Курсовая с практикой на тему Сущность, роль и методы конкурентной борьбы в современной экономике
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ 5
1.1 ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНЦИИ И ЕЕ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ 5
1.2 ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ 9
1.3 ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ КОНКУРЕНЦИИ 13
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ 19
2.1 УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНКУРЕНЦИИ 19
2.2 МЕХАНИЗМЫ ЦЕНОВОЙ И НЕЦЕНОВОЙ КОНКУРЕНЦИИ 22
2.3 МЕСТО И РОЛЬ КОНКУРЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОМ РЫНОЧНОМ МЕХАНИЗМЕ 28
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИИ И США 32
3.1 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ УЧАСТНИКОВ РЫНКА (НА ПРИМЕРЕ EXXONMOBIL И PETROCHINA) 32
3.2 ОСОБЕННОСТИ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИИ 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
Введение:
В настоящее время современная экономика развилась до таких масштабов, представив, которые лет 10 назад показалось бы фантастикой. Изобретаются новые технологии (сенсорные телефоны), способы расчета за покупку в магазине и т.д. Все это сделано для того, чтоб максимально удовлетворить потребности потребителя и извлечь дополнительную прибыль. Данное развитие экономики было бы невозможно без такого процесса, как конкуренция. Конкуренция существует везде: как среди покупателей (борьба за наиболее выгодные условия приобретения), так и среди продавцов (борьба за покупателя). Основные виды конкуренции известны всем: это неценовая и ценовая конкуренция.
Неценовая конкуренция реализуется через сервис обслуживания (доставка товара), доступность покупки, продвижение товара через рекламу, создание запоминающейся упаковки и т.д. Чем уникальное предложение для потребителя, тем выше спрос на товар. Таким образом, задачей неценовой конкуренции является разработка уникального продукта.
Через ценовую конкуренцию предприниматели влияют на потребителя, посредством изменения в цене. Потребитель всегда стремиться получить товар, за как можно меньшее количество денег, ища наиболее выгодное предложение. Но предприниматели стремятся заполучить как можно больший объем прибыли – это и порождает ценовую конкуренцию среди предпринимателей.
Поэтому тема, затронутая в курсовой работе (а именно, сущность, роль и методы конкурентной борьбы в современной экономике) является актуальной темой в наше время.
Целью данного исследования является анализ сущности, роли и методов конкурентной борьбы в современной экономике.
Исходя из цели исследования, поставим следующие задачи:
1) Рассмотрим понятие конкуренции.
2) Проанализируем виды, функции и методы конкуренции.
3) Рассмотрим условия возникновения конкуренции.
4) Исследуем механизмы ценовой и неценовой конкуренции.
5) Определим место и роль конкуренции в современном рыночном механизме.
6) Проведем сравнительный анализ реализации конкурентной борьбы нефтегазовых компаний Exxon Mobil и Petro China.
Объект исследования – конкурентная борьба в современной экономике.
Предмет исследования – теоретические и практические аспекты исследования конкурентной борьбы в современной экономике.
Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые источники (Конституции РФ, федеральные законы), методические материалы Правительства РФ, материалы научных конференций, семинаров, различные научные публикации по исследуемой тематике, справочные и информационные издания, интернет-сайты.
Методология и методы исследования. В рамках написания работы использовались методы анализа и синтеза, диалектический, классификации, систематизации и обобщения.
При написании курсовой работы били применены расчетно-аналитический метод исследования, на основании использования данных официальной статистики.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
В ходе написания курсовой работы были рассмотрены: содержание конкуренции и его развитие, классификация конкуренции, влияние конкуренции на экономику; исследованы методы и формы ценовой конкуренции, проанализирован опыт зарубежных стран в применении ценовой конкуренции.
Конкуренция – это соперничество между отдельными лицами, предприятиями, фирмами и иными хозяйственными единицами на каком- либо поприще, заинтересованными в достижении одной и той же цели.
Классифицирование конкуренции происходит с точки зрения трех подходов: поведенческого, функционального и структурного. В поведенческом подходе конкуренция – это процесс соперничества субъектов рынка за обладание желаемыми условиями существования внутри рынка. В функциональном же подходе, конкуренция исследуется как неотъемлемый элемент рыночной системы, сущность которой раскрывается в ее функциях.
Структурный подход характеризует конкуренцию как модель рынка, на котором взаимодействует множество продавцов и покупателей, не способных повлиять на цену. В зависимости от степени монополизации рынков выделяют совершенную (чистую) конкуренцию, монополистическую конкуренцию, олигополию и монополию.
Конкуренция может оказывать как положительное влияние на экономику, так и отрицательное, но и может оказывать нейтральное влияние.
Положительное влияние характеризуется: эффективным размещением факторов производства, сохранением баланса между производством и потреблением, экономией ресурсов, стимулированием разработки инноваций и развитием научно-технического прогресса, обеспечением экономического роста. Отрицательное влияние характеризуются: безработицей и имущественным расслоением общества, дифференциацией доходов, возникновением экономических кризисов, загрязнением окружающей среды и монополизацией рынка.
Все виды конкуренции, в основном, связаны с уровнем и назначением цен. Из этого следует вывод, что ценовая конкуренция лежит в основе любого типа конкуренции, независимо от способа классификации и является важной составляющей в исследование явления конкуренции.
Существуют 4 метода ценовой конкуренции: снижение цен, сохранение цен, повышение цен и следование за ценами фирмы-лидера. Каждый метод применим при возникновении определенных условий. Метод снижения цен применим при появлении большого числа товаров-аналогов на рынке, метод сохранения цен применяется в массовых продажах, метод повышения цены может быть применен в случае повышения спроса, метод следования за ценами фирмы-лидера применяется при отсутствии возможностей разработки ценовой политики.
Проведенное исследование ценовых и неценовых методов конкуренции позволяет предложить возможный набор мер, которые будут способствовать повышению конкурентоспособности предприятий, которыми определены: широкое применение скидок с цены, в том числе путем вовлечения в этот процесс других участников торгового цепи; создание и предложение брендированных товаров, способствующие формированию приверженности покупателей к определенному продукту; предложение более длинных, чем у основных конкурентов, сроков потребительского кредита на приобретение товаров длительного пользования; гарантийное обслуживание; использование инновационных элементов в торговле; обеспечение комфортности покупок и высокого уровня качества обслуживания.
В различных странах ценовая конкуренция, находится под контролем государства. Контролем цен, в основном, занимаются министерства и подведомственные органы на основе принятых законов.
Фрагмент текста работы:
1.1 Понятие конкуренции и ее роль в экономике
Понятие слова «конкуренция» происходит от латинского слова «Concurrere», что означает сталкиваться. Конкуренция – это соперничество между отдельными лицами, предприятиями, фирмами и иными хозяйственными единицами на каком-либо поприще, заинтересованными в достижении одной и той же цели.
С точки зрения экономки, конкуренция понимается, как процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке конкурирующими единицами (такими как предприятия, фирмы и т.п.) с целью достижения наиболее выгодных условий сбыта своей продукции (получение признания на рынке и большей суммы денег за реализуемый продукт), путем удовлетворения различных потребностей потребителей. Предметом конкуренции принято считать производимые товары или услуги .
Определение конкуренции в существующем ныне виде не всегда было таким. Многие экономисты, придерживающиеся взглядов определенных экономических школ, давали разные характеристики данному понятию, опираясь на теоретические концепции конкуренции, конкурентного рынка и целей конкурентной политики, которые преобладали в тот или иной период времени в той или иной стране.
Первые экономисты, которые попытались охарактеризовать «конкуренцию» были представители классической школы — А. Смит, Д.Рикардо, Д.С. Милль, К. Маркс.
Адам Смит первый, кто связал понятие конкуренции с честным соперничеством за наиболее выгодные условия продажи/покупки товара между продавцами или покупателями. Конкуренция по А. Смиту – это «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность всех участников (предпринимателей). Также, Смит разработал теорию конкурентной цены, выявил обратную зависимость между ценой и предложением и на этой основе сформулировал понятие конкуренции как соперничества.
Развитие идей, которые предлагал Адам Смит относительно явления конкуренции в дальнейшем развил Д. Риккардо. Он построил теоретическую модель совершенной конкуренции и описал принципы ее функционирования в долгосрочной перспективе. В данной модели конкуренции цены складывались под воздействием спроса и предложения в результате конкурентной борьбы, причем предприниматели стремились минимизировать затраты на производство и реализацию продукции.
Дж. Милль охарактеризовал «конкуренцию», как «самопроизвольное распределение». Он объяснял это тем, что основные факторы производства (земля, труд, капитал) распределяются среди определенных групп владельцев, а так как производство нуждается во всех этих факторах, возникает конкуренция.
Карл Маркс разделил конкуренцию на два вида: внутриотраслевую и межотраслевую. Внутриотраслевая конкуренция – конкуренция между производителями одной отрасли за наиболее выгодные условия производства и продажи товара. По Марксу, внутриотраслевую конкуренцию дополняет межотраслевая конкуренция.
Далее, вслед за «классиками» свой вклад в определение «конкуренции» взялись представители неоклассической школы: А. Маршалл, У. Джевонс, Л. Вальрас, В. Парето и др.
Маршалл трактует конкуренцию, как способ организации, ведущий к оптимальному разделению труда и обеспечивающий эффективность экономики.
У.Джевонс был одним из первых, кто ввел такое новое понятие, как «совершенная конкуренция». Данное понятие отражает идеальную модель рынка, возможно только в теории и не отражает реально существующие рынки.
Признаками модели «совершенной конкуренции», по мнению Джевонса считались: множество продавцов и покупателей в отрасли, отсутствие барьеров вхождения в отрасль, однородность отраслевого товара, невозможность сговоров и влияния отдельных субъектов на рынок и др.
Л.Вальрас, В.Парето и другие ученые, пришли к выводу о том, что конкуренция возникает только в случае переизбытка предложения, когда предприниматели начинают уменьшать цену, с целью привлечения большего потока покупателей.
Все вышеописанные определения «конкуренции», так или иначе, относятся к понятию «совершенная конкуренция». В XX веке ряд экономистов, в лице А. Пигу, П. Сраффа, Э.Чемберлина и Д.Робинсон пришли к выводу о том, что конкуренция возможна не только при наличие на рынке большого количество предпринимателей, а также при отсутствие их вовсе (монополия рынка), так зародилось понятие «несовершенной конкуренции».
Также, определение конкуренции пытались дать представители неоавстрийской школы – Л. Мизес и Ф. Хайк. Л. Мизес вывел новое понятие – «каталлактичсекая конкуренция», что означает соревнование между людьми, которые хотят превзойти друг друга, но проигравшие не уничтожаются, а вытесняются на более низкие позиции, «более соответствующие их достижениям».
Рыночная конкуренция – важная составляющая современной экономической теории. Без данного понятия не обходится ни одна модель механизма функционирования рынка. Теория рыночной конкуренции, в отличие от других разделов экономической теории, в последнее время находит более широкое практическое применение. Начиная от меркантилистов и кончая современными законодательными положениями в области антимонопольной политики, государства с традиционной рыночной экономикой пытаются регулировать рынок, обеспечивая в нем определенную конкурентную среду .
В России основным источником, определяющим задачи государства, относительно конкуренции является Конституция Российской Федерации. В ст.8 Конституции РФ сформулирована роль государства, которая заключается в государственной поддержке конкуренции, посредством осуществления различных мер (правовых способов), предусмотренных в различных нормах законодательства о конкуренции и монополии.
С точки зрения поведенческого подхода, конкуренция – это соперническое взаимодействие субъектов рынка за получение желаемых (необходимых ил