Курсовая с практикой на тему Сущность, задачи, предмет и пределы прокурорского надзора в системе публичного управления
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Формирование деятельности российской прокуратуры на современном этапе 6
1.1. Прокуратура в условиях становления правового государства 6
1.2. Современные концепции деятельности прокуратуры 12
Глава 2. Прокурорский надзор в системе публичного управления 21
2.1. Прокурорский надзор за деятельностью публичной администрации 21
2.2. Прокурорский надзор за соблюдением законов: актуальные проблемы и перспективы развития 23
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Введение:
На современном этапе становления правового государства и гражданского общества в России особую роль приобретает обеспечение законности государственного управления. Точное и неуклонное исполнение закона со стороны государственных органов повышает авторитет права, доверие к нему со стороны граждан, устанавливает взаимную ответственность государства и личности. Реализацию указанного принципа призваны гарантировать органы прокуратуры, которые представляют собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Однако все чаще в сфере осуществления государственной власти допускаются многочисленные нарушения со стороны исполнительно-распорядительных органов в центре и на местах, происходит активное противодействие органам прокуратуры в устранении нарушений закона и вмешательство в их деятельность. Результатом такого поведения становятся нарушение функционирования механизма государства, дезорганизация и нестабильность общественной жизни, игнорирование и нарушение прав, свобод и законных интересов граждан. Поэтому ключевым направлением государственной политики Российской Федерации в ближайшее время должна стать разработка и претворение в жизнь комплекса мер, направленного на реализацию верховенства закона, безоговорочное его соблюдение и исполнение на всей территории государства.
Актуальность исследования выпускной квалификационной работы обусловлена объективной потребностью анализа вопросов, связанных с проблемами, возникающими в процессе осуществления органами прокуратуры своих полномочий, а также необходимостью выработки рекомендаций по повышению эффективности ее функционирования.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, составляющих содержание деятельности органов прокуратуры в России, а также их взаимодействие с иными органами государственного управления.
Предметом данного исследования выступает совокупность правовых норм, регулирующих данную область отношений, доктринальные теории правоведов, материалы судебной практики, а также статистические источники.
Цель настоящего исследования – комплексная характеристика и анализ действующего законодательства, регламентирующего систему, принципы и особенности организации деятельности органов прокуратуры в Российской Федерации. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1) проанализировать исторические аспекты возникновения, становления и развития органов прокуратуры в России;
2) рассмотреть понятие, систему, функции и полномочия органов прокуратуры как государственно-правового института;
3) определить место прокуратуры в системе органов государственной власти;
4) раскрыть проблемные аспекты деятельности органов прокуратуры;
5) предложить эффективные пути совершенствования деятельности прокуратуры в системе государственных органов.
К методам исследования, используемых в данной работе, следует отнести: общенаучные (диалектико–материалистический метод, анализ и синтез) и специальные познавательные методы (метод сравнительного правоведения, формально–логический, системно–структурный, метод юридического моделирования).
Различные аспекты рассматриваемой проблемы достаточно полно раскрыты в трудах таких авторов, как Р.В. Бабушкин, В.Г. Бессарабов, В.К. Бобров, В.В. Вандышев, Р.Р. Вахитова, В.П. Векшин, А.Ю. Винокуров, Н.В. Еремина, В.Г. Камышов, Н.Н. Карпов, Н.П. Кириллова, П.А. Кулагин, А.Г. Лысков, А.А. Меденцов, В.В. Росинский, Н.А. Соловьева и других.
Нормативно-правовой основой исследования стали международные правовые акты в сфере регламентации принципов деятельности прокуратуры, Конституция РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон «О прокуратуре РФ», а также иные федеральные законы и нормативные акты, затрагивающие вопросы исследуемой сферы.
Эмпирической основой в исследовании послужили статистические данные, представленные на официальных сайтах органов власти, судебных и правоохранительных органов.
Таким образом, на защиту необходимо вынести следующие положения:
1. Необходимо внести изменения в Конституцию РФ, а именно регламентировать в отдельной, специальной главе 7.1 «Прокуратура» ее статус и полномочия.
2. Представляется целесообразным дополнить Раздел III ФЗ «О прокуратуре РФ» главой 5 «Ответственность и наказание за неисполнение актов прокурорского реагирования», которая закрепит пределы административной или уголовной ответственности и виды наказаний за указанное деяние.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в комплексном решении задач, совершенствовании действующего законодательства и применении материала практическими работниками в целях повышения эффективности деятельности государственных органов.
По своей структуре настоящая работа состоит из введения, основной части включающей две главы, разделенные на четыре параграфа, заключения и библиографического списка.
Заключение:
За все этапы создания и развития органов прокуратуры происходили многочисленные изменения, касающиеся принципов организации их деятельности, круга полномочий, ключевых направлений работы и функций. При этом на данном этапе прокуратура РФ является важнейшим органом в системе государственной власти, а ее значение с каждым годом неуклонно растет. Сформулировано понятие прокуратуры Российской Федерации, которая рассматривается как единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор от имени государства за соблюдением и исполнением законов на всей его территории. Установлено, что основное содержание деятельности прокуратуры составляет прокурорский надзор. Помимо этого, функциями прокуратуры выступают уголовное преследование, участие в рассмотрении дел судами, а также координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Раскрыты принципы организации и функционирования органов прокуратуры, которые закреплены в статье 4 Федерального закона «О прокуратуре РФ»: законность, централизация, единство, независимость, гласность. Исследовано место прокуратуры в системе государственных органов и государственной власти. Ввиду самостоятельного статуса прокуратуры РФ, ее правового положения она не относится ни к одной из ветвей власти, несмотря на тесное взаимодействие с различными структурами и политическими институтами. Однако прокуратура в некотором роде находится в зависимости от Президента РФ и Федерального Собрания по вопросам назначения и освобождения от должностей Генерального прокурора и его заместителей.
Выявлены проблемные аспекты в деятельности органов прокуратуры на современном этапе ее развития. К ним относятся научные дискуссии по вопросу соотношения прокуратуры с иными органами государственной власти, недостатки законодательного регулирования принципов организации прокурорской системы и надзорных полномочий, отсутствие определения роли прокурора в гражданском и арбитражном судопроизводстве.
Определены пути совершенствования деятельности прокуратуры в системе государственных органов, которые повысят эффективность реализуемых ею полномочий. К наиболее целесообразным следует отнести повышение статуса прокуратуры; конкретизация надзорных и иных полномочий работников прокуратуры; обеспечение более тесного взаимодействия прокуратуры и судебной власти.
Представляется необходимым внесение изменений и дополнений в действующее законодательство, посвященное регулированию деятельности органов прокуратуры РФ. Следует внести изменения в Конституцию РФ, а именно регламентировать в отдельной, специальной главе 7.1 «Прокуратура» ее статус и полномочия. Действующая Конституция РФ в ст. 129 определяет правовой статус прокуратуры общими предписаниями, без указания ее задач, функций и полномочий. При этом прокуратура представляет собой самостоятельный независимый орган государственной власти, ввиду чего несколько умаляется ее положение и значение. Поэтому целесообразно выделить в отдельную главу правовые нормы, касающиеся принципов организации деятельности органов прокуратуры, а также ее функциональные основы.
Кроме того, представляется важным дополнить Раздел III ФЗ «О прокуратуре РФ» главой 5 «Ответственность и наказание за неисполнение актов прокурорского реагирования», которая закрепит пределы административной или уголовной ответственности и виды наказаний за указанное деяние. Действующий Федеральный закон не содержит подобного рода ответственности за отказ от исполнения актов прокурора, что ведет к некоторой вседозволенности со стороны субъектов правоотношений. Поэтому в целях повышения правосознания физических и юридических лиц следует регламентировать последствия за неисполнение актов прокурорского реагирования в форме юридической ответственности с установлением конкретных видов наказания.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Формирование деятельности российской прокуратуры на современном этапе
1.1. Прокуратура в условиях становления правового государства
В Конституции РФ (гл. 7 ст. 129), прописано, что прокуратура РФ — это единая централизованная система, состоящая из подчиненных друг другу прокуроров, от нижестоящих к вышестоящим. Существуют некоторые другие нормативные акты, характеризующие статус прокуратуры и определяющие отношение к юридическому регулированию деятельности прокуратуры. Высшей прокурорской инстанцией на территории Российской Федерации является Генеральный прокурор РФ. Для правового регулирования порядка деятельности прокуратуры РФ, а также успешной организации деятельности прокуратуры, являются актуальными Арбитражный Уголовный и Гражданский процессуальные кодексы. Данные нормативные акты помогают определить основания для участия представителей прокуратуры в рассмотрении дел в суде, а также дают полномочия прокурору для обращения в суд с заявлением и порядок его вступления в дело, и иные полномочия прокурора, участвующего в судебном разбирательстве.
В настоящее время отсутствуют единые, однозначные подходы к определению места прокуратуры в системе органов государственной власти. Это связано в первую очередь с тем, что согласно Конституции Российской Федерации , а в частности в соответствии с положениями ст. 11 Конституции Российской Федерации среди органов государственной власти прокуратура не значится. В то же время, несмотря на то, что положения об органах прокуратуры в тексте Конституции Российской Федерации отражены в главе 7 «Судебная власть и прокуратура», согласно положениям ст. 129 Конституции Российской Федерации в рамках которой содержится определение основных особенностей правового статуса органов прокуратуры не идет речи о том, какая именно связь и каким образом прослеживается между судебной властью и органами прокуратуры. Также в соответствии с положениями ст. 129 Конституции Российской Федерации не закреплены положения о правовой природе органов прокуратуры.