Курсовая с практикой на тему Своеобразие метафоры в лирике Н. Заболоцкого
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Проблемы изучения метафоры Н.Заболоцкого. 5
1.1 Понятие «метафора» в литературоведении. 5
1.2 Основные аспекты изучения лирики Н. Заболоцкого в
научной литературе 10
Глава 2. Анализ метафор в лирике Н. Заболоцкого. 19
2.1 Метафорические образы в лирике Н. Заболоцкого. 19
2.2 Природные метафоры в лирике Н. Заболоцкого. 24
Заключение. 31
Список литературы.. 34
Введение:
Актуальность темы. Творчество Н.А. Заболоцкого (1903-1958) привлекает
внимание многих исследователей. Его поэзию отличает новаторство, особое видение
действительности, авангардизм. Творчество Н. Заболоцкого рассматривается с
разных точек зрения: исследователями отмечается оригинальность его поэтического
языка (Грехнева И.В.,
Кекова С.В.), в том числе оригинальность метафор,
сложность модели мира поэта (Лотман Ю.М., Пчелинцева К.Ф.), мифологическая и философская основа произведений поэта (Казакова
И.Б. и др.).
Метафоры можно назвать
одним из основных стилистических приемов Заболоцкого (Грехнева И.В.).
Художественное творчество Заболоцкого до сих пор вызывает разные оценки у
ученых, и изучение метафор в его лирике позволяет лучше понять особенности его
творчества. Это и определяет актуальность исследования.
Н. Заболоцкий жил в
сложное время. С одной стороны, 1920-е годы, когда он начинал писать, стали
временем смелых и новаторских экспериментов с поэтическим языком. Кроме того, в
самом начале ХХ века в России появилось сразу несколько десятков талантливых
поэтов, что дало возможность литературоведам назвать этот период «Серебряным
веком русской поэзии». Подобная творческая атмосфера, без сомнения, помогла
формированию поэтического языка Н. Заболоцкого. Но, с другой стороны, Заболоцкий
и его поколение пережили сложнейшие годы войны. Н. Заболоцкому приходилось бороться и с другими неблагоприятными
обстоятельствами. Несмотря ни на что, он не переставал писать до конца своей
жизни, создав множество талантливых произведений.
Объектом работы является лирика Н. Заболоцкого.
Предметом работы является метафора в лирике Н. Заболоцкого.
Цель работы
заключается в том, чтобы сделать выводы о смысле лирики Н.А. Заболоцкого через
анализ своеобразия его метафоры.
Задачи:
1) рассмотреть понятие
«метафора» в
литературоведении;
2) рассмотреть основные аспекты изучения лирики Н.
Заболоцкого в научной литературе;
3) изучить метафорические
образы в лирике Н. Заболоцкого;
4) проанализировать природные
метафоры в лирике Н. Заболоцкого.
Методы исследования: анализ и интерпретация художественного текста, биографический метод, сравнительно-типологический
метод.
Методологическая основа работы. Работа основывается на исследованиях метафоры (А.Д.
Арутюнова, В.П. Москвин, В. Н. Телия и другие
исследователи), а также на работах ученых, исследовавших лирику Н.А.
Заболоцкого (А.В. Бутова, Д.В. Подгорнова, Н.Н. Заболоцкий, К.А. Золотарева,
И.Б. Казакова, С.В. Кекова, Ю.М. Лотман, К.Ф. Пчелинцева и др.).
Практическая значимость состоит в том, что его результаты могут быть использованы
при изучении лирики Н.А. Заболоцкого в школьном и вузовском курсе литературы.
Структура исследования. Работа включает в
себя введение, две главы, заключение, список литературы.
Заключение:
Исследование метафор в
творчестве Н. Заболоцкого позволяет сделать ряд выводов.
Метафора
– это употребление слова в переносном значении; она представляет собой
сравнение, члены которого настолько слились, что первый член (то, что
сравнивалось) вытеснен и полностью замещен вторым (то, с чем сравнивалось).
Метафоры распространены в речи, их можно найти в текстах любого типа. Но для
поэтического языка метафоры особенно свойственны. Именно метафорический язык
позволяет поэту полностью раскрыть тему своего произведения и выразить свои
идеи, которые часто сложно выразить как-то иначе.
Обратной
стороной использования метафор становится невозможность однозначно понять смысл
поэтического текста. Чем сложнее идеи поэта, тем непривычнее и сложнее
используемые им метафоры.
Художественный
мир Н. Заболоцкого давно привлекает внимание филологов. Но, несмотря на долгую
историю изучения его поэтического творчества, до сих пор не сложилось полного
представления о Заболоцком. Это не является удивительным, ведь сложно отыскать
столь же своеобразного поэта. Однако есть ряд подходов к поэзии Заболоцкого,
которые разделяют практически все исследователи творчества поэта. Прежде всего,
общепризнан тот факт, что в творчества Заболоцкого можно выделить ряд этапов.
Исследователи выделяют от двух до четырех этапов его творчества. В целом, можно
отметить, что для раннего Заболоцкого характерно новаторство, поиск нового
языка. Он был участником объединения ОБЭРИУ, движения, связанного с
авангардизмом. Стихи этого периода отличает особая манера, своя логика,
оригинальные образы.
Поэзия «позднего» Заболоцкого
приобретает другие черты. Со временем творчество поэта приближается по форме к
классической
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Проблемы изучения метафоры Н.Заболоцкого
1.1 Понятие «метафора» в
литературоведении
Метафора,
согласно словарному определению, представляет собой вид тропа. Это «переносное
знание слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому;
скрытое сравнение, построенное на сходстве или контрасте явлений, в котором
слова «как», «как будто», «словно» отсутствуют, но подразумеваются» [30].
Разновидностями
метафоры являются:
1)
Олицетворение – уподобление неодушевленного, например, природного объекта, живому
существу:
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна (А.С. Пушкин).
2)
Овеществление – уподобление одушевленного объекта предмету:
Гвозди б делать из этих людей
Крепче б не было в мире гвоздей (Н.С. Тихонов).
Согласно
«Литературной энциклопедии», метафора – это «употребление слова в переносном
значении; словосочетание, характеризующее данное явление путем перенесения на
него признаков, присущих другому явлению (в силу того или иного сходства
сближаемых явлений). Своеобразие метафоры как вида тропа в том, что она
представляет собой сравнение, члены которого настолько слились, что первый член
(то, что сравнивалось) вытеснен и полностью замещен вторым (то, с чем
сравнивалось)» [18].
Большинство
других определений тоже раскрывают метафору как троп, основанный на переносе.
Так, А.А. Реформатский рассматривает метафору в качестве «переноса
наименований, основанного на сходстве вещей по цвету, форме, характеру движений»
[29, с. 77].
Принцип
создания метафоры на основе сходства, аналогии признает также и О.С. Ахманова.
Однако она трактует метафору как «употребление слов и выражений в переносном
смысле на базе сходства, аналогии» [2, с. 231].
В
ряде теорий метафоры и сравнения принцип сходства, или аналогии, является
основополагающим. Вместе с тем многие современные лингвисты солидарны в том,
что метафора и сравнение, являясь близкими явлениями, основанными на сходстве,
все же имеют различия. Так, Н.Д. Арутюнова отмечает, что «преобразование сравнения в метафору влечет
за собой не только формальное, но и смысловое изменение.
Если сравнение может отмечать любое – постоянное или преходящее
– сходство, то метафора, как правило, выражает устойчивое подобие» [1, с.
140].
Как
и всякий троп, метафора основывается на важном свойстве многих слов: кроме
своего основного значения, слова могут иметь индивидуальные качества и системы
ассоциаций. Метафоризация лексической единицы свидетельствует, что номинативная
система языка имеет двухуровневое строение: уровень прямых наименований, или
номинаций, и уровень переносных наименований/ номинаций. Так, «зима» обозначает
не только время года. Это также сложный период времени, связанный с такими
ассоциациями, как отсутствие тепла, низкие температуры и т.д.
Под
«номинацией» понимается образование языковых единиц с номинативной функцией.
Это значит, что номинации служат для называния и вычленения фрагментов
действительности и формирования соответствующих понятий о них в форме слов,
сочетаний слов, фразеологизмов и предложений. Этот термин служит также для
обозначения результата процесса номинации [31, с. 48].
Выделяют
первичную и вторичную номинацию. Такие авторы как Н.Д. Арутюнова, В.Н. Телия и
др. под первичной номинацией понимают изначально языковое означивание или
начальную номинацию, осознаваемую в языке как непроизводную. Вторичная
номинация определяется этими авторами как «производная, сформировавшаяся за
счет переосмысления готовых языковых единиц, выступающих во вторичной для них
функции» [1, с. 60].
Есть
два вида вторичной номинации:
1)
прямая вторичная номинация, где образование наименований происходит путем
прямого отражения особенностей предметов или явлений;
2)
косвенная вторичная номинация, где образование наименований осуществляется
путем ассоциативно-семантического отражения признаков и особенностей предмета.
Е.С.
Ревенко и М.Н. Шевченко М.Н. считают, что «метафора отбирает, выделяет,
организует определенные характеристики субъекта и ослабляет или устраняет
другие. Именно такие мыслительные операции приводят к сдвигам в значении слов,
принадлежащих к той же системе, что и метафорическое выражение. Некоторые из
этих сдвигов могут быть метафорическими переносами» [28, с. 110]
В.Н.
Телия указывает, что метафора «по существу является моделью, выполняющей в
языке ту же функцию, что и словообразовательная модель, однако более скрыто и
нестандартно» [31]. При помощи метафоризации можно дать определение объектам
материального и нематериального мира.
Метафора
широко используется в речи. Ее особенность в том, что она используется
практически везде. Но, конечно, особую роль метафора играет в художественном
творчестве.
Вряд
ли можно создать художественное произведение, не прибегая к помощи метафор. В
литературе и поэзии использование метафор носит целенаправленный и
преднамеренный характер. Метафора – один из очевидных стилистических приемов,
определяющих язык как поэтический. Поэзия, в целом, – это тип литературы, основанный на
взаимодействии слов и ритма. В ней часто используются рифма и размер («размер»
– это набор правил, регулирующих количество и расположение слогов в каждой
строке).
Когда-то поэзия писалась по довольно строгим
правилам размера и рифмы, и в каждой культуре были свои правила. Хотя
классические формы все еще широко используются сегодня, современные поэты часто
полностью отказываются от правил стихосложения – их стихи, в некоторых случаях,
не соответствуют какому-либо определенному размеру