Курсовая с практикой на тему Связь прокрастинации с уровнем мотивации личности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1.Теоретические основы исследования прокрастинации и мотивации личности в психологии. 5
1.1 Понятие прокрастинации. 5
1.2 Виды и компоненты прокрастинации 13
1.3 Теоретические аспекты феномена мотивации личности 18
2. Эмпирические основы исследования связи прокрастинации с уровнем мотивации личности 23
2.1. Организация и характеристика методов исследования 23
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования 30
Заключение 38
Введение:
Наше исследование посвящено изучению феномена прокрастинации и его связи с мотивационной сферой личности.
В условиях ускорения ритма жизни и в связи с её возрастающими требованиями к эффективности человека в современном мире проблема прокрастинации всё больше находит своё отражение в исследованиях как зарубежных авторов так и отечественных. Среди них можно отметить таких как Д. Бурка, П. Стилл, Ж. Феррари, Я. И. Варваричева, Е. П. Ильин, Н. Н. Карловская. Несмотря на то, что проблема прокрастинации является достаточно важной, многие вопросы в её теории до сих пор остаются малоизученными и дискуссионными.
Человек в современном мире постоянно ощущает недостаток времени на выполнение всего желаемого. Осуществление жизненных планов человека связано с успешной организацией времени и эффективностью приложенных усилий. Но нередко выходит так, что люди откладывают выполнение некоторых своих дел «на потом». При этом они могут заниматься малыми, незначительными делами, но не выполнять что-то действительно важное. Как правило, в таком случае выполнение значимых дел постоянно откладывается, и выполняются они либо в последний момент, либо не выполняются вовсе. Это явление откладывания дел «на потом» обозначается термином «прокрастинация».
В данной работе наряду с вопросом прокрастинации рассматривается проблема мотивационной сферы личности, которой также уделяется достаточное внимание в психологии. Наряду с прокрастинацией мотивация также оказывает значительное влияние на успешность деятельности. Мотивация, по мнению Н. Ц. Бадмаевой, как главная движущая сила деятельности человека, определяет его поведение во всех сферах жизни. В том числе и в учебной деятельности у студентов. Понимание происхождения и причин возникновения прокрастинации может помочь в её преодолении. А также изучение взаимосвязи прокрастинации и мотивации личности может способствовать эффективности учебного процесса у студентов.
В данной работе мы будем исследовать связь прокрастинации с уровнем мотивации личности на примере студентов.
Объектом нашего исследования является феномен прокрастинации и мотивации личности.
Предмет исследования: связь прокрастинации с уровнем мотивации личности.
Цель работы: выявление связи прокрастинации с уровнем мотивации личности.
В основание исследования положена следующая гипотеза: предполагается наличие взаимосвязи уровня прокрастинации с уровнем мотивации личности- чем выше уровень прокрастинации, тем ниже уровень мотивации личности, и наоборот.
Для проверки гипотезы поставлены следующие задачи исследования:
1. Изучение и анализ теоретической литературы по данной теме.
2. Подбор методического инструментария.
3. Проведение исследования и установление наличия или отсутствия предполагаемой связи между исследуемыми феноменами.
4. Анализ полученных результатов.
Заключение:
Таким образом, в проведенном нами исследовании были рассмотрены вопросы взаимосвязи прокрастинации личности и мотивации избегания неудачи и мотивации достижения успехов на примере выборки студентов первого и четвертого курсов. В данном исследовании нами была сформулирована следующая гипотеза: предполагается наличие взаимосвязи уровня прокрастинации с уровнем мотивации личности- чем выше уровень прокрастинации, тем ниже уровень мотивации личности, и наоборот
Прокрастинация достаточно давно стала объектом исследования ученых. Под прокрастинацией понимается склонность конкретного человека постоянно откладывать важные и необходимые дела, начиная их выполнять в последний момент. Это может стать причиной авралов, переутомления конкретного человека, низкого качества выполнения им разнообразной деятельности. Прокрастинация рассматривается, как достаточно сложный многокомпонентный феномен, включающий в себя поведенческий, когнитивный и эмоциональный компоненты. Поведенческий компонент проявляется как избегание выполнения неприятной на данный момент задачи, замена ее другими важными, по мнению прокрастинатора, делами. Когнитивный компонент можно рассматривать, как определенные когнитивные нарушения, которые обусловлены неумением конкретного человека правильно оценивать имеющееся в распоряжении время. Что касается эмоционального компонента, то для субъектов, склонных к прокрастинации характерным является наличие таких свойств, как склонность к перфекционизму, нерешительность, страх перед неудачами, нежелание брать на себя ответственность. Многие исследователи отмечают связь прокрастинации с мотивационной сферой личности: чем более сформирована мотивация у конкретного индивида, тем менее высокий уровень прокрастинации отмечается у него.
Нами было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие студенты 1 и 4 курсов (общее количество – 20 человек). Целью данного исследования стало изучение уровня взаимосвязи прокрастинации и мотивации избегания неудачи и достижения успехов представителями указанной выборки. В качестве методического инструментария для проведения исследования были отобраны «Опросник общей прокрастинации» К. Лэй, «Методика диагностики личности на мотивацию к успеху» Т.Элерс, «Методика диагностики личности на избегание неудач» Т.Элерс.
В результате исследования было установлено, что для студентов первого курса характерен более низкий уровень прокрастинации и мотивации избегания неудач, но более высокий уровень мотивации достижения успехов, тогда как для студентов четвертого курса более характерна обратная картина.
С помощью корреляционного анализа было выяснено, что между мотивацией и прокрастинацией существует значимая, сильная обратная связь: т. е чем выше мотивация, тем ниже уровень прокрастинации и наоборот.
Такие данные могут стать фактором, помогающим более качественно понять механизмы действия прокрастинации, а также грамотно выстроить психологические мероприятия, направленные на ее преодоление.
Таким образом, полученные в исследовании результаты позволяют говорить о том, что гипотеза, которая была нами сформулирована подтверждена, цели исследования достигнуты, задачи решены.
Фрагмент текста работы:
1.Теоретические основы исследования прокрастинации и мотивации личности в психологии.
1.1 Понятие прокрастинации.
Термин «прокрастинация» в отечественной психологии является ещё относительно новым, несмотря на то, что суть этого феномена знакома каждому. Прокрастинация (лат. pro – вместо и crastinus – завтрашний)- тенденция откладывать выполнение необходимых дел «на потом»; поведенческий паттерн, при котором выполнение ведущей для человека в данный период времени деятельности осознанно откладывается. Человек остается деятельным, но его активность направлена на посторонние, малозначимые, иногда просто бессмысленные занятия [1].
Каждый человек хотя бы раз в жизни отказывался от выполнения каких-либо действий и откладывал их, особенно когда надо было делать что-либо под принуждением или под давлением обстоятельств или же когда были сомнения в нужности и полезности задуманного. Но при прокрастинации человек медлит даже тогда, когда на 100% уверен в необходимости и важности действий. И у него нет никаких сомнений в том, что это нужно, полезно, необходимо, и задуманное должно было сделано «еще вчера». Но он сознательно откладывает намеченное дело, несмотря на то, что это повлечет за собой определенные проблемы и осложнения. При этом он может выполнять малые и незначительные дела, которым придает большую значимость, чем действительно важному.
Впервые этот термин использовал П. Рингенбах в 1977 году в книге «Прокрастинация в жизни человека». Следом за ней вышли «Преодоление прокрастинации» В. Кнауса и А. Эллиса и «Прокрастинация: что это такое и как с ней бороться» Дж. Бурка и Л. Юэн. Основой обеих книг явилась консультативная практика авторов. В отечественной психологии первые труды, посвященные проблеме прокрастинации, появились в конце 90-х годов XX века.
В отечественной психологии до сих пор нет единого представления о структуре прокрастинации, равно как нет и четкой дефиниции данного феномена. Так, Я.И. Варваричева понимает прокрастинацию как «сознательное откладывание субъектом намеченных действий…», т.е. выделяет осознанность как один из признаков прокрастинации [2]. Е.П. Ильин связывает изучаемый феномен с ленью [3]. Н.В. Боровская отмечает, что прокрастинация – «привычка откладывать необходимые дела» [4].
Как правило, в современной психологии прокрастинация понимается как негативный феномен. К примеру, Л.И. Дементий рассматривает неспособность управлять ситуацией в качестве последствия прокрастинации[5], а К.Х. Лэй синонимизирует ее с «пассивностью, пессимистичностью и дезадаптацией» [6]. Однако в некоторых исследованиях прокрастинация определяется как явление частично положительное. В этом случае откладывание выполнения задачи оправдывается снижением отрицательных проявлений, предшествующих ей или сопровождающих ее выполнение.
Прокрастинация – феномен «сложный», многокомпонентный. Говоря о наиболее важных ее составляющих, П. Стил, автор теории временной мотивации, отмечал среди них непосредственно факт откладывания и наличие сроков. При этом он связывал две этих особенности между собой, утверждая, что за прокрастинацией всегда следуют негативные последствия, а прокрастинация, в свою очередь, всегда связана с негативными эмоциями и переживаниями (тревога, чувство вины и др.). Комбинация этих чувств и перерасхода сил (сначала — на второстепенные дела и борьбу с нарастающей тревогой, затем — на работу в авральном темпе) может спровоцировать дальнейшую прокрастинацию. [7].