Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Связь доверия себе и психологическое благополучие

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Сущность понятий «психологическое благополучие» и «доверие к себе» 5
1.1. Психологическое благополучие как многогранное понятие 5
1.2. Доверие и его виды 11
2. Исследование взаимосвязи психологического благополучия и доверия к себе 17
2.1. Методы и организация исследования 17
2.2. Результаты исследования 19
Заключение 22
Список литературы 24

  

Введение:

 

Актуальность темы. Психологическое благополучие – это состояние комфорта, счастья и гармонии человека со внешним миром, другими людьми, с самим собой. От того насколько благополучен будет человек психологически зависит успешность его деятельности, характер взаимодействия с окружающими людьми, явлениями, зависит качество жизни человека. Среди источников психологического благополучия особо выделяются личностные ресурсы, представляющие собой прижизненно формирующиеся индивидуально-психологические особенности. К числу таких особенностей относятся черты, ценности, установки и т.д. Одной из наиболее важных и в то же время сложных установок является вера в себя. Необходимость изучения связи веры в себя и психологического благополучия обусловлена необходимостью открытия новых возможностей и резервов повышения психологического благополучия личности.
Проблема заключается в том, что, не смотря на важность психологического благополучия человека как для него самого, так и для общества, научных исследований, посвящённых факторам психологического благополучия, особенно вере в себя, не достаточно.
Объект исследования – психологическая благополучность личности.
Предмет исследования – вера в себя, как фактор повышения психологической благополучности.
Гипотеза – между психологическим благополучием и верой в себя существует взаимосвязь, т.е. чем сильнее человек верит в себя, тем он более благополучен.
Цель исследования: теоретически и эмпирически доказать наличие взаимосвязи между психологическим благополучием и верой в себя.
Задачи исследования:
 Изучить понятие психологического благополучия и его компоненты;
 Рассмотреть сущность веры в себя, изучить причины неуверенности в себе;
 Провести исследование по определению уровня психологического благополучия и веры в себя;
 Провести корреляционный анализ взаимосвязи психологического благополучия и веры в себя;
 Сделать выводы.
При решении поставленных задач применялись следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, сравнение и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: анкетирование.
3. Методы количественного анализа: регистрация, подсчет средне — групповых результатов.
4. Методы наглядного представления результатов: таблицы, диаграммы.
5. Методы статистической обработки данных: корреляционный анализ.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проблема взаимосвязи психологического благополучия с верой в себя в современной литературе отражена не достаточно полно. Это позволило нам провести тщательный анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме и сделать следующие выводы. Психологическое благополучие связано с верой в себя.
Благополучие – это позитивное эмоциональное состояние удовлетворенности собой, своей жизнью, окружающим миром и своим местом в нем.
Благополучие человека зависит от большого количества факторов, как внешних (политических, экономических, социальных), так и внутренних (принятие себя, согласованность реальной жизни с внутренними представлениями).
Существует несколько подходов к оценке психологического благополучия: субъективный и объективный. Согласно субъективному подходу психологическое благополучие представляет собой внутреннее ощущение человека, представление человека о его благополучии, счастье, удовлетворённости. То есть внешне человек может не попадать под категорию благополучных людей (низкий доход, отсутствие друзей), однако внутренне ощущать себя благополучным человеком. Уровень благополучия в этом случае зависит, прежде всего, от развитости человека и уровня его притязаний.
Согласно объективному подходу психологическое благополучие представляет собой степень раскрытия потенциала человека в различных областях (в профессиональной сфере, во взаимоотношениях с другими людьми, в личностном развитии). Такое благополучие может быть измерено и оценено со стороны.
Одним из факторов благополучия является доверие к себе. Доверять себе значит быть уверенным в своих силах, способностях, ожидать от себя правильной реакции и правильного поведения в сложных ситуациях, быть ответственным за свою жизнь.
Нами была выдвинута гипотеза о том, что существует прямая взаимосвязь между психологическим благополучием и верой в себя.
В эмпирическом исследовании приняли участие 8 девушек в возрасте от 19 до 21 года. Измерение уровня психологического благополучия проводилось с помощью «Шкалы психологического благополучия Варвик-Эдинбург», разработанной R. Tennant и коллегами. Исследования уровня доверия к себе было проведено с помощью «Методики изучения доверия к себе» Н.Б. Астанина. Наличие взаимосвязи между уровнем психологического благополучия и уровнем веры в себя определялось с помощью корреляционного анализа.
В результате исследования было выявлено, что большинство девушек имеют высокий уровень психологического благополучия (62,5 %). Средний уровень благополучия имеют 25 % испытуемых, низкий – 12,5 %.
Уровень доверия к себе у большинства испытуемых (50 %) оказался низким. Средний уровень доверия к себе был выявлен у 37,5 % испытуемых, высокий – у 12,5 %.
Корреляционный анализ выявил прямую среднюю взаимосвязь между показателями психологического благополучия и доверием к себе (0,657). Таким образом воздействуя и повышая доверие к себе можно улучшить психологическое благополучие человека.
Поставленные цель и задачи достигнуты, гипотеза подтверждена.

   

Фрагмент текста работы:

 

1. Сущность понятий «психологическое благополучие» и «доверие к себе»
1.1. Психологическое благополучие как многогранное понятие

Понятие психологического благополучия является очень сложным и многогранным. Это понятие в литературе часто используется как синоним понятий «благополучие», «субъективное благополучие», «удовлетворённость жизнью», «счастье».
Само слово «благополучие» в русском языке означает спокойное течение жизни, без неудач и потрясений, достижение всех благ (благоденствие, благосостояние, достаток, довольство, удача, преуспевание, процветание, состоятельность) [1, с. 58].
Благополучие – это позитивное эмоциональное состояние удовлетворенности собой, своей жизнью, окружающим миром и своим местом в нем [17, с. 116].
Благополучие человека зависит от большого количества факторов, как внешних, так и внутренних.
К внешним факторам благополучия относятся:
1. Материальное благополучие (наличие необходимого количества денег, наличие жилья, машины, вещей);
2. Физическое благополучие (отсутствие болезней, здоровье тела, бодрость, активность);
3. Наличие большого количества друзей;
4. Наличие семьи [9, с. 137].
Эти показатели благополучия проще всего увидеть и измерить. В масштабах страны благополучие измеряется по таким экономическим показателям, как ВВП на душу населения, доля бедных и малоимущих, уровень безработицы, минимальный прожиточный уровень, размер минимальной оплаты труда и т. д. То есть основным фактором благополучия выступает обеспеченность человека материальными ресурсами [8, с. 55].
С такой трактовкой благополучия рознятся данные проекта «Евразийский мониторинг». Суть этого проекта в том, что социологи постоянно проводят опросы населения и выясняют, насколько люди чувствуют себя благополучными. Оказалось, что внутреннее благополучие человека не связано с экономикой страны, уровнем жизни населения. То есть в ряде беднейших стран жители оказались более благополучны по их собственному мнению, чем жители богатых стран. В результате социологи пришли к выводу, что жители беднейших стран сравнивают свое благополучие с себе подобными, т.е. с такими же бедными. И поэтому они не чувствуют себя бедными.
Мониторинг мнений россиян по вопросу их благополучия показал, что большинство жителей чувствуют себя неблагополучными. Дело в том, что россияне чаще сравнивают своё благополучие с богатыми и успешными людьми [22, с. 118].
В основном выделяют следующие основные факторы благополучия:
 фактор удовлетворенности жизнью (насколько мне нравится моя жизнь, люблю ли я жизнь);
 самооценка (горжусь ли я собой, ценю ли себя и свои способности);
 психофизиологические факторы (острота внимания, скорость мышления, способность понимания и оценивания);
 высокая оценка человеком себя, своей жизни (ценность себя как личности, ценность своей жизни);
 преобладание положительных эмоций (оптимизм, радость, увлечённость, интерес);
 самопринятие (любовь себя, принятие и понимание своих мыслей, чувств, поступков);
 наличие цели в жизни (целеустремлённость, понимание или поиск смысла жизни);
 позитивное отношении с окружающими (принятие и понимание людей, желание общаться, стремление к общению и коммуникации);
 доверие к себе (уверенность в собственных силах, уважение своих потребностей);
 личностный рост (саморазвитие, изменение себя) [1, с. 63].
Таким образом, показатель благополучия является сугубо субъективным, т.к. он зависит не от жизни человека, а от представлений о своей жизни.
На самом деле каждый человек абсолютно индивидуально и субъективно определяет факторы благополучия. То есть для одного человека является важным один фактор, а для другого другой. Кроме того, большинство факторов не поддаются количественной оценки. Их оценка происходит качественно, а значит субъективно. В результате таких рассуждений появился субъективных подход к понятию благополучия, а его сторонники стали заменять термин «психологическое благополучие» термином «субъективное благополучие» [3, с. 105].
В структуре субъективного благополучия необходимо и целесообразно выделить когнитивный (рефлексивный) аспект и эмоциональный. Когнитивный аспект рассматривается через представление личности о собственной благополучности через сформированность целостной картины мира, а эмоциональный – через удовлетворенность субъекта собственной жизнью, превалирующий эмоциональный тон основных переживаний.
Благополучие зависит от наличия ясных целей, успешности реализации планов деятельности и поведения, наличия ресурсов и условий для достижения целей. Неблагополучие появляется во фрустрации человека, однообразии его поведения [20, с. 98].
Рефлексия жизненной ситуации и собственных возможностей, а также самоотношение, самосознание приводят к изменению индекса субъективного благополучия. Несомненно, субъективное благополучие значительно расходится у лиц с разным уровнем притязаний и разной самооценкой. Очевидно, чем выше уровень притязаний и меньше возможностей их реализации, тем ниже индекс субъективного благополучия, и напротив, чем больше возможностей или чем ниже притязания, тем выше благополучие. Исходя из этого определения следует, что для того чтобы стать благополучным необходимо либо расширить свои возможности, либо снизить притязания [17, с. 130].
Состояние «благополучия» как и состояние «счастья» не может длиться вечно, это состояние преходящее, так как, к сожалению, испытывать его постоянно крайне затруднительно в силу объективных и субъективных причин.
Люди, имеющие разный уровень благополучия совершенно по-разному относятся ко многим процессам и явлениям. Отношение к миру и людям на разном уровне благополучия представлены в таблице 1.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы