Власть и общество Курсовая с практикой Юриспруденция

Курсовая с практикой на тему Сущность и теория демократии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Теоретические основы демократии 5
1.1. Понятие демократии, ее виды и принципы 5
1.2. История развития представительной и непосредственной демократии 9
2. Непосредственная демократия на примере Швейцарии и Италии 14
2.1. Соотношение прямой и представительной демократии в Швейцарии и Италии 14
2.2. Выборы, избирательное право и избирательный процесс в Швейцарии и Италии 17
2.3. Иные формы непосредственной демократии в Швейцарии и Италии 18
Заключение 22
Список использованных источников и литературы 24

 

  

Введение:

 

Проблемой демократии как народовластия является понятие и соотношение на практике двух форм или, как их еще называют, подсистем демократии: непосредственной и представительной. Характерно, что вопросами непосредственной и представительной демократии занимались не только в контексте демократического правления, но и с точки зрения народного суверенитета, учредительной власти народа, а также организации представительного органа. Среди ученых, посвятивших свои работы этим проблемам, имена известных философов и выдающихся политических деятелей: Ж.-Ж. Руссо, Б. Спиноза, Ш.Л. Монтескьё, Л. Дюги, аббат Сийес, Дж. Мэдисон и другие. Однако и в современном мире проблема понятия и реализации непосредственной и представительной демократии продолжает быть актуальной не только для конституционно-правовой теории и практики отдельных государств, но и в общецивилизационном масштабе.
Целью исследования является изучение особенностей представительной и непосредственной демократии. 
Задачи исследования:
• Изучить понятие демократии, ее виды и принципы.
• Изучить историю развития представительной и непосредственной демократии.
• Рассмотреть соотношение прямой и представительной демократии в Швейцарии и Италии.
• Изучить выборы, избирательное право и избирательный процесс в Швейцарии и Италии.
• Изучить иные формы непосредственной демократии в Швейцарии и Италии.
Объектом исследования является демократии как формы правления.
Предметом исследования являются особенности реализации демократического управления государством.
Теоретическая база исследования представлена книгами, статьями и интернет-источниками по вопросам демократического управления государством.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Конституционное право граждан участвовать в управлении делами государства неразрывно связано с принципом народовластия – одной из основ конституционного строя.
Демократию в современном юридическом понимании следует рассматривать не как власть народа, а как участие граждан и их объединений в осуществлении этой власти в государстве. Такое участие может осуществляться в различных правовых формах: участие в выборах президента, депутатов, мэра; членство в партии; участие в демонстрации, митинге, шествии, пикетировании; обращение с жалобами и заявлениями и т.д.
Участие граждан в управлении делами государства как конституционная норма осуществляется посредством их волеизъявления на выборах, референдумах, а также путем личного участия в работе органов законодательной, исполнительной или судебной власти.
Демократия бывает представительной и непосредственной.
Реализация общественного контроля позволяет оказать неоценимую помощь и поддержку в реализации государственной политики. Общественный контроль начинает набирать обороты. Так как в отдельных случаях он самостоятелен (нет срока проверок, нет регламентации количества проверок, самостоятельность в плане выбора объекта контроля и т.д.), а в некоторых выступает в качестве дополнения к контрольной деятельности государственных органов (использование общественного контроля в качестве надзора за бюджетными средствами в регионах). Реализация общественного контроля позволяет задействовать демократические механизмы, тем самым привлекая и побуждая гражданское общество к участию и диалогу.
Новые информационные технологии несомненно оказывают влияние на политический процесс в России – он становится более открытым и прозрачным. Также расширяется участие граждан в общественной жизни, повышается количество опросов общественного мнения, предвыборных кампаний. Во многих исследованиях, интернет рассматривается как важнейшее средство реализации прямой демократии. Для того, чтобы перенести голосования, референдумы и другие формы волеизъявления граждан в электронную форму нужно для начала усовершенствовать саму электронную систему:
• сделать голосования, проводимые в сети интернет полностью анонимными;
• исключить «информационное неравенство» населения разных возрастных групп в вопросах компьютерной грамотности и владения ключевыми ИТ-сервисами;
• повысить систему безопасности ресурсов, на которых предполагается проведение голосований, опросов;
• исключить возможность перебоев в работе системы.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические основы демократии
1.1. Понятие демократии, ее виды и принципы
Рассматривая участие личности в управлении делами государства как конституционный (учреждающий) принцип необходимо установить теоретическое обоснование положений, из которых складывается обоснование содержания данной деятельности. Традиционно участие граждан в управлении делами государства связывают с понятием «демократия».
Конституционное право граждан участвовать в управлении делами государства неразрывно связано с принципом народовластия – одной из основ конституционного строя. Оно юридически обеспечивает реализацию данного принципа, включение граждан в сферу принятия и осуществления государственных решений, в сферу политики. Тем самым, преодолевается отчуждение гражданина от государства. Народовластие есть государственный строй, при котором власть организована по принципу корпоративного самоуправления.
Существует точка зрения о том, что трансформация современной демократии даёт основания рассматривать её не традиционно как власть народа, а как сочетание полномочий органов государственной власти и права народа оказывать влияние на их деятельность .
В действительности, народовластие никогда и нигде не было властью всего народа. По этому поводу известный итальянский политолог Г. Моска писал, что чем больше политическое сообщество, тем пропорционально меньше правящее меньшинство по сравнению с управляемым большинством .
Но нельзя не признать того, что только демократия как принцип народовластия дает реальную возможность каждому индивиду реализовать свое творческое и активное начало. В определённой степени допускается определённая идеализация участия гражданина в управлении делами государства.
Демократию в современном юридическом понимании следует рассматривать не как власть народа, а как участие граждан и их объединений в осуществлении этой власти в государстве. Такое участие может осуществляться в различных правовых формах: участие в выборах президента, депутатов, мэра; членство в партии; участие в демонстрации, митинге, шествии, пикетировании; обращение с жалобами и заявлениями и т.д.
Участие граждан в управлении делами государства, будь то достижение правового консенсуса при выработке и принятии нормативно-правовых решений или коллегиальность в системе процедурных правил, способствует созданию надёжных правовых основ государственного управления, оптимизирует его многофункциональные созидательные потенции .
Современное содержание народовластия и перспективы развития демократических преобразований отдельные специалисты связывают с новациями, характеризующими новое государство и политический режим в нём, например: электронная, кибернетическая, телевизионная, нано технологическая демократии. В частности, Н.Н. Федосеева утверждает, что «при таких способах организации власти именно информационный фактор превращается в ключевой механизм модернизации политических отношений и обеспечения взаимодействия между властью и обществом» .
Само понятие участия граждан в народовластии может быть выражено как: представительная, прямая, полная, непосредственная, рабочая, плюралистическая, партийная, местная, российская, молодая, зрелая, подлинная, корпоративная, суверенная, господствующая, извращённая, революционная, умеренная, необузданная и другие формы демократии.
Что касается участия граждан в управлении делами государства, по доктрине российской системы права, рассматривается двояко: участие – конституционный принцип и участие – право граждан, особенно если это связано с выборами в органы государственной власти.
Данное положение заложено в содержании самой конституционной нормы, так как граждане могут участвовать в управлении делами государства непосредственно или через своих представителей. В случае непосредственного участия гражданина в управлении делами государства, в различных проявлениях и при этом устанавливается мера свободы, а не мера права, то в этом случае можно говорить о наличии устанавливающего (конституционного) принципа.
Некоторые специалисты убеждены, что наиболее полная реализация принципа участия населения в управлении государством и соответственно повышенная роль институтов непосредственной демократии должна проявляться на уровне местного самоуправления. Самоуправление граждан затрагивает важнейшие жизненные интересы населения и наиболее близко к нему .
Демократические преобразования в обществе, признание и возникновение политического многообразия, стремление к формированию многопартийности создали благоприятные условия для наполнения права граждан на участие в управлении делами государства реальным содержанием и не только на общегосударственном уровне, но также и на территориальном уровне самоуправления.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы