Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Связь уровня дифференциации Я с доверием и принятием в паре.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление

Введение 2

Глава 1. Обзор исследований по темам дифференциации Я и доверия 7

1.1. Уровень дифференциации Я и его во взаимоотношениях молодых супружеских пар 7

1.2. Доверие и принятие в супружеских парах. Влияние уровня дифференциации Я партнеров на доверие и принятие в паре. 13

1.3. Взаимосвязь уровня дифференциации Я партнеров и уровня доверия и принятия в паре. 17

Заключение первой главы 21

Глава 2. Эмпирическое исследование 22

2.1. Материалы и методы исследования 22

2.1.1. Методики исследования: 22

2.1.2. Выборка исследования 25

2.1.3. Математические методы исследования 25

2.2. Результаты исследования уровней дифференциации Я партнеров в молодых супружеских парах. 25

2.3. Результаты исследования уровня доверия и принятия в молодых супружеских парах. 28

2.4. Исследование взаимосвязи уровня дифференциации Я и уровня доверия и принятия в молодых супружеских парах. 34

Заключение второй главы 37

Выводы 38

  

Введение:

 

Актуальность:

В настоящее время институт семьи и брака испытывает кризис, происходит его трансформация: изменяются причины, по которым люди вступают в брак и их ожидания от него, появляется новое восприятие семьи и новые ее функции. В основе создания современных семей лежат, как правило, эмоциональные потребности в любви и близости, а также в ощущении безопасности, которое обусловливается наличием доверия и принятия партнерами друг друга.

В то же время, количество разводов стремительно растет, как и количество людей, неудовлетворенных своим браком. Одна из частых причин мешающих построению гармоничных семейных отношений — психологическая незрелость личности партнеров, вступающих в брак, недостаточность их психологической автономии.

Таким образом, исследование механизмов взаимосвязи дифференциации партнеров с характером взаимоотношений в паре представляется значимой задачей.

Проблема исследования:

Психологическая автономия подразумевает возможность быть целостной, самостоятельной личностью со своими особенностями, потребностями и границами, и не вступать в слияние и эмоциональную зависимость от партнера. При этом автономия не подразумевает полную независимость и отсутствие потребности в отношениях, скорее это об умении опираться в первую очередь на себя. При достаточном уровне дифференциации каждому из партнеров становится возможно ощущать себя в отношениях спокойно и уверенно, доверять и принимать своего партнера, чувствуя и уважая границы обеих сторон (Jankowski, P. J., & Hooper, L. M,. 2012).

М. Боуэн вводит термин «дифференциация Я», определяя уровень автономии личности через ее способность рефлексировать и различать эмоциональные и интеллектуальные процессы, сохраняя, таким образом относительную независимость от эмоциональных процессов своей семейной системы (Bowen, 1988). Чем ниже уровень дифференциации Я супругов, тем труднее им в браке сохранять приемлемое эмоциональное равновесие, и тем более хронической окажется инвалидизация одного или обоих супругов при отказе механизмов адаптации (Bowen, 1978).

Эмоциональная привязанность супругов друг к другу, как правило, идентична тем эмоциональным привязанностям, которые были сформированы у каждого из них в родительской семье. Динамику интрапсихической реальности в процессе сепарации ребенка от матери описала М. Малер (2005), использовавшая для описания феноменологии отделения термин «сепарация-индивидуация», в котором слово «сепарация» обозначает выход ребенка из симбиотической связи с матерью, дистанцирование, построение границ и отделение от нее, а «индивидуация» – развитие интрапсихической автономии восприятия, памяти, мышления и проверка реальности. Далеко не всегда процесс сепарации-индивидуации разворачивается благополучно, что приводит к большому количеству случаев незавершенной сепарации от родительской семьи и недостаточной степени сформированности личности. При этом, многие авторы подчеркивают, что повышение степени сформированности личности человека уже во взрослом возрасте, во многом зависит от возникновения новых межличностных связей, характеризующихся доверием и принятием.

Эмоциональный опыт, получаемый партнерами в контакте друг с другом, может оказывать целительное влияние и на «Я» партнеров, и на природу их связи (Джонсон 2013; Микаэлян, 2011; Brubacher, 2018). Таким образом, в атмосфере доверия и принятия между супругами возможно более гармоничное развитие личности партнеров и повышение степени сформированности их «Я». В таких отношениях человек может признать и показать свою уязвимость, и принятое партнером «Я» ощущается и воспринимается как более позитивное и компетентное, это может поменять образ себя и мира, искаженный травматическим детским опытом. Поддержка близкого человека может благотворно повлиять на повышение дифференциации Я и способность регулировать собственные эмоции в стрессовых ситуациях.

Цель исследования:

Изучить взаимосвязь между дифференциацией Я супругов и доверием и принятием в паре.

Объекты исследования:

— Дифференциация Я партнеров в молодых супружеских парах;

— Доверие и принятие в молодых супружеских парах.

Предмет исследования:

Взаимосвязи между дифференциацией Я супругов и принятием и доверием в молодых супружеских парах.

Гипотеза исследования:

1. Чем выше уровень дифференциации Я молодых супругов, тем выше они оценивают доверие и принятие в своей супружеской паре.

2. Между уровнями дифференциации Я партнеров существует взаимосвязь, т.е. чем выше уровень дифференциации Я одного партнёра, тем выше он и у другого, причём при большем сроке брака согласованность выше, чем при небольшом сроке.

3. Чем выше общий уровень доверия и принятия в супружеской паре, тем выше уровень дифференциации Я у партнёров в отношениях.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть характеристики дифференциации Я в молодых супружеских парах.

2. Проанализировать соотношение дифференциации Я у партнеров в молодых супружеских парах.

3. Проанализировать роль уровня дифференциации Я во взаимоотношениях молодых супружеских пар.

4. Проанализировать роль доверия и принятия в отношениях молодых супружеских пар.

5. Исследовать доверие и принятие в молодых супружеских парах.

6. Выявить характер взаимосвязи между уровнем дифференциации Я партнеров и степенью доверия и принятия в молодой супружеской паре.

Выборка:

70 супружеских пар, в возрасте от 18 до 40 лет, состоящих в браке от 1 до 5 лет, не имеющих детей.

Методы исследования:

Анализ литературных источников, тестирование, анкетирование, методы математической статистики.

Методики исследования:

Сбор общей информации о респондентах:

1. Социально-демографическая анкета, включающая в себя индивидуальный опрос о качествах идеального партнера.

Исследование дифференциации Я респондентов:

2. Методика определения уровня дифференциации Я (The Differentiation of Self Inventory (DSI) E.A. Skowron, M.L. Friendlander, 1998), в переводе Е.Ю. Чеботаревой (Чеботарёва и др., 2018).

Исследование супружеских отношений:

3. Шкала доверия (Д.Готтман) (J. Gottman, The Gottman Institute, 2012)

4. Шкала доверия (J.K. Rempel et. Al, 1985), в адаптации Н.О. Белоруковой (2008).

5. Опросник ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность) (А. Н. Волкова, 1990).

6. Multi-Item Measure of Adult Romantic Attachment (MIMARA) – OPIJB (в адаптации Т.Л. Крюковой, О.А. Екимчик, 2009).

Оценка индивидуальных особенностей респондентов:

7. Методика «Социотропность — самодостаточность» (The Sociotropy — Autonomy Scale: Structure and Implications P.J. Bieling, A.T.Beck, G.K. Brown, 2000) в адаптации О.Ю. Стрижицкой (Стрижицкая и др., 2021).

8. «Опросник автономии» (О.А. Карабанова, Н.Н. Поскребышева, 2014).

9. Шкала принятия других (Acceptance of Others Scale, F. William, 1955)

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении роли уровня дифференциации Я в контексте парных взаимоотношений и вопроса парной динамики, способной оказать существенное влияние на динамику индивидуального развития личности.

Практическая значимость исследования связана с возможностью разработки практических рекомендаций для семейного консультирования с целью повышения гармонии в отношениях и общего уровня психологического здоровья. 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1. Показатели дифференциации Я в молодых парах имеют средние уровни выраженности. Отмечается значительная согласованность между показателями, особенно тесно связаны показатели Я-позиции.

2. Высокий уровень дифференциации Я в молодых парах связан с более высокими показателем доверия (не только в романтических отношениях, но и в целом к людям), что позволяет его рассматривать как фактор, влияющий на выстраивание всех социальных связей.

3. Характер связи между уровнем доверия и принятия, а также уровнем дифференциации Я в молодых парах связан с большей выраженностью показателей доверия (а в случае жён – также веры и восприятия авторитета мужа) у более дифференцированных партнёров. В тоже время менее дифференцированные партнёры чаще испытывают эмоции, связанные с переживанием ревности и страха быть покинутыми.

 

Фрагмент текста работы:

 

Актуальность:

В настоящее время институт семьи и брака испытывает кризис, происходит его трансформация: изменяются причины, по которым люди вступают в брак и их ожидания от него, появляется новое восприятие семьи и новые ее функции. В основе создания современных семей лежат, как правило, эмоциональные потребности в любви и близости, а также в ощущении безопасности, которое обусловливается наличием доверия и принятия партнерами друг друга.

В то же время, количество разводов стремительно растет, как и количество людей, неудовлетворенных своим браком. Одна из частых причин мешающих построению гармоничных семейных отношений — психологическая незрелость личности партнеров, вступающих в брак, недостаточность их психологической автономии.

Таким образом, исследование механизмов взаимосвязи дифференциации партнеров с характером взаимоотношений в паре представляется значимой задачей.

Проблема исследования:

Психологическая автономия подразумевает возможность быть целостной, самостоятельной личностью со своими особенностями, потребностями и границами, и не вступать в слияние и эмоциональную зависимость от партнера. При этом автономия не подразумевает полную независимость и отсутствие потребности в отношениях, скорее это об умении опираться в первую очередь на себя. При достаточном уровне дифференциации каждому из партнеров становится возможно ощущать себя в отношениях спокойно и уверенно, доверять и принимать своего партнера, чувствуя и уважая границы обеих сторон (Jankowski, P. J., & Hooper, L. M,. 2012).

М. Боуэн вводит термин «дифференциация Я», определяя уровень автономии личности через ее способность рефлексировать и различать эмоциональные и интеллектуальные процессы, сохраняя, таким образом относительную независимость от эмоциональных процессов своей семейной системы (Bowen, 1988). Чем ниже уровень дифференциации Я супругов, тем труднее им в браке сохранять приемлемое эмоциональное равновесие, и тем более хронической окажется инвалидизация одного или обоих супругов при отказе механизмов адаптации (Bowen, 1978).

Эмоциональная привязанность супругов друг к другу, как правило, идентична тем эмоциональным привязанностям, которые были сформированы у каждого из них в родительской семье. Динамику интрапсихической реальности в процессе сепарации ребенка от матери описала М. Малер (2005), использовавшая для описания феноменологии отделения термин «сепарация-индивидуация», в котором слово «сепарация» обозначает выход ребенка из симбиотической связи с матерью, дистанцирование, построение границ и отделение от нее, а «индивидуация» – развитие интрапсихической автономии восприятия, памяти, мышления и проверка реальности. Далеко не всегда процесс сепарации-индивидуации разворачивается благополучно, что приводит к большому количеству случаев незавершенной сепарации от родительской семьи и недостаточной степени сформированности личности. При этом, многие авторы подчеркивают, что повышение степени сформированности личности человека уже во взрослом возрасте, во многом зависит от возникновения новых межличностных связей, характеризующихся доверием и принятием.

Эмоциональный опыт, получаемый партнерами в контакте друг с другом, может оказывать целительное влияние и на «Я» партнеров, и на природу их связи (Джонсон 2013; Микаэлян, 2011; Brubacher, 2018). Таким образом, в атмосфере доверия и принятия между супругами возможно более гармоничное развитие личности партнеров и повышение степени сформированности их «Я». В таких отношениях человек может признать и показать свою уязвимость, и принятое партнером «Я» ощущается и воспринимается как более позитивное и компетентное, это может поменять образ себя и мира, искаженный травматическим детским опытом. Поддержка близкого человека может благотворно повлиять на повышение дифференциации Я и способность регулировать собственные эмоции в стрессовых ситуациях.

Цель исследования:

Изучить взаимосвязь между дифференциацией Я супругов и доверием и принятием в паре.

Объекты исследования:

— Дифференциация Я партнеров в молодых супружеских парах;

— Доверие и принятие в молодых супружеских парах.

Предмет исследования:

Уровень дифференциации Я и его во взаимоотношениях молодых супружеских пар

Дифференциация «Я» включает в себя способность сохранять эмоциональную объективность на фоне высокого уровня тревожности в системе при одновременном общении с ключевыми людьми в системе (например, с партнером, детьми, братьями и сестрами, друзьями; Bowen, 1978; Rodríguez-Gonzalez). и Керр, 2011). М. Боуэн выдвинул гипотезу о том, что дифференциация является устойчивой чертой, практически не изменяющеся во взрослом возрасте.

Дифференциация Я в понимании М. Боуэна представляет собой континууму от низкой самодифференциации (незрелой) до высокой (зрелой). Это одно из важнейших понятий теории семейных систем. В нижней части шкалы чувства и интеллект сливаются, и люди не могут различать чувства и мысли. Если они что-то чувствуют, то это то, во что они верят, значит, они находятся в несвободном состоянии. Поскольку ими управляют их чувства, они часто тратят так много энергии, реагируя на других и ища любви и внимания, что могут быть несчастны. Они могут быть очень догматичными в своих убеждениях и могут бунтовать. У них слабо выраженное чувство собственного достоинства, и они незрелы.

С другой стороны, те, кто находится выше по шкале, осознают как свои чувства, так и интеллект, поэтому они находятся в свободном состоянии. Они могут реагировать чувствами, но при этом применять интеллект, потому что они отделены друг от друга. Эти люди обладают большей индивидуальностью, более четким самоощущением и большей зрелостью. Люди склонны вступать в брак или вступать в партнерские отношения с кем-то, кто находится примерно на том же уровне по шкале, поэтому они имеют примерно одинаковый уровень эмоциональной зрелости.

Другой важный тезис этой теории связан с эмоциональным процессом в нуклеарной семье. Нуклеарная семья состоит из матери, отца и детей. М. Боуэн заявил, что в любой нуклеарной семье существует фиксированная доля незрелости, с которой нужно каким-то образом бороться.

Типичной характеристикой нуклеарной семьи является то, что проблемы, как правило, концентрируются больше на одном человеке, чем на другом.

По словам Боуэна, в семьях есть четыре модели взаимоотношений:

Супружеский или партнерский конфликт.

Дисфункция одного из супругов или партнеров.

Поражение одного или нескольких детей.

Эмоциональная дистанция друг от друга.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы