Курсовая с практикой на тему Связь уровня дифференциации Я с доверием и принятием в паре.
- 
												Оформление работы
- 
												Список литературы по ГОСТу
- 
												Соответствие методическим рекомендациям
- 
												И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
 на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Оглавление
Введение	2
Глава 1. Обзор исследований по темам дифференциации Я и доверия	7
1.1. Уровень дифференциации Я и его во взаимоотношениях молодых супружеских пар	7
1.2. Доверие и принятие в супружеских парах. Влияние уровня дифференциации Я партнеров на доверие и принятие в паре.	13
1.3. Взаимосвязь уровня дифференциации Я партнеров и уровня доверия и принятия в паре.	17
Заключение первой главы	21
Глава 2. Эмпирическое исследование	22
2.1. Материалы и методы исследования	22
2.1.1. Методики исследования:	22
2.1.2. Выборка исследования	25
2.1.3. Математические методы исследования	25
2.2. Результаты исследования уровней дифференциации Я партнеров в молодых супружеских парах.	25
2.3. Результаты исследования уровня доверия и принятия в молодых супружеских парах.	28
2.4. Исследование взаимосвязи уровня дифференциации Я и уровня доверия и принятия в молодых супружеских парах.	34
Заключение второй главы	37
Выводы	38
Введение:
Актуальность:
В настоящее время институт семьи и брака испытывает кризис, происходит его трансформация: изменяются причины, по которым люди вступают в брак и их ожидания от него, появляется новое восприятие семьи   и  новые ее функции. В основе создания современных семей лежат, как правило, эмоциональные потребности в любви и близости, а также                   в ощущении безопасности, которое обусловливается наличием доверия                    и принятия партнерами друг друга.
В то же время, количество разводов стремительно растет,                                         как и количество людей, неудовлетворенных своим браком. Одна из частых причин мешающих построению гармоничных семейных отношений — психологическая незрелость личности партнеров, вступающих в брак,                         недостаточность их психологической автономии.
Таким образом, исследование механизмов взаимосвязи дифференциации партнеров с характером взаимоотношений в паре представляется значимой задачей.
Проблема исследования:
Психологическая автономия подразумевает возможность быть целостной, самостоятельной личностью со своими особенностями, потребностями и границами, и не вступать в слияние и эмоциональную зависимость от партнера. При этом автономия не подразумевает полную независимость и отсутствие потребности в отношениях, скорее это об умении опираться в первую очередь на себя. При достаточном уровне дифференциации каждому из партнеров становится возможно ощущать себя в отношениях спокойно и уверенно, доверять и принимать своего партнера, чувствуя и уважая границы обеих сторон (Jankowski, P. J., & Hooper, L. M,. 2012).
М. Боуэн вводит термин «дифференциация Я», определяя уровень автономии личности через ее способность рефлексировать и различать эмоциональные и интеллектуальные процессы, сохраняя, таким образом относительную независимость от эмоциональных процессов своей семейной системы (Bowen, 1988). Чем ниже уровень дифференциации Я супругов, тем труднее им в браке сохранять приемлемое эмоциональное равновесие, и тем более хронической окажется инвалидизация одного или обоих супругов  при отказе механизмов адаптации (Bowen, 1978).
Эмоциональная привязанность супругов друг к другу, как правило, идентична тем эмоциональным привязанностям, которые были сформированы у каждого из них в родительской семье. Динамику интрапсихической реальности в процессе сепарации ребенка от матери описала М. Малер (2005), использовавшая для описания феноменологии отделения термин «сепарация-индивидуация», в котором слово «сепарация» обозначает выход ребенка из симбиотической связи с матерью, дистанцирование, построение границ и отделение от нее, а «индивидуация» – развитие интрапсихической автономии восприятия, памяти, мышления и проверка реальности. Далеко не всегда процесс сепарации-индивидуации разворачивается благополучно, что приводит к большому количеству случаев незавершенной сепарации от родительской семьи и недостаточной степени сформированности личности. При этом, многие авторы подчеркивают, что повышение степени сформированности личности человека уже во взрослом возрасте, во многом зависит от возникновения новых межличностных связей, характеризующихся доверием и принятием.
Эмоциональный опыт, получаемый партнерами в контакте друг с другом, может оказывать целительное влияние и на «Я» партнеров, и на природу их связи (Джонсон 2013; Микаэлян, 2011; Brubacher, 2018). Таким образом, в атмосфере доверия и принятия между супругами возможно более гармоничное развитие личности партнеров и повышение степени сформированности их «Я». В таких отношениях человек может признать и показать свою уязвимость, и принятое партнером «Я» ощущается и воспринимается как более позитивное и компетентное, это может поменять образ себя и мира, искаженный травматическим детским опытом. Поддержка близкого человека может благотворно повлиять на повышение дифференциации Я и способность регулировать собственные эмоции в стрессовых ситуациях. 
Цель исследования:
Изучить взаимосвязь между дифференциацией Я супругов и доверием и принятием в паре.
Объекты исследования:
—	Дифференциация Я партнеров в молодых супружеских парах;
—	Доверие и принятие в молодых супружеских парах. 
Предмет исследования:
Взаимосвязи между дифференциацией Я супругов и принятием и доверием в молодых супружеских парах.
Гипотеза исследования:
1.	Чем выше уровень дифференциации Я молодых супругов, тем выше они оценивают доверие и принятие в своей супружеской паре.
2.	Между уровнями дифференциации Я партнеров существует  взаимосвязь, т.е. чем выше уровень дифференциации Я одного партнёра, тем выше он и у другого, причём при большем сроке брака согласованность выше, чем при небольшом сроке.
3.	Чем выше общий уровень доверия и принятия в супружеской паре, тем выше уровень дифференциации Я у партнёров в отношениях. 
Задачи исследования:
1.	Рассмотреть характеристики дифференциации Я в молодых супружеских парах.
2.	Проанализировать соотношение дифференциации Я у партнеров                            в молодых супружеских парах.
3.	Проанализировать роль уровня дифференциации Я во взаимоотношениях молодых супружеских пар.
4.	Проанализировать роль доверия и принятия в отношениях молодых супружеских пар.
5.	Исследовать доверие и принятие в молодых супружеских парах.
6.	Выявить характер взаимосвязи между уровнем дифференциации Я партнеров и степенью доверия и принятия в молодой супружеской паре.
Выборка:
70 супружеских пар, в возрасте от 18 до 40 лет, состоящих в браке от 1 до 5 лет, не имеющих детей. 
Методы исследования:
Анализ литературных источников, тестирование, анкетирование, методы математической статистики.
Методики исследования:
Сбор общей информации о респондентах:
1.	Социально-демографическая анкета, включающая в себя индивидуальный опрос о качествах идеального партнера.
Исследование дифференциации Я респондентов:
2.	Методика определения уровня дифференциации Я (The Differentiation of Self Inventory (DSI) E.A. Skowron, M.L. Friendlander, 1998), в переводе Е.Ю. Чеботаревой (Чеботарёва и др., 2018).
Исследование супружеских отношений:
3.	Шкала доверия (Д.Готтман) (J. Gottman, The Gottman Institute, 2012)
4.	Шкала доверия (J.K. Rempel et. Al, 1985), в адаптации Н.О. Белоруковой (2008).
5.	Опросник ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность) (А. Н. Волкова, 1990).
6.	Multi-Item Measure of Adult Romantic Attachment (MIMARA) – OPIJB (в адаптации Т.Л. Крюковой, О.А. Екимчик, 2009).
Оценка индивидуальных особенностей респондентов:
7.	Методика «Социотропность — самодостаточность» (The Sociotropy — Autonomy Scale: Structure and Implications P.J. Bieling, A.T.Beck, G.K. Brown, 2000) в адаптации О.Ю. Стрижицкой  (Стрижицкая и др., 2021).
8.	 «Опросник автономии» (О.А. Карабанова, Н.Н. Поскребышева, 2014).
9.	Шкала принятия других (Acceptance of Others Scale, F. William, 1955)
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении роли уровня дифференциации Я в контексте парных взаимоотношений и вопроса парной динамики, способной оказать существенное влияние на динамику индивидуального развития личности.
Практическая значимость исследования связана с возможностью разработки практических рекомендаций для семейного консультирования с целью повышения гармонии в отношениях и общего уровня психологического здоровья. 
Заключение:
1.	Показатели дифференциации Я в молодых парах имеют средние уровни выраженности. Отмечается значительная согласованность между показателями, особенно тесно связаны показатели Я-позиции.
2.	Высокий уровень дифференциации Я в молодых парах связан с более высокими показателем доверия (не только в романтических отношениях, но и в целом к людям), что позволяет его рассматривать как фактор, влияющий на выстраивание всех социальных связей.
3.	Характер связи между уровнем доверия и принятия, а также уровнем дифференциации Я в молодых парах связан с большей выраженностью показателей доверия (а в случае жён – также веры и восприятия авторитета мужа) у более дифференцированных партнёров. В тоже время менее дифференцированные партнёры чаще испытывают эмоции, связанные с переживанием ревности и страха быть покинутыми.
 
Фрагмент текста работы:
Актуальность:
В настоящее время институт семьи и брака испытывает кризис, происходит его трансформация: изменяются причины, по которым люди вступают в брак и их ожидания от него, появляется новое восприятие семьи   и  новые ее функции. В основе создания современных семей лежат, как правило, эмоциональные потребности в любви и близости, а также                   в ощущении безопасности, которое обусловливается наличием доверия                    и принятия партнерами друг друга.
В то же время, количество разводов стремительно растет,                                         как и количество людей, неудовлетворенных своим браком. Одна из частых причин мешающих построению гармоничных семейных отношений — психологическая незрелость личности партнеров, вступающих в брак,                         недостаточность их психологической автономии.
Таким образом, исследование механизмов взаимосвязи дифференциации партнеров с характером взаимоотношений в паре представляется значимой задачей.
Проблема исследования:
Психологическая автономия подразумевает возможность быть целостной, самостоятельной личностью со своими особенностями, потребностями и границами, и не вступать в слияние и эмоциональную зависимость от партнера. При этом автономия не подразумевает полную независимость и отсутствие потребности в отношениях, скорее это об умении опираться в первую очередь на себя. При достаточном уровне дифференциации каждому из партнеров становится возможно ощущать себя в отношениях спокойно и уверенно, доверять и принимать своего партнера, чувствуя и уважая границы обеих сторон (Jankowski, P. J., & Hooper, L. M,. 2012).
М. Боуэн вводит термин «дифференциация Я», определяя уровень автономии личности через ее способность рефлексировать и различать эмоциональные и интеллектуальные процессы, сохраняя, таким образом относительную независимость от эмоциональных процессов своей семейной системы (Bowen, 1988). Чем ниже уровень дифференциации Я супругов, тем труднее им в браке сохранять приемлемое эмоциональное равновесие, и тем более хронической окажется инвалидизация одного или обоих супругов  при отказе механизмов адаптации (Bowen, 1978).
Эмоциональная привязанность супругов друг к другу, как правило, идентична тем эмоциональным привязанностям, которые были сформированы у каждого из них в родительской семье. Динамику интрапсихической реальности в процессе сепарации ребенка от матери описала М. Малер (2005), использовавшая для описания феноменологии отделения термин «сепарация-индивидуация», в котором слово «сепарация» обозначает выход ребенка из симбиотической связи с матерью, дистанцирование, построение границ и отделение от нее, а «индивидуация» – развитие интрапсихической автономии восприятия, памяти, мышления и проверка реальности. Далеко не всегда процесс сепарации-индивидуации разворачивается благополучно, что приводит к большому количеству случаев незавершенной сепарации от родительской семьи и недостаточной степени сформированности личности. При этом, многие авторы подчеркивают, что повышение степени сформированности личности человека уже во взрослом возрасте, во многом зависит от возникновения новых межличностных связей, характеризующихся доверием и принятием.
Эмоциональный опыт, получаемый партнерами в контакте друг с другом, может оказывать целительное влияние и на «Я» партнеров, и на природу их связи (Джонсон 2013; Микаэлян, 2011; Brubacher, 2018). Таким образом, в атмосфере доверия и принятия между супругами возможно более гармоничное развитие личности партнеров и повышение степени сформированности их «Я». В таких отношениях человек может признать и показать свою уязвимость, и принятое партнером «Я» ощущается и воспринимается как более позитивное и компетентное, это может поменять образ себя и мира, искаженный травматическим детским опытом. Поддержка близкого человека может благотворно повлиять на повышение дифференциации Я и способность регулировать собственные эмоции в стрессовых ситуациях. 
Цель исследования:
Изучить взаимосвязь между дифференциацией Я супругов и доверием и принятием в паре.
Объекты исследования:
—	Дифференциация Я партнеров в молодых супружеских парах;
—	Доверие и принятие в молодых супружеских парах. 
Предмет исследования:
Уровень дифференциации Я и его во взаимоотношениях молодых супружеских пар
Дифференциация «Я» включает в себя способность сохранять эмоциональную объективность на фоне высокого уровня тревожности в системе при одновременном общении с ключевыми людьми в системе (например, с партнером, детьми, братьями и сестрами, друзьями; Bowen, 1978; Rodríguez-Gonzalez). и Керр, 2011). М. Боуэн выдвинул гипотезу о том, что дифференциация является устойчивой чертой, практически не изменяющеся во взрослом возрасте.
Дифференциация Я в понимании М. Боуэна представляет собой континууму от низкой самодифференциации (незрелой) до высокой (зрелой). Это одно из важнейших понятий теории семейных систем. В нижней части шкалы чувства и интеллект сливаются, и люди не могут различать чувства и мысли. Если они что-то чувствуют, то это то, во что они верят, значит, они находятся в несвободном состоянии. Поскольку ими управляют их чувства, они часто тратят так много энергии, реагируя на других и ища любви и внимания, что могут быть несчастны. Они могут быть очень догматичными в своих убеждениях и могут бунтовать. У них слабо выраженное чувство собственного достоинства, и они незрелы.
С другой стороны, те, кто находится выше по шкале, осознают как свои чувства, так и интеллект, поэтому они находятся в свободном состоянии. Они могут реагировать чувствами, но при этом применять интеллект, потому что они отделены друг от друга. Эти люди обладают большей индивидуальностью, более четким самоощущением и большей зрелостью. Люди склонны вступать в брак или вступать в партнерские отношения с кем-то, кто находится примерно на том же уровне по шкале, поэтому они имеют примерно одинаковый уровень эмоциональной зрелости.
Другой важный тезис этой теории связан с эмоциональным процессом в нуклеарной семье. Нуклеарная семья состоит из матери, отца и детей. М. Боуэн заявил, что в любой нуклеарной семье существует фиксированная доля незрелости, с которой нужно каким-то образом бороться.
Типичной характеристикой нуклеарной семьи является то, что проблемы, как правило, концентрируются больше на одном человеке, чем на другом.
По словам Боуэна, в семьях есть четыре модели взаимоотношений:
Супружеский или партнерский конфликт.
Дисфункция одного из супругов или партнеров.
Поражение одного или нескольких детей.
Эмоциональная дистанция друг от друга.