Курсовая с практикой Педагогика/Психология Возрастная психология

Курсовая с практикой на тему Связь межличностной зависимости с характеристиками сепарации у женщин молотового возраста / или Особенности межличностной зависимости и сепарации у женщин молодого возврата

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ И СЕПАРАЦИИ 5

1.1. Проблема определения понятия «межличностной зависимости» в психологии 5

1.2. Понятие «межличностной зависимости»: виды, формы проявления 6

1.3. Развитие представлений о психологической сепарации от родителей 13

Глава II. Эмпирическое исследование психологической сепарации 16

от родителей в юношеском возрасте и ее связи с культурно-специфическими и семейными факторами 16

2.1. Описание выборки и конструкта исследования 16

Глава III Результаты исследования сепарации от родителей в юношеском возрасте с помощью модифицированной методики «Незавершенные предложения» 20

Заключение 42

Список литературы 44

  

Введение:

 

Сепарация (лат.separatio «отделение») в технике — это различные процессы разделения смешанных объёмов разнородных частиц, смесей, жидкостей разной плотности, эмульсий, твёрдых материалов, взвесей, твёрдых частиц или капелек в газе.

С того самого момента, когда в нашей жизни появляется ребенок, мы понимаем, что появился человек, который дороже всего на свете. В дочерях мы видим свои надежды и продолжение, в сыновьях своё будущее и опору.

Сепарация в психологии, это очень важная тема. Важна сама психологическая сепарация, отделение от родителей.

Ребёнка, мама всю жизнь не носит в утробе и самое первое отделение, это рождение. С самого момента рождения, это два разных человека и дальше, родители его сопровождают во взрослую жизнь.

Следующее отделение происходит в три года, когда ребёнок говорит: «Ясам». Затем, в семь лет, мы попадаем в школу, в большой социальный мир, где он начинает знакомиться с друзьями, познавать свои желания.

В данный период важно, чтобы здесь родители не вмешивались в сам процесс дружбы, впоследствии ребенок не сможет начать принимать решения на разных уровнях.[3]

Актуальность исследования. психологическая сепарация молодой женщины в детско-родительских отношениях.

Объект исследования-межличностная зависимость у молодых женщин.

Предмет исследования- связь межличностной зависимости и характеристик сепарации у молодых женщин.

Цель исследования- выявить связь между межличностной зависимостью и характеристик сепарации у молодых женщин

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретико-методические основы изучения межличностной зависимости и сепарации.

2. Провести эмпирическое исследование

Гипотеза исследования- межличностная зависимость у женщин молодого возраста связана с незаконченным процессом сепарации.

Методы исследования:

• Теоретические методы ( изучение и анализ психологической литературы о межличностной зависимости и сепарации, обобщение и сравнительно сопоставительный анализ данных );

• Метод анализа (выделени и изучение отдельныех частей явления)

• Системный подход (рассмотрение объекта или явления как системы)

• Метод дедукции (принцип «от общего — к частному»)

• Метод индукции (формирование выводов о явлении на основе изучения частных признаков)

• Метод классификации (группировка явлений по определённым признакам)Метод абстрагирования (изучение конкретного свойства явления без учёта его прочих характеристик)

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По данным нашего исследования также была установлена связь психологической сепарации с особенностями функционирования родительской семейной системы. Респонденты с оптимально-высоким уровнем достижения сепарации при неконфликтном стиле сепарации чаще встречаются в семьях с высокими показателями функционирования семейной системы (эффективное решение возникающих проблем, открытость в проявлении чувств, доверительное общение членов семьи, четкое распределение ролей и обязанностей). В семьях, в которых чаще наблюдаются трудности в продумывании разных путей решения проблем, закрытая, дисгармоничная коммуникация, сложности в проявлении чувств чаще встречаются юноши/девушки с не оптимально-высоким уровнем сепарации при конфликтом стиле сепарации.

Своевременная сепарация от родителей помогает человеку стать личностью, которая не только к себе требует уважительного отношения, но и ведет себя соответствующе по отношению к окружающим. Это позволяет избегать многих проблем и строить крепкую семью и карьеру.

Резюмируя взгляды различных авторов на эмоциональные процессы, сопровождающие психологическую сепарацию, можно сделать вывод о том, что эмоциональный компонент сепарации в полноценном варианте включает в себя следующие эмоциональные состояния: горевание по поводу отделения и окончания прежних отношений; преодоление сепарационной тревоги; переживание радости и интереса, обусловленных отделением; отсутствие чувства вины, гнева, недоверия и тревоги в отношениях с партнером по сепарации, а также независимость от его одобрения и/или поддержки; принятие нового статуса отношений и новых ролевых позиций; создание отношений с новым объектом привязанности, переживаемых как комфортные и безопасные, или трансформация прежних отношений привязанности в качественно новые.

В заключение стоит отметить, что эмоциональный компонент психологической сепарации включает богатую аффективную картину и поэтому требует дальнейшего изучения, в том числе эмпирического, для более глубокого понимания его роли в семейных отношениях, их устойчивости, а также влияния на субъективное благополучие жизни человека.

Такой взгляд на внутрипсихические события остается, конечно, гипотетическим – особенно в свете довербальной природы обсуждаемых феноменов. Тем не менее он кажется вполне соответствующим наблюдаемым клиническим данным, которые не гипотетичны, а описательны, в том, что касается потери уже достигнутой автономности функций и остановки дальнейшего развития. Такая фрагментация может произойти в любое время с конца первого и на протяжении второго года жизни.

Наши умножающиеся знания о задачах развития, с которыми сталкивается нормальный младенец и подросший ребенок во время фазы сепарации-индивидуации, о злоключениях и трудностях и временных регрессиях, наблюдаемых в поведении этих детей, обеспечили нас основой для формулирования теоретических рамок нашего понимания как доброкачественных кратковременных нарушений и невротических расстройств, так и редких случаев более тяжелых и длительных реакций, демонстрируемых психотичными детьми в раннем возрасте или позже.

В научной литературе не существует единой концепции и общего понимания явления психологической сепарации. Различные авторы описывают отдельные стороны данного феномена. Большинство описаний ограничиваются детским и подростковым возрастом и не раскрывают феноменологию психологического отделения во взрослом возрасте, лишь обозначая влияние специфики его протекания, а также детского опыта и типа сформировавшейся привязанности на последующие отношения человека с другими людьми.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОЙ ЗАВИСИМОСТИ И СЕПАРАЦИИ

1.1. Проблема определения понятия «межличностной зависимости» в психологии

На протяжении всей жизни люди общаются между собой и в процессе этого между двумя личностями могут образовываться отношения. По определению Е.П. Ильина «межличностные отношения» — это отношения, складывающиеся между отдельными людьми, которые часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека. Согласно его классификации, межличностные отношения можно разделить на:

1) официальные и неофициальные;

2) деловые и личные;

3) рациональные и эмоциональные;

4) субординационные и паритетные

Личные взаимоотношения отличаются от других, тем что в основе их лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу. Само слово «отношения» подчеркивают субъективно переживаемую связь.

Также, в психологии используют термин «взаимоотношения», тем самым подчеркивая, что это результат взаимного восприятия, познания, влияния. По словам К.А.Абульхановой-Славской, «некоторый идеальный продукт взаимных усилий».

Иногда происходит смешение терминов «отношения» и «взаимоотношения». В книге «Структура межличностных отношений» В.И. Паниотто указывает на то, что взаимоотношения это уже система отношений, где люди взаимосвязаны и представляют некую целостность. Проще говоря, термины «отношения» и «взаимоотношения» используют для отражения стадий и динамики отношений.

В общении, отношение проявляется в связи с отражением и взаимодействием человека с человеком. Первоначально, происходит этап восприятия и оценки потенциальных возможностей удовлетворения потребностей, например в установлении близких отношений, в позитивной оценке, в понимании, в сочувствии и т.д. В результате этого, личность формирует отношение, которое далее проявляется во взаимодействии с другими людьми.

Отношение также является процессом результата общения и взаимодействия. Оно состоит из когнитивных, эмоциональных и поведенческих компонентах, и на основе их сочетания определяется вид и тип отношений. Как процесс отношение проходит определенные этапы, такие как формирование, развитие, стабилизация или распад.

1.2. Понятие «межличностной зависимости»: виды, формы проявления

Согласно словарю С.И.Ожегова, зависимость трактуется как «Подчиненность другим, чужой воле, чужой власти при отсутствии самостоятельности, свободы». Однако, в широком смысле зависимость можно понимать, как устремление на кого-то или что-то для получения удовлетворения или адаптации. Человек изменяет своё психическое состояние посредством приёма психоактивных веществ (алкоголь, наркотики, сигареты, кофе и т.д.) или концентрируя внимание на предметах или определенных видах деятельности с целью ухода от реальности и поддержания интенсивных эмоций.

В то же время зависимость несет не только негативный аспект. Человек зависит от удовлетворения ряда потребностей, которые составляют основу его жизни и здоровья. К этому классу относят физиологические потребностей (в пище, еде, воздухе), а также потребности в принадлежности, любви, уважении. То есть, потребность в любви и общности с другими людьми является необходимым аспектом в жизни человека и составляет основу жизнедеятельности, его личностного и профессионального становления. Однако чрезмерные зависимости негативно влияют на человека.

В современной медицинской и психологической литературе помимо понятия «зависимость» в распространено понятие «аддикция». Термин «аддикция» имеет латинские корни и в буквальном смысле означает «приговоренность к рабству за долги». Этих людей называют «аддиктами», так как они находятся во власти своих пагубных пристрастий, и большинство разделяет представление об аддикции, как о попадание в рабскую зависимость.

Существует множество форм зависимостей, однако все их можно разделить на две формы: химические и нехимические. К химическим относят наркоманию, алкоголизм, табакокурение и токсикоманию. Зависимости, которые относят к нехимическим, по-другому еще их называют эмоциональные, так как побуждение к деятельности или общению становится витальным и полностью овладевают человеком. К ним относятся компьютерная зависимость, игровая зависимость, межличностная зависимость, любовная зависимость, трудоголизм, пищевая зависимость (переедание, голодание) и т.д.

Межличностная зависимость занимает особое место среди эмоциональных аддикций. Согласно определению О.П. Макушиной, межличностная зависимость – это зависимость с фиксацией на окружающих людях или конкретном человеке, в основе которого лежит сильная потребность в определенном лице с целью получения его поддержки и помощи и неспособность индивида к самостоятельному поведению.

Различные симптомы зависимой любви описаны у ряда зарубежных авторов: невротическая потребность в любви (К. Хорни), токсическая любовь (P. Mellody), любовь-зависимость (В. Сатир), любовь-мания (S. Peele, A. Brodsky), любовь-привязанность (P. Shaver, C. Hazan, D. Bradshaw), зависимые отношения в браке (Н. Г. Гаранян и А. Б. Холмогорова; О. Ф. Бондаренко и А. Е. Левенец).

В 1977 г. Гиршильдом и его коллегами была предложена модель межличностной зависимости, которая состоит из трех признаков: эмоциональная опора на других; неуверенность в себе; стремление к автономии. Межличностная зависимость складывается исходя из формулы, где складываются такие характеристики, как эмоциональная опора на других и неуверенность в себе, и вычитается характеристика стремление к автономии и независимости.

М3 = ЭО + Н – А.

В таком явлении, как межличностная зависимость, выделяют четыре компонента, которые и являются основой этой аддикции, а именно:

1. когнитивный – это представление личности о себе, как о слабой, неспособной и бессильной на фоне восприятия других сильными и влиятельными. У таких людей преобладает внешний локус контроля, что означает свойство личности приписывать результаты своей деятельности внешним факторам, по-другому это еще называют «экстернальностью». Таким образом, человек считает, что все происходящее с ним является следствием действием внешних сил, тогда он сам выступает в качестве пассивного наблюдателя.

2. мотивационный – выраженная потребность в поддержке и руководстве со стороны других людей. Также стоит отметить, что существует два типа зависимой мотивации.

3. эмоциональный – связанный с тенденцией испытывать тревогу или страх в ситуациях, требующих независимого поведения, особенно при наличии внешней оценки. Основные эмоции, которые руководят зависимой личностью – это страх и тревога, в следствии этого в близких отношениях они чувствуют себя неуверенно. При этом низкая способность к фрустрации делает их уязвимыми и подверженными постоянному стрессу.

4. поведенческий — проявляющийся в поисках помощи, одобрения, успокоения наряду с тенденцией уступать другим в межличностном взаимодействии.

Межличностная зависимость негативно влияет на личностное развитие человека. Это отражается в общении со сверстниками в детском возрасте, а в последствии сильная зависимость в подростковом периоде связана с низким уровнем самоуважения, неуверенностью в себе и повышенной тревожностью в социальном взаимодействии.

Любовная зависимость входит в класс аддикций отношений или по другому эротической аддикции, где фиксация происходит на другом человеке. Большинство исследователей выделяют три вида эротической аддикции – это любовная, сексуальная и аддикция избегания.

Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриевой описаны следующие характерные для любовных аддиктов проявления:

1. Аддикт большую часть времени уделяет навязчивым мыслям о человеке, которые приобретают доминирующий характер и являются сверхценной идеей.

2. Аддикт находится во власти переживания нереальных ожиданий от другого человека, без критики своего состояния.

3. Любовный аддикт настолько поглощен отношениями, что перестает думать о себе и своих потребностях.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы