Курсовая с практикой на тему Свободные экономические зоны в России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Характерные признаки особых (свободных) экономических
зон и их роль в экономике. 5
1.1. Понятие и сущность особых (свободных) экономических
зон и территорий приоритетного развития. 5
1.2. Цели создания ОЭЗ. 10
1.3. Опыт функционирования особых экономических зон в
странах ЕС.. 13
2. Анализ функционирования особых экономических зон в
России. 20
2.1. Правовое регулирование особых экономических зон в
России. 20
2.2. Особые экономические зоны как инструмент развития
экономики России 25
2.3. Проблемы и перспективы ОЭЗ в РФ.. 32
Заключение. 37
Список использованной литературы.. 40
Введение:
Актуальность работы. Одним из направлений стимулирования развития
производства, валютных поступлений, улучшения платежного баланса и получения
доступа к новым технологиям является образование особых (свободных)
экономических зон с особым юридическим и таможенным статусом, которые создают
благоприятные условия для привлечения капитала.
Богатый опыт функционирования особых экономических зон (ОЭЗ), накопленный
к настоящему времени в мире, свидетельствует о том, что механизм этих зон
(независимо от того, как они называются в той или иной стране – особые,
специальные, свободные и т. п.) является одним из наиболее эффективных инструментов
для инновационного развития государства и реализации инвестиционной и бюджетной
политики.
Сложность этой проблемы заключается в том, что свободные экономические
зоны должны вписываться в национальную экономическую систему и, в то же время
быть привлекательными для иностранных инвесторов. Свободные экономические зоны
уже достаточно длительный промежуток времени является эффективным инструментом
экономического развития страны.
Целью работы является изучение развития и формирования свободных
экономических зон и анализ их деятельности как инструмента государственного
регулирования экономики.
Согласно поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
· Раскрыть понятие и сущность особых (свободных)
экономических зон и территорий приоритетного развития.
· Выявить цели создания ОЭЗ.
· Изучить опыт функционирования особых
экономических зон в странах ЕС.
· Проанализировать правовое регулирование особых
экономических зон в России.
· Охарактеризовать особые экономические зоны как
инструмент развития экономики России.
· Выявить проблемы и перспективы ОЭЗ в РФ.
Объектом исследования работы являются особые экономические зоны.
Предметом работы являются характерные признаки, сущность и особенности
функционирования ОЭЗ за рубежом и в России.
Теоретической основой работы послужили отечественные исследователи и
ученые, которые посвятили свои исследования проблемам становления и
функционирования ОЭЗ. К их числу можно отнести работы в области экономики и
юриспруденции таких ученых как: Бобкова Т.С., Воловик Н.П., Кожевникова С.А.,
Кучинская А.В., Липски С.А., Морковкин Д.Е., Попов В.Р., Смирнов Н.А., Тарасова
Ю.А., Филатова Ю.М., Чепинога О.А. и многие другие.
Что касается нормативно-правовой
базы, то вопрос создания и функционирования ОЭЗ посвященные такие
законодательные акты как Федеральный закон "Об особых экономических зонах
в Российской Федерации"; Федеральный закон "Об Особой экономической
зоне в Магаданской области" и т.д., а также ряд подзаконных актов:
Постановление Правительства РФ "О порядке оценки эффективности функционирования
особых экономических зон"; Постановление Правительства РФ "Об
утверждении критериев создания особой экономической зоны"; Постановление
Правительства «Об утверждении критериев создания особой экономической зоны».
При написании работы
использовались методы систематизации и обобщения.
Заключение:
Подводя итоги изложенного в работе, можно резюмировать что:
1. Внедрение и использование особых (свободных) экономических зон и
территорий приоритетного развития является очень успешной наработкой в системе
рыночных идей, что помогает развитию здоровой конкуренции, создает новые и
эффективные модели управления производством, экспортом и инновациями и является
залогом эффективного экономического роста.
Научные исследования показывают, что существование СЭЗ приведет к
улучшению социально-экономического развития региона (где создана
преференциальная зона) и государства в целом, но для практического решения
проблем функционирования зон необходимо совершенствовать законодательство
страны, разработать механизмы надзора и контроля за деятельностью СЭЗ, которые
велись бы в условиях строгой отчетности соответствующими государственными
органами. В таком случае можно обеспечить решение проблем деятельности СЭЗ, не
терять инвестиционную привлекательность территории страны. Естественно работа
по привлечению инвестиций сложна и требует ответственного отношения.
2. Цели, выдвигаемых при создании СЭЗ, таковы: решение проблем занятости
и формирование новых рабочих мест; активизация внешних экономических связей (в
частности, в форме внешней торговли, международной производственной кооперации,
международного движения капиталов, научно-технического обмена); содействие
экономическому развитию территории и структурным изменениям; достижение новой
инновационной качества экономики; расширение экспортной базы или развитие
импортозамещения; эффективное использование местных ресурсов производства.
3. В данное время во многих странах, идет тенденция, к усилению роли
регулирования деятельности ОЭЗ, при одновременном уменьшении роли мер прямого
регулирования и государственного участия, в том числе предоставления субсидий,
преференций, кредитов и бюджетное финансирование.
Многие страны при создании ОЭЗ, делают ставку на привлечение значительных
иностранных инвестиций. Такая же цель была при создании особых экономических зон
и в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Внедренные в государствах ЦВЕ
ограничения иностранных инвестиций (например, в сфере страхования или
банковской деятельности) в ОЭЗ обычно не действуют. А также, резидентам ОЭЗ с
иностранным капиталом, предоставляются многочисленные льготы: налог на
репатриируемую прибыль не взымается; предоставляется гарантия от некоммерческих
рисков; льготы на импорт и экспорт; более универсальные правила в области
регулирования занятости.
4. Эффективность и неэффективность работы части российских ОЭЗ должна
послужить поводом для более детального анализа проблем деятельности и способов
их решения, относительно функционирования таких
экономических
образований. Внедрение китайского опыта в российскую экономику уместно.
Эффективное формирование и функционирование ОЭЗ может внести огромный
вклад в развитие экономик субъектов Российской Федерации. Это будет
способствовать решению таких задач, как модернизация производства, расширение и
диверсификация экспортного потенциала и развитие импортозамещающих производств,
развитие промышленной и транспортной инфраструктуры, продвижение российских
товаров и технологий на внешние рынки посредством специальных форм участия
иностранного капитала.
В настоящее время ОЭЗ России активно развиваются, но пока они не
отличаются высокими показателями деятельности по сравнению с крупнейшими ОЭЗ
мира в силу относительно непродолжительного периода своего функционирования.
Для восполнения отсутствующего опыта по созданию ОЭЗ необходимо учитывать зарубежный
опыт.
5. Существенную конкуренцию ОЭЗ как института привлечения иностранных
инвестиций, с 2014 г. начали составлять Территории опережающего
социально-экономического развития (ТОРы). ТОРы, в отличие от ОЭЗ, учреждаются
по результатам заключения соглашений между конкретными крупными инвесторами и
уполномоченным федеральным органом государственной власти, выработки основного
направления экономической деятельности, определения объема инвестиций и
количества создаваемых рабочих мест.
Следует отметить, что цели создания Территорий опережающего развития и
ОЭЗ различны. Первые ориентированы на внутренние инвестиции, вторые – на
внешнеэкономическую деятельность и прямые иностранные инвестиции. С учетом
этого, можно рассмотреть возможность снятия ограничений на образование
Территории опережающего развития в субъекте Российской Федерации в случае, если
Особая экономическая зона вышла на максимальные экономические показатели по
привлечению иностранных инвестиций.
Фрагмент текста работы:
1. Характерные признаки особых (свободных) экономических зон
и их роль в экономике
1.1. Понятие и сущность особых (свободных) экономических зон
и территорий приоритетного развития
Один из первых терминов, который определял суть особой зоны – «свободная
гавань» (porto franko). По мере распространения механизма зон, модификации
целевой и функциональной направленности этот понятийный ряд увеличивался, в том
числе и под влиянием языковых особенностей государств-основателей. В результате
это образование, имеющее внутреннюю целостность, получило значительное
количество названий.
Наибольшее распространение поучили такие термины как «свободная
экономическая зона» (free economic zone) (СЭЗ/FEZ) и
«экспоpтно-производственная зона» (export processing zone) (ЭПЗ/EPZ). Первый
термин наиболее точно передает тот ключевой момент, который характеризует зону
как экономическое, а не политическое, социальное или иное образование со
свободным (упрощенным и льготным относительно норм хозяйственного и таможенного
законодательства принимающей экономики) режимом предпринимательской
деятельности.
Второй термин – ЭПЗ – достаточно широко был популяризован экономической
наукой. Он наиболее активно используется в практике развивающихся стран. Кроме
того, термин ЭПЗ официально признан рядом международных организаций, в
частности Международной Организацией Труда, Центром ООН по транснациональным
корпорациям, Всемирной Ассоциацией (World export processing zone association),
Всемирным банком.
Существует многовариативность подходов к определению самого образования
СЭЗ. Собственные трактовки дает законодательство стран, участвующих в процессе
зонирования; содержат их также международные соглашения, научные исследования,
документы международных организаций, ассоциаций и тому подобное.