Курсовая с практикой на тему Сущность и возможность применения качественных методов в исследовании социально-экономических процессов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение:
Государство — это совокупность официальных
институтов и способ политико-правовой организации жизни общества во главе
правителем, органами исполнительной и других властей и вертикальной системой
управления, с помощью которых реализуется власть, охраняется существующий
строй, обеспечивается нормальная жизнь людей.
Государство является той структурой,
которая интегрирует современное общество, придает ему целостность. Именно в его
рамках концентрируются высшие властные полномочия, сосредоточиваются
управленческие механизмы и осуществляется деятельность, направленная на
регулирование социальных отношений. Из этого определения следует, что главная
задача государства — обеспечение эффективного функционирования власти в
обществе, а также оптимальное управление общественными процессами, определение
перспективных стратегий развития, решение текущих актуальных проблем,
возникающих перед людьми, на основе учета их интересов, с одной стороны, и
имеющихся потенциальных ресурсов — с другой.
Однако, сегодня за подавляющим
большинством решений, принимаемых на уровнях государственной власти, не стоит
научного анализа состояния, обоснованного качественными методами исследования,
соответственно, и тенденций развития социальных процессов.
Причинами подобной ситуации могут быть:
приход во властные структуры современного российского общества людей с низкой управленческой
культурой; склонность чиновников к абсолютизации одной точки зрения; слабое
владение или полное отсутствие у них навыков научного анализа имеющейся
информации и использования современных методов ее получения из новых
источников, более полно отражающих динамизм и специфику управляемых процессов;
неудовлетворительный уровень владения руководящими кадрами современными
информационными технологиями, низкая мотивация на самостоятельное овладение их
возможностями. В результате экономические и социально-политические реалии со
всей отчетливостью обозначили противоречие, состоящее в том, что за радикальным
изменением устройства современного российского общества не последовало столь же
принципиальных изменений в организационных структурах, механизмах и практике
функционирования органов государственного управления.
Следствия достаточно очевидные: низкий
уровень доверия граждан к органам государственной власти из-за их неспособности
решать не только сложные комплексные проблемы, но и относительно простые
бытовые задачи, а также падение престижа и удовлетворенности своей работой
госслужащих, и как итог — самоизоляция, отчуждение, а иногда и враждебность
государственных органов интересам рядовых граждан,
Государственное бюджетное учреждение города Москвы Центр
содействия семейному воспитанию «Каховские ромашки» Департамента труда и
социальной защиты населения осуществляет содержание и воспитание детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных в Учреждение.
Представительство и защита прав и законных интересов воспитанников, их
социальная адаптация к самостоятельной жизни путем психолого-педагогической и
реабилитационной работы, создания условий проживания в учреждения максимально
способствующих их умственному, эмоциональному, физическому и социальному
развитию.
На сегодняшний день проблемы учреждений, реализующих программы
социально-экономической политики недостаточно изучены, не использованы все
качественные методы оценки социально-экономических процессов в Учреждении, что
и определило актуальность
данного исследования.
Цель
исследования: изучить сущность и возможность применения
качественных методов в исследовании социально-экономических процессов.
Объект
исследования: качественные методы.
Предмет
исследования: качественные методы в исследовании
социально-экономических процессов.
Задачи
исследования:
1.Изучить методологию
социально-экономического исследования
2.Изучить сущность и область применения
качественных методов в исследовании социально-экономических процессов.
3.Проанализировать социально-экономические
процессы качественными методами исследования на примере ГБУ ЦССВ
"Каховские ромашки" г. Москва.
Методы исследования:
Количественные
методы: количественный анализ и синтез.
Качественные
методы исследования:
Наблюдение;
Анализ личных документов Учреждения;
Аналитическое исследования.
Работа построена на трудах следующих авторов: Афанасьев М.
П. [4], Видяпин В.И., Степанов М.В. [5], Гранберг А.Г. [6], Жуковский А.И.,
Васильев С.В. [7], Зенчева Н.В. [8], Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. [9] и др.
Теоретическая значимость работы состоит в
том, что материалы исследования могут быть использованы в дальнейшем изучении
данной темы.
Практическая значимость данного
исследования в том, что работа может быть использована как методическое пособие
главами муниципальных образований, местными администрациями, студентами и
преподавателями колледжей.
Научно-исследовательская работа состоит из
Введения, двух глав, Заключения, списка литературы и Приложения.
Заключение:
В начале исследования нами было сказано,
что сегодня за подавляющим большинством решений, принимаемых на уровнях
государственной власти, не стоит научного анализа состояния, обоснованного
качественными методами исследования, соответственно, и тенденций развития
социальных процессов.
Государственное бюджетное учреждение города Москвы Центр
содействия семейному воспитанию «Каховские ромашки» Департамента труда и
социальной защиты населения осуществляет содержание и воспитание детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, помещенных в Учреждение.
Представительство и защита прав и законных интересов воспитанников, их
социальная адаптация к самостоятельной жизни путем психолого-педагогической и
реабилитационной работы, создания условий проживания в учреждения максимально
способствующих их умственному, эмоциональному, физическому и социальному
развитию.
На сегодняшний день проблемы учреждений, реализующих программы
социально-экономической политики недостаточно изучены, не использованы все
качественные методы оценки социально-экономических процессов в Учреждении, что
и определило актуальность данного исследования.
Целью исследования стало изучение сущности
и возможности применения качественных методов в исследовании
социально-экономических процессов.
Объектом исследования: качественные
методы.
Предметом исследования: применение
качественных методов в исследовании социально-экономических процессов.
В качестве основных методов исследования
выбраны качественные методы исследования: наблюдение, анализ нормативных
документов, аналитическое исследование. В первой главе нами была изучена
методология социально-экономического исследования, а также сущность и область
применения качественных методов в исследовании социально-экономических
процессов.
«Качественные методы – это методы, применяемые
в социально-экономических науках для глубокого понимания и объяснения
социально-экономических явлений, где объектом изучения являются люди и
организации в конкретных ситуациях при повседневном взаимодействии. В
качественных исследованиях обычно задают вопросы: «как?», «почему?», «когда?»».
При проведении исследований в социально-экономических науках традиционно
используются оба подхода – количественное исследование, связанное с
пост-позитивистской парадигмой, и качественное исследование, связанное с
интерпретативной парадигмой.
К основным качественным методам социально-экономического
исследования относят: наблюдение, глубинное интервью, метод фокус-групп, анализ
личных документов, метод мозгового штурма, аналитическое исследование.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ МЕТОДОВ В ИССЛЕДОВАНИИ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ
1.1. Методология социально-экономического исследования Социально-экономические исследования призваны
объяснить поведение людей в процессе производства, распределения и
использования, материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов. В
отличие от природных явлений экономика – "рукотворное образование",
результат деятельности многих поколений людей, стран. Экономика постоянно
находится в динамике, как отмечал И. Шумпетер, "это вечно изменяющийся в
сущности биологический, органический процесс" [3].
Является ли экономика наукой? На этот вопрос в свое
время попытался ответить Й. Шумпетер. В академических кругах, пишет Й.
Шумпетер, особенно в англо- и франкоязычных странах, этим термином (science)
часто обозначаются только естественные науки и математика [3].
Экономическая теория, как и все общественные
дисциплины, в этот ряд не попадает. Не сможет она в полном объеме называться
наукой и в том случае, если за критерий научности принять использование
методов, аналогичных методам естественных наук. Если же мы примем лозунг
"наука есть измерение", то научной можно считать лишь малую часть
нашей отрасли знания. В этом нет ничего зазорного: назвать какую-то область
знания наукой – это не комплимент и не порицание [4].
Для наших целей годится самое что ни на есть широкое
определение: наука – это любой вид знания, которое является объектом
сознательного совершенствования. Процесс совершенствования порождает
определенные приемы мышления – методы или технику исследования. Достигаемая с
помощью этой техники степень осмысления фактов выходит за пределы возможностей
обыденного сознания. Поэтому мы можем принять определение, практически
эквивалентное первому: наука – это любая область знания, выработавшая
специализированную технику поиска и интерпретации фактов.
Наконец, если мы хотим подчеркнуть социологический
аспект, мы можем с тем же основанием сказать, что наука – это любая отрасль
знания, в которой действуют люди, занятые совершенствованием имеющегося в ней
запаса фактов и методов и в силу этого осознающие факты и овладевающие методами
их анализа лучше, чем "профаны" и простые "практики" [4].
Эти размышления известного ученого-экономиста XX в. –
Й. Шумпетера – могут служить методологической предпосылкой понимания объекта и
предмета исследования. На уровне микроэкономики таким объектом является
свободная и изолированная хозяйственная ячейка, где в центре внимания
исследователя находятся производители и потребители, их решения по поводу
объемов производства, продаж, покупок, потребления с учетом потребностей, цен,
затрат, прибыли. Сюда относятся анализ рыночного поведения субъектов, отношения
между ними в процессе производства, распределения, обмена, потребления, а также
отношения между производителями, предпринимателями и государством; анализ рынка
труда; вопросы распределения доходов и др. [3]
Исследование и решение проблем, связанных с
указанными процессами, нуждаются в специальном научно-методическом обеспечении.
На уровне макроэкономики объектом и предметом исследования являются результаты
и последствия совместной экономической деятельности всех участников народного
хозяйства одновременно, включая такие показатели функционирования экономики,
как национальный доход, уровень безработицы, уровень цен и темп инфляции,
состояние государственного бюджета и платежного баланса страны, темпы экономического
роста и др. Для этого используются агрегированные макроэкономические показатели
и их связи, например, с деньгами, занятостью, процентными ставками,
государственными расходами, инвестициями и потреблением.