Курсовая с практикой Гуманитарные науки Народное песенное творчество

Курсовая с практикой на тему Свадебный обряд. Значение свадебного обряда в русской народной культуре

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СВАДЕБ В РОССИИ 5
1.1 История зарождения свадебных обрядов в России 5
1.2 Жанрово-песенная система русского свадебного обряда. 11
ГЛАВА 2. ЗНАЧЕНИЕ СВАДЕБНОГО ОБРЯДА НАЧИНАЯ С ПЕРИОДА СССР И ДО СОВРЕМЕННОСТИ 21
2.1 Особенности свадебных традиций в ХХ веке 21
2.2 Современные свадебные обычаи в России 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 31

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. В настоящее время в российском обществе все более возрастает интерес к старинным традициям, возникает тенденция перенесения традиционных русских обрядов и верований в современную жизнь. В первую очередь это касается праздников и торжеств. Согласно социологическим опросам, все больше молодых людей в возрасте от 18 до 25 желали бы, чтобы их свадьба проходила в соответствии со старинными традициями, с включением традиционных свадебных обрядов. Несмотря на такой интерес, возвращение к истокам наблюдается не повсеместно. Таким образом, данная тема исследования крайне актуальна.
Объект исследования – свадебные обряды. Предмет –теоретические и практические аспекты развития и влияния свадебных обрядов на культуру России.
Целью данной работы является анализ значения свадебного обряда в русской народной культуре. Исходя из цели исследования, поставим такие задачи:
1) Рассмотрим историю зарождения свадебных обрядов в России.
2) Исследуем типовую структуру традиционной русской свадьбы на Руси.
3) Проанализируем свадебные обряды в русской народной культуре периода XV-XIX веков.
4) Рассмотрим особенности свадебных традиций в ХХ веке.
5) Исследуем современные свадебные обычаи в России.
Степень изученности. Многие специалисты обращались и обращаются к истории великорусского свадебного обряда. Надо отметить, что исследователи уделили много внимания свидетельствам современников — иностранцев (Герберпггейна, Дженкинсона, Флетчера, Олеария, Коллинса и др.) и часто доверяли им больше, чем русским источникам. Кроме иностранных авторов, до XVIII века известны только два описания русской свадьбы — в «Домострое» и у Г. Котошихина .
Академик Н.С. Державин, касаясь свадебного обряда у древних славян, определил его как «брачные обычаи, т.е. брак, оформленный и санкционированный известной народной традиционной обрядностью».
Среди работ, созданных в XIX — начале XX вв., которые составляют не только часть историографии темы, но и служат важным источником ее изучения, следует выделить книгу Н.Ф. Сумцова «О свадебных обрядах, преимущественно русских», где проведен широкий сравнительный анализ свадебной обрядности.
Значительным исследованием, посвященным специально свадебной терминологии, является работа П.С. Богословского «К номенклатуре, топографии и хронологии свадебных чинов» . Автор ставил перед собой несколько задач: выявление всех встречающихся на русской территории названий действующих лиц свадебного обряда (номенклатура свадебных чинов), географическое распространение терминов (топография) и определение их хронологии. Основную часть работы занимает список названий действующих лиц свадебного обряда, составленный на довольно обширном материале описаний обряда. Богословский выдвинул принцип классификации участников обряда по функциональному признаку.
Кроме того, терминологии свадебного обряда посвящено серьезное исследование Р. Эккера «О славянской свадебной терминологии». В статье в сравнительно-историческом плане анализируется довольно широкий круг свадебных терминов, имеющих соответствие в разных славянских языках. Автор указывал, что единого общеславянского термина для названия всей свадьбы нет.
В рамках написания работы использовались такие методы: анализа и синтеза, диалектический, классификации, систематизации и обобщения.
Структура работы обусловлена поставленной целью и вытекающими из нее задачами. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Русская культура обширна и имеет огромное разнообразие обычаев и обрядов, которые получили своё многообразие благодаря широкой области расселения русских, следовательно, благодаря многочисленным региональным вариациям у славянских племен. Среди обрядов свадьбе принадлежит, бесспорно, самое важное место.
Русская свадьба — это торжество, наполненное уникальными традициями, яркий и незабываемый праздник, который запомнится на всю жизнь. Его обряды уходят корнями в славянское прошлое, в седую старину, когда каждый этап театрализованного действа был наполнен глубоким смыслом
Традиции русской народной свадьбы — это воплощение исконных ценностей семьи, домашнего очага, продолжения рода, матери и материнства. К традициям народной свадьбы в России относят: обереги-символы (обручальные кольца), одежда (белое и обязательно новое платье), пища (свадебный каравай), обрядовые действа (осыпание новобрачных хмелем), комплекс элементов свадебного обряда (сватовство, погляды, смотрины, сговор, девичник, молодичник, поезд жениха, венчание, брачная ночь, окручивание молодой, свадебный пир).
Сохранение и передача традиций новым поколениям имеют важное значение и в наши дни, когда растет статистика распада семей, детской беспризорности и других проблем, корни которых — в утрате исконных народных традиций создания семей.
Сегодня остались неизменными основные функции свадьбы: прежде всего правовое и общественное санкционирование брака, а так же эстетическое и воспитательное её значение.
Несмотря на существенные различия, свадебные ритуалы прошлого и современности имеют много общего. Сохранены важные в семантическом аспекте действия обеих линий ритуала — благословение, переход через мост, осыпание молодых зерном (инициационная линия) и маркирование пространства — выкупы, обережные акции, связанные с подготовкой и движением свадебного поезда (линия территориального перехода).
Сегодня происходит сокращение свадебного ритуала как в бытовых, так и сценических версиях за счет утраты или исключения определенных обрядовых действий, связанных с функциями родителей жениха и невесты (сговор, рукобитье, богомолья, благословение невесты перед баней хлебом-солью) и крестной матери (приговоры), половозрастной стратой невесты (баня с расплетанием косы и причитаниями), ритуальными предметами-символами (свадебным веником, деревцем) и магическими действиями (троекратным обходом подушек) и др.
Некоторые обряды значительно обеднены по составу действий и церемоний. Например, девичник утратил составляющие его элементы: расплетание косы невесты, наряжение елки, подготовку приданого, прощание с «красной красотой».
Изменилась компетенция действующих персонажей свадьбы. Молодые сами выбирают друг друга и, решив пожениться, знакомят родителей. Сватает сам жених (т. е., функции свата переходят к нему), а осмотр хозяйства и подворья жениха (еще до сватовства) выполняет невеста.
Традиционными элементами остались: важные в семантическом аспекте действия обеих линий ритуала — благословение, переход через мост, осыпание молодых зерном и маркирование пространства — выкупы, обережные акции, связанные с подготовкой и движением свадебного поезда. Обычаи и обряды свадебного дня, связанные с контактами двух родов, (встреча и проводы свадебного поезда, выкупы, встреча молодых хлебом-солью, свадебное застолье).

  

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИКО-МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СВАДЕБ В РОССИИ
1.1 История зарождения свадебных обрядов в России
Возникновение свадебного обряда впервые было зафиксировано на Руси и неразрывно связано с языческими традициями. Согласно начальной летописи, радимичи, вятичи и северяне практиковали игры между селениями, в ходе которых, под песни и пляски мужчины выбирали себе жен и уводили к себе. Увод девушки мужчиной в свое селение было равнозначно браку, при этом свадеб как таковых не было. Н.М. Карамзин отмечает, что древние славяне покупали себе жен. Многие языческие обряды стали основой русских свадебных обрядов[22].
Положение жены у древних славян было незавидным, ее статус практически был равен статусу рабыни. Она должна была заниматься хозяйством, воспитывать детей, не жаловаться и не противоречить, демонстрируя полное послушание. Интересно, что после смерти мужа жена должна была сжечь себя на костре, если она отказывалась сделать это, то ее семья считалась обесчещенной. Практиковалось у древних славян и многоженство, поэтому к свадебному обряду как к чему-то важному, случающемуся один раз в жизни, не было трепетного отношения. Однако, с течением времени произошло усложнение обрядовой жизни древних славян, в частности появились некоторые обряды, сопровождавшие вступление в брак[17].
Много внимания описанию славянских обрядов уделял летописец Нестор. Нестор именно в свадебных обрядах видит самое резкое выражение нравственных понятий народа. Различие в брачных обрядах он считает за основное нравственное различие между славянскими племенами. Так описывая обряды полян, летописец замечает, что они имели свой свадебный славянский обряд: зять не ходил за невестой, но ее приводили вечером, а на другое утро приносили по ней то, что дадут.
Обряды других славянских племен описываются Нестором иначе. Древляне, например, по описанию его, жили по-скотски, убивали друг друга, ели все нечистое, и брака у них не было, но существовала «умычка» девиц у воды. Радимичи, Вятичи, Северяне имели одинаковый обряд: они жили в лесу подобно зверям, ели все нечистое, срамословили перед отцами и снохами, браков у них не было, но только – игрища между селами, где каждый похищал, себе жену, с какою кто сговорился; имели они и по две и по три жены. Те же обычаи имели и Кривичи и прочие поганые (язычники). «Так и при нас теперь, — прибавляет летописец, Половцы держат закон своих отцов, едят нечистое, поимают мачех своих и ятровей и иные подобные обычаи творят».

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы