Методы исследования:
-изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
-наблюдение;
— тестирование;
-беседа с психологом;
— анализ и содержательная интерпретация данных;
— методы математической статистики.
Теоретическая значимость исследования определяется вкладом в разработку новых аспектов работы по изучению особенностей влияния самооценки школьников на уровень их успеваемости.
Практическая значимость исследования определяется необходимостью изучения особенностей влияния самооценки школьников на уровень их успеваемости, на основании чего разрабатываются психолого-педагогические и методические рекомендации для родителей и педагогов.
Структура работы обусловлена целями исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Концепция профильного обучения предполагает:
усиление интеграции образовательных и предметных областей с внеучебной практикой социально-профессионального самоопределения школьников;
ориентацию на консолидацию ресурсов и усилий с другими учебными заведениями (межшкольными учебными комбинатами, училищами, колледжами, лицеями, вузами);
обеспечение профильной подготовки школьников на основе вариативности, с учетом заявленных ими индивидуальных маршрутов, соответствующих интересам, склонностям, способностям и запросам рынка труда, а также обязательной предпрофильной подготовки учащихся, включающей овладения школьниками способностью получения представлений об образе «Я», мире профессий, рынке труда; приобретение практического опыта для обоснованного выбора профиля обучения;
оказание психолого-педагогической помощи учителю в переориентации его с деятельности назидателя, ментора на деятельность фасилитатора, направленную на эмпатию, обеспечение успеха школьника в выборе профиля обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.
Особо стоит отметить те сформированные в ходе изучения биологии личностные результаты, которые связаны с формированием мировоззрения, которое соответствует современному уровню развития науки. Именно данная область наиболее открыта для познавательного влияния интегрированного предмета «Биология», в ходе которого ученик может получить осознание собственного места и роли в окружающем мире.
К числу метапредметных результатов изучения биологии относятся результаты обучения, связанные с развитием способностей. Здесь следует упомянуть результаты обучения, применение которых возможно не только на уроках в школе, но и в ходе реальных жизненных ситуаций. Они представлены межпредметными понятиями и универсальными учебными действиями.
Межпредметные понятия включают в себя те понятия, использование которых связано с изучением двух или более школьных предметов: например, вероятности, энергии, симметрии. Для интегрированных курсов характерно наличие потенциала в достижении таких результатов, в отличие от других школьных курсов. Собственно, тот круг вопросов, который выходит за границы большинства школьных предметов, для естествознания является внутрипредметным, в результате чего в его структуре целенаправленно формируются понятия с целью обобщения и применения в терминоаппарате иных дисциплин.
Универсальные учебные действия являются обобщенными действиями, которые формируют учебные умения. На их основе базируется освоение всех учебных предметов. Они не привязаны к конкретному содержанию курса.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

1.1. Психологические доминанты подросткового возраста
Мышление является сложной многофакторной структурой. В зависимости от уровня обобщения информации, средств, используемых для этого, новизны полученных результатов, степени интеллектуальной активности ученые выделяют несколько видов и способов мышления. Формулируя эту психологическую категорию, необходимо разделять ее с такими смежными и взаимосвязанными понятиями, как гениальность, одаренность, творчество, креативность и творческое мышление, поскольку понимание этих характеристик поможет нам полнее понять суть указанного вопроса.
Так, гениальность – это самый высокий уровень развития способностей (как общих, интеллектуальных, так и специальных), результатов деятельности личности, является основным достижением человечества на определенных этапах развития общества [3].
Одаренность понимается как наличие у человека задатков к развитию способностей, позволяющих ему успешно осваивать виды деятельности, связанные с соответствующими способностями. Одаренными являются те дети, у которых проявляются те или иные формы общей или специальной одаренности. Одаренность определяется не только врожденными задатками, но и во многом зависит от окружающей среды и специфики деятельности.
Творчество – это деятельность человека, направленная на создание новых материальных и духовных ценностей, в которой существенное значение принадлежит воображению, интуиции, неосознанным компонентам умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации. Творчество в своем функционировании комбинирует когнитивные, эмоциональные и волевые аспекты, имеет процессуальный и личностный аспект.
Продукт творчества является результатом высокой концентрации духовных сил, которую К. Станиславский обозначил термином «сверхсознание». Зависимость научно-технического прогресса от творческого процесса приводит к попыткам его компьютерного моделирования в рамках развития современных компьютерных технологий.
Креативность означает способность к творчеству, которая понимается как потенциал, внутренний ресурс человека, проявляющийся в мышлении, общении, чувствах, отдельных видах деятельности, определяясь восприимчивостью к новым идеям. Основное отличие понятия креативности от понятия творчества состоит в том, что креативность рассматривается как некий специфический стиль деятельности, в то время как творчество само по себе является деятельностью. Креативность чаще, чем творчество, связывают с когнитивными процессами; она может быть зафиксирована объективными методами.
На сегодня существуют достаточно надежные тесты, которые позволяют определить различные виды креативности и ее параметры. О творчестве мы этого сказать не можем. Его неоднозначность и иногда эфемерность мешает выработать более или менее объективные критерии для его измерения, а те системы оценивания, которые созданы, до сих пор содержат большую долю субъективности. У детей часто наблюдаются высокие показатели креативности, что, однако, не гарантирует в будущем их творческих достижений, а только увеличивает вероятность их появления при условии овладения необходимыми творческими навыками и наличии высокой творческой мотивации [5].
В психологической науке, а также в логике и философии, исходя из новейших исследований в этих областях, принято четко различать личностную креативность и личностное творчество. Если внутренние предпосылки, особенности когнитивной сферы и психологические задатки обеспечивают личностную креативность и активность в поисковой деятельности, то творческий человек – тот, что реализует свой креативный потенциал. Итак, креативность является условием творческой активности личности.
Мы остановились на краткой характеристике указанных понятий для того, чтобы иллюстративно продемонстрировать ведущую роль мыслительной деятельности в их функционировании.
Теперь рассмотрим мышление более подробно как категорию психологическую.
Традиционная психология интерпретирует мышление как психический процесс, благодаря которому в мозге человека происходит обобщенность и опосредованность отражения, при этом отображаются не только сами предметы, явления, свойства, а отражаются связь и отношение между ними. Фактически это отражение можем назвать понятийным, а, следовательно, самой сложной формой познания мира.
В мыслительном процессе, в отличие от чувственного познания, с помощью опосредованных систем средств (мыслительные операции, речь, речи, простые психические процессы, знания, представления и т.д.) происходит обобщенная процедура выделения существенных признаков и отношений в определенные логические

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы