Курсовая с практикой на тему Связь чтения и анализа «гатчинского» текста в повести А. И. Куприна «Купол Св. Исаакия Далматского».
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Реалистичность «гатчинского» текста 4
1.1. Уникальность слова А.И. Куприна. 4
1.2Тема революции. 5
1.3.Изображение армеско-офицерского мира 7
Глава 2. Еврейская тема в творчестве Куприна 9
2.1. С симпатией о евреях 9
Глава 3 Конспект урока «Жизнь и творчество А.И.Куприна 12
Заключение 22
Список литературы. 25
Введение:
Родился Александр Куприн 7 сентября 1870 года в небольшом уездном городке Наровчате близ Пензы, и стал шестым ребенком в семье Ивана Куприна – потомственного дворянина, мелкого чиновника и Любовь Кулунчаковой, принадлежавшей к обедневшему татарскому княжескому роду. Трое детей умерли, не прожив и двух лет. Когда Сашеньке исполнился год, от эпидемии чумы умер отец семейства, и Любовь Алексеевна осталась без средств к существованию с тремя детьми. В 1874-м женщина приняла решение уехать в Москву. Там ей удалось пристроить двух дочерей в казенные пансионаты, а сама с сыном поселилась во Вдовьем доме, куда наконец-то выхлопотала себе место. В шестилетнем возрасте мальчик начал обучение в московском Разумовском пансионе, считавшемся сиротским интернатом. Спустя четыре года Саша продолжил образование во Втором Московском кадетском корпусе, окончив который стал курсантом Александровского военного училища. Из его стен Куприн вышел подпоручиком, и на протяжении четырех лет нес службу в Днепровском пехотном полку.
Купринские Гатчинские места…Это знаменитый дом-музей П.Е. Щербакова, это усадьба Куприных на улице Достоевского, парки и заповедные уголки Старой Гатчины.
Первый раз писатель женился на молоденькой девушке Марии Давыдовой, отец которой – Карл Давыдов, был известным виолончелистом. Супруги прожили в браке 5 лет, стали родителями дочери Лидии. К сожалению, ее жизнь оборвалась в 21 год, ее не стало спустя некоторое время после рождения сына, внука Куприна. Вторую жену – Елизавету Гейнрих, Куприн повел под венец в 1909-м, хотя они до этого уже жили два года в гражданском браке. Елизавета родила писателю двух дочерей – Ксению и Зинаиду. Ксения прославилась как модель и актриса, а Зинаида умерла совсем маленькой, в возрасте трех лет, от тяжелого воспаления легких. Личная жизнь писателя сложилась хорошо, он был счастлив в кругу семьи. Жена Елизавета умерла в 1942 году, через четыре года после того, как не стало самого писателя. Она не смогла вынести все тяжести жизни в блокадном Ленинграде, бомбежки и постоянное чувство голода вынудило женщину покончить с собой. Единственный прямой потомок писателя – Алексей Егоров умер от ран в Великую Отечественную войну. Таким образом, род Куприных прервался.
Когда Куприн решил вернуться домой, он уже не мог похвастаться богатырским здоровьем. Оно было подорвано алкоголем, к тому же у писателя начало сильно падать зрение. Александр Иванович жил с надеждой, что на родине дела у него поправятся, что он сможет подлечиться и вернуться к полноценной жизни, однако чуда не произошло. Через год после возвращения писатель посетил военный парад на Красной площади, после которого слег с воспалением легких. Помимо этого доктора диагностировали у него рак пищевода. Сердце Куприна перестало биться 25 августа 1938 года. Местом его упокоения стало Волковское кладбище, там, на Литераторских подмостках, рядом с Иваном Тургеневым, он нашел свой вечный покой.
Итак, работ, посвященных как сопоставлению раннего периода творчества Куприна с эмигрантским периодом, так и изучению эволюции темы любви в творчестве писателя, на сегодняшний день крайне мало, в чем и состоит актуальность нашего исследования.
Объектом данного исследования выступают повесть А.И. Куприна повести А. И. Куприна «Купол Св. Исаакия Далматского».
Предметом исследования является «гатчинский» в повести А. И. Куприна «Купол Св. Исаакия Далматского».
Для того чтобы обозначенная цель была достигнута, необходимо было решить следующие задачи:
1. Выявить нравственно – философские взгляды А.И. Куприна на любовь.
2. Проследить развитие основные события осени 1919 года: его жизни в Гатчине и наступлению Северо-Западной армии на Петроград.
3. Проанализировать образы главных героев в рассматриваемых произведениях писателя и средства их создания.
В ходе работы использовались следующие методы исследования: метод анализа; сравнительно – типологический метод; биографический метод.
Глава 1. Реалистичность «гатчинского» текста
Заключение:
А.И. Куприн является один из самых лучших и талантливых писателей в русской литературе. В его произведениях привлекает последовательный и одновременно ненавязчивый гуманизм, участливое, доверительное отношение к человеку, он также полнокровный реалист, без устали воспевавший красоту человеческий чувств, великолепие природы, счастье бытия; наблюдательнейший художник, подмечающий все мелочи, паутинки быта; певец чистой возвышенной любви.
Изучив литературу по проблеме исследования и проанализировав образные средства, функционирующие в произведениях А.И. Куприна, мы можем сделать вывод о том, что данный аспект важен для писателя. Значительное количество тропов, то есть слов и выражений, употребленных в переносном значении, А.И. Куприн использует для описания природы, а также при создании портретных характеристик героев. Выразительные средства в тексте художественного произведения позволяют транслировать читателю идейный замысел писателя, а также репрезентируют богатство русского языка. Использование таких средств в речи – это признак настоящего писателя, его умения ярко и точно выражать свои мысли.
Большинство работ по истории развития литературных языков опираются на изучение индивидуального языка писателя. Изучение языка известных авторов помогает увидеть не только своеобразие их манеры письма, но и раскрыть некоторые изменения литературной нормы. Таким образом, изучение индивидуально-авторского стиля писателя рассматривается с точки зрения стилистики языка и стилистики речи.
Острый обличитель всего темного и отжившего и одновременно певец красоты, художник духовно здоровый, горячо любящий и оберегающий чистоту, энергию и блеск русского слова, он обогатил отечественную прозу, внес в нее свои — купринские — темы и мотивы, способствовал усилению в ней элемента динамического, остросюжетного, элемента красочной занимательности.
Герои Куприна не отличаются конъюнктурной подстройкой под социальные требования эпохи. Писатель убежден, что духовные ценности, которые должен разделять человек, имеют вневременный исторический характер, и потому на них мало влияет время и социально экономические условия определенной исторической эпохи. Использование библейской темы имеет у Куприна свои особенности. Для его прозы не характерны прямые отсылки к тексту Священного писания. Божественное начало не наделяется у Куприна зримыми библейскими образами, но органично входит в миропонимание его героев и составляет сущность их человеческой натуры. Духовно-нравственные принципы, составляющие дух и сущность христианства как учения, объясняющего со своих позиций законы бытия и человеческого общежития, находят у А. Куприна художественное воссоздание и авторскую интерпретацию.
Допустимо ли коллективное творчество в литературе? Существует ли в коллективном творчестве свой «архитектор»? Именно эти вопросы возникают при чтении русского писателя А. И. Куприна.
Раскрывая проблему коллективного творчества в литературе, автор даёт оценку французскому писателю и драматургу Александру Дюма. Он отвергает расхожее мнение о том, что все романы написаны подёнщиками от литературы, которых нанимал Дюма, а сам только подписывал чужие произведения.
Куприн убеждает своих читателей в том, что это не правда, так как, хотя у Дюма и были помощники, но главным архитектором выстроенного литературного здания был именно он. Вспоминает автор и Чарльза Диккенса, которого называет «самым христианским из писателей».
Все произведения Куприна написаны мощно, со страстью – у него нет ни одной равнодушной страницы. Я остановлюсь лишь на тех, которые представляются мне наиболее интересными. В 1896 году было опубликовано первое крупное произведение – повесть «Молох». Это единственное обращение писателя к «производственной» тематике. Как известно, Молох – это древнее языческое божество, которое требовало человеческих жертвоприношений. В повести Куприна Молох – это сталелитейный завод, который тоже требует человеческих жертв и сполна получает их. Советские критики упрекали писателя в том, что он недостаточно рельефно показал все язвы капитализма и сосредоточился не на социальных, а на психологических проблемах. Через два года появилось следующее крупное произведение – повесть «Олеся», о которой я расскажу чуть ниже.
Фрагмент текста работы:
1.1. Уникальность слова А.И. Куприна.
Уникальное произведение, в котором русский классик Александр Куприн — главный герой, действующий под своим настоящим именем. Для биографов Куприна это бесценный текст. Он искренний, живой, позволяющий понять, что толкнуло страстно любившего Россию писателя на эмиграцию.
И в документальной прозе, и в публицистике Куприн оставался художником слова. Купол Исаакиевского собора ( см. заглавие повести) — замечательный символ потерянной страны. На подступах к Петрограду белые его уже видели… Почему же наступление армии Юденича захлебнулось? Почему вообще закончилось крахом белое движение? Увы, Куприн не находит для этого объективных причин. Белые у него в абсолютном большинстве — рыцари в сияющих доспехах, красные — либо обманутые пропагандой, либо упертые фанатики. Вам близка такая позиция? Не смею спорить. Но мне почему- то вспоминается фраза из культового сериала «17 мгновений весны» : « Фанатики могут победить, на первых порах, но они никогда не удержат победы…
В начале повести Куприн вспоминает о жизни обывателей в Гатчине в 1919 году при большевиках. В это полуголодное время Куприн занимался собственным огородом, с которого осенью получил обильный урожай. Улицы днём были пусты, «точно всеобщий мор пронёсся по городу». Большинство жителей мечтали о приходе Белой Армии, однако не знали о положении дел на фронтах. Наконец, в октябре усилилась артиллерийская стрельба за городом, затем через город стали проходить красноармейские отряды.
В середине октября в город вступил Талабский полк Северо-Западной армии. Наступление белогвардейцев «гальванизировало человеческие полутрупы в Петербурге, во всех его пригородках и дачных посёлках», «пробудившиеся сердца загорелись сладкими надеждами и радостными упованиями». На многих домах появились бело-сине-красные флаги, хотя при большевиках было запрещено хранить этот флаг дома. Коммунисты, не покинувшие город, были расстреляны, применять же насилие к мирным жителям было строжайше запрещено. Куприн пришёл в комендатуру, чтобы сдать свой револьвер, и предложил свои услуги по подготовке прифронтовой газеты. Ему поручили заниматься регистрацией пленных и добровольцев, однако затем на совещании в штабе при участии П. Н. Краснова было решено издавать фронтовую газету «Приневский край», и первый выпуск Куприн как главный редактор подготовил на следующий же день.
Ряд глав Куприн посвящает военачальникам и солдатам Северо-Западной армии и обстановке на фронте. Многие красноармейские отряды переходили на сторону белогвардейцев, мирные жители также оказывали армии поддержку. Было решено, что армия будет наступать на Петроград, хотя этот шаг мог оказаться рискованным. Из-за преступного нарушения приказа генералом Ветренко наступление оказалось неудачным, хотя отряды белогвардейцев подошли к Петербургу так близко, что можно было разглядеть сияющий на солнце купол Исаакиевского собора. Обещанная помощь от англичан не была оказана, в результате армия Юденича была вынуждена отступить. Талабский полк покинул Гатчину последним, с ним вместе через Нарву покидало Россию огромное количество беженцев (с этого времени началась эмиграция и самого Куприна и его семьи). Повесть заканчивается словами:
Произведений А. И. Куприна в различных жанровых формах (романы, повести, рассказы, очерки, статьи, рецензии, заметки, стихи) насчитывается более 900. Не все творения классика вошли в его собрание сочинений. В последний 10-томник (М.: Воскресенье, 2007), опрометчиво названный Полным собранием сочинений, не вошло более 200 текстов.
В повести Александра Куприна «Купол св. Исаакия Далматского» был такой эпизод:
В мае 1914 года, в Гатчине на Варшавском пути, чья-то злая рука подожгла огромный поезд, груженный артиллерийскими снарядами. Всего взорвалось последовательно тринадцать вагонов. Но так как снаряды рвались не сразу вагонами, а часто-часто, один за другим, то эта музыка продолжалась с трех часов утра до семи. До нас долетала шрапнельная начинка и развороченные шрапнелью стаканы, уже на «излете». Опасности от них большой не было.
Нужно было только не высовываться из дома.
На наших глазах один стакан (а в нем фунтов восемь, десять) пробил насквозь железный тамбур над сенями, другой сшиб трубу с прачечной, третий снес с замечательной ловкостью верхушку старой березы. Шрапнельная дробь все время, как град, стучала по крыше. Мы потом насобирали полное лукошко этих веских свинцовых шариков величиною с вишню.
Наш дом тогда очень мало пострадал. Гораздо больше досталось художнику М., дом которого стоял у самого пути, шагах в пятидесяти от рельсов. Снаряды пробивали насквозь марсельскую черепицу и падали на чердак. Художник потом насчитал 80 пробоин. Человеческая жертва была одна: убило стаканом какую-то старушку на Люцевской улице.
Но у нас была забота посерьезнее материального ущерба. В то время в нашем доме помещался маленький лазарет, всего на десять раненых солдат. <...>