Курсовая с практикой на тему Связь самооценки с успеваемостью младшего школьника
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗИ УСПЕВАЕМОСТИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА САМООЦЕНКУ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 6
1.1. Понятие «самооценка» в психологии: виды, функции 6
1.2 Психологические особенности детей младшего школьного возраста. 9
1.3. Связь успеваемости на самооценку младшего школьника и анализ подходов к оптимизации самооценки 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ УСПЕВАЕМОСТИ И САМООЦЕНКИ У УЧЕНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ 22
2.1. Определение цели эксперимента. Выбор методик для проведения исследования 22
2.2. Определение взаимосвязи уровня самооценки с успеваемостью младших школьников. 23
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ВКЛЮЧАЕТ 33 НАИМЕНОВАНИЯ: 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 42
Введение:
Актуальность исследования.
Проблема самооценки личности является одним из наиболее подробно изученных аспектов психолого-педагогической науки. Самооценка напрямую влияет на манеру поведения человека, а также на его отношение к самому себе и к другим. Самооценка в системе воспитания – это стремление к критической оценке своих собственных поступков и поступков окружающих.
Самооценка имеет широкий функционал, она помогает осознавать возможности, корректировать деятельность в зависимости от промежуточного результата, позволяет оценить итоги своей работы и выразить отношение человека к этому.
Самооценка дает видение отличительных, сильных сторон личности, чтобы на их основе выстраивать успешное взаимодействие с окружающим миром в соответствии с требованиями жизни, а также создает психологическую безопасность.
Самооценка, как показывают многочисленные исследования, является сложным, многоаспектным феноменом, исследуется в философии, социологии, психологии и педагогике, то есть является предметом междисциплинарного исследования.
Одним из наиболее очевидных, но от этого не менее значимых параметров благополучия младшеклассника является его успеваемость. Усвоение программы в начальной школе не только создаёт фундамент для дальнейшего обучения, но и является важным фактором сохранения интереса к учёбе. Следует отметить, что внешние оценки – успехи и неуспехи – так или иначе привносят вклад в самооценку человека, что делает вопрос поиска взаимосвязи между этими явлениями актуальным вопросом.
Объект исследования – учащиеся начальной школы
Предмет исследования – связь успеваемости в учебной деятельности и самооценки младшего школьника.
Цель исследования: анализ связи успеваемости в учебной деятельности и самооценки младшего школьника.
Гипотеза – успешность обучения младшего школьника определяют особенности и уровень самооценки.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические аспекты проблемы успеваемости в учебной деятельности и самооценки младшего школьника.
2. Выявить особенности связи успеваемости с самооценкой, а также младших школьников с неадекватной самооценкой, нуждающихся в психолого-педагогической поддержке.
3. Разработать и реализовать рекомендации для родителей и педагогов.
Методы исследования:
— теоретические – (анализ, систематизация и обобщение научной литературы);
— эмпирические – тестирование, анкетирование;
— метод математической обработки данных.
Опытно-экспериментальная база исследования: …
Объект исследования процесс формирования самооценки у младших младшего школьника.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности рассмотрения мнений авторов: К. Роджерса, З.Фрейда, А.Маслоу, Р.Бернс, Ф.Хоппе, Т.Дембо, А.Г. Ананьева, Л.И. Божович, А.А. Бодалева, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, Бороздина Л.В., А.Г. Спиркина, Е.Н.Андреевой и др.; в анализе психологической литературы и систематизации знаний по влиянию успеваемости на самооценку младших школьников.
Практическая значимость исследования состоит в выявлении связи между параметрами самооценки и успеваемости школьников, рассмотрении этих параметров в качестве поиска мишеней для психолого-педагогической работы с неуспевающими школьниками и оптимизации образовательного процесса.
Структура работы состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованной литературы.
Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, проблема, цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, методы исследования, определяется опытно-экспериментальная база исследования, формулируются теоретическая и практическая значимость исследования.
В главе 1 «Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблемы уровня успеваемости в учебной деятельности и самооценки младшего школьника» рассматриваются теоретические аспекты понятия самооценки, психологические особенности детей младшего школьного возраста, а также существующие данные о взаимосвязи между успеваемостью и самооценкой.
В главе 2 «Эмпирическое исследование связи самооценки и успеваемости у младшеклассников» подробно рассмотрена процедура исследования, описаны и проанализированы основные его результаты.
В заключении изложены основные выводы по проведенному исследованию.
Список литературы включает 33 источника и 4 электронных ресурса.
Приложение содержит диагностические методики.
Заключение:
Согласно определению, представленному в психологическом словаре, самооценка – это представление человека о самом себе, своих возможностях, качествах, а также месте среди других людей. Тем не менее, у зарубежных и отечественных ученых существуют разные подходы к трактовке этого термина, в теоретической главе данного исследования мы рассмотрели некоторые из них.
В младшем школьном возрасте происходит формирование самооценки, которая в дальнейшем будет влиять на представление о себе индивида как о способном человеке или некомпетентной личности. В каждом возрастном периоде на развитие самооценки влияет ведущая деятельность индивида. В младшем школьном возрасте это будет – учение. Учение как ведущая деятельность будет влиять на формирование самооценки в жизни. При этом от уровня самооценки будет отчасти зависеть и наличие успехов в результатах деятельности, в частности учебной.
Рассмотрев теории отечественных и зарубежных авторов, в своем исследовании мы пришли к выводу, что влияние уровня успеваемости в учебной деятельности на самооценку младшего школьника довольно существенно. Для повышения самооценки обучающегося педагогам можно использовать такие приемы как обращение к обучающемуся по имени, хвалить его при наличии других людей, уходить от заданий, которые подразумевают выполнение за фиксированное время. При этом необходимо помнить, что важную роль в развитии самооценки, как педагог, так и родитель. Ведь именно в семье закладывается базис будущей самооценки. Так же можно выделить рекомендации для формирования адекватной самооценки обучающегося: учитывать принципы системности и меры, осуществлять работу по оптимизации в различных видах деятельности (проектная, внеурочная и т.д.), создавать для ребенка ситуации успеха, обоснованно хвалить ребенка, давать возможность для самостоятельной оценки ребенка своих действий, использовать в работе разнообразные способы и методы, предоставлять возможность самостоятельного выбора для обучающегося.
Практическая часть данной работы проводилась в форме эксперимента. Был оценён уровень самооценки учащихся, выявлены его взаимосвязи с уровнем успеваемости, что позволило подтвердить выдвинутые гипотезы исследования.
Итак, цель исследования достигнута, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗИ УСПЕВАЕМОСТИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА САМООЦЕНКУ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
1.1. Понятие «самооценка» в психологии: виды, функции
Существуют различные научные подходы к определению понятия «самооценка». Большинство исследователей (В. Джеймс, К. Роджерс, И. Кон, А.В. Петровский, А.И. Липкина и др.) рассматривают самооценку как оценку личностью самой себя, своих способностей, качеств и места среди людей (Божович Л. И. , 2018. С.202).
В работах отечественных и зарубежных психологов (Н.Е. Анкудинова, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, М.Б. Бондаренко, Р. Бернс, А. Валлон, М. Шебек) представлены теоретические положения о соотношении и взаимодействии внутренних и внешних факторов становления самооценки как структурного компонента самосознания. Для более основательного понимания сущности учебной самооценки рассмотрим различные подходы к ее определению (Обухова Л. Ф., 2018).
Первым, кто ввел понятие «самооценка», был Уильям Джеймс — «образ самого себя» в структуре личности (Выготский, Л. С. , 2022. С. 75).
В теории У. Джеймса структура личности состоит из трех частей. Во- первых, это ее составные элементы; во-вторых, ощущения и эмоции относительно этих элементов (самооценка); в-третьих, это поступки, обусловленные этими элементами личности.
Беррес Фредерик Скиннер связывал это понятие с опытом личности, из которого человек черпает представления о себе (Ножкина, Т.В., 2017, с. 307).
Ряд психологов (В.А. Горбачева, Н.Е. Акудинова, И.М. Бронников) подчеркивают важность деятельности человека, так как самооценка, как и другие личностные образования, формируется в результате деятельности, через осознание себя как субъекта этой деятельности, через оценку своих способностей и качеств (Неумоева-Колчеданцева Е. В., 2019, с. 240).
Главную роль они отводят социальной среде, семейному и школьному воспитанию, коллективу и другому (Сухов, А. Н., 2020, с. 177).
Альфред Адлер раскрыл значение детства на формирование самооценки, когда дети находятся в зависимости от родителей и без них они незащищены.
Карл Роджерс демонстрирует несколько иной подход и понимает самооценку как структурный компонент Я-концепции личности. По его мнению, Я-концепция личности формируется в процессе социализации через взаимодействие с другими значимыми людьми (родителями, друзьями и другими) (Столяренко, Л. Д., 2019, с. 54).
Абрахам Маслоу рассматривает самооценку через описанную им иерархию потребностей, среди которых с самооценкой он связывает два уровня: это потребность в принадлежности и любви и потребность в самоуважении (Асмолов А. Г., 2019, с. 351).
Научные подходы современных психологов о сущности понятия «Самооценка» (Е.И. Белинская, Г.И. Гуменюк, А.А. Красилов, С.Р. Тищенко, О.А. Тихомандрицкая) связаны с эмоциональным отношением детей к себе, с развитием рефлексивного сознания, с социальными аспектами психологии личности, с практическим самопознанием, с гармоничным образом «Я» (Дубровина И.В., 2019, с. 301).
Таким образом, необходимо отметить, что определение понятия самооценки в психологии является дискуссионным. Одни ученые считают Я- концепцию и самооценку ведущими и самостоятельными новообразованиями самосознания личности (У. Джеймс, И. Кон, А. Петровский, К. Роджерс), другие относят самооценку как компонент Я-концепции (Р. Бернс), рассматривают также самооценку как процесс, результатом которого является Образ-Я (Е. Белинская, Г. Гуменюк, А. Красилов).