Курсовая с практикой на тему Сущность и содержание метода «Форсайт» в исследовании социально-культурной деятельности. Его различие между проектированием, прогнозированием и предвиденьем
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Метод наблюдения на практике. 6
1.1. Специфика
метода «Форсайт» в практической деятельности. 6
1.2. Отличие
метода «Форсайт» между проектированием, прогнозированием и предвиденьем. 11
1.3. Пути
реализации метода Форсайт. 13
Глава 2. Разработка проекта на основе
метода форсайт. 19
2.1. Анализ деятельности дома
культуры. 19
2.2. Проект по внедрению технологии
Форсайт в работе ДК.. 23
Заключение. 28
Список литературы. 29
Введение:
Форсайт — это методология создания
среднесрочного и долгосрочного видения технологического, экономического и
социального развития страны. Предвидение будущего включает в себя множество
методов, с помощью которых оно может быть реализовано. В форсайт-проектах
используются комбинации методов для достижения наибольшего успеха.
Представленные методы и их взаимодействие между собой в рамках форсайт-проектов
государственного уровня подтверждают данное утверждение. На сегодняшний день актуальность проблемы
социально-культурного проектирования методом форсайта обуславливается в связи с
расширением новых качеств человеческих коммуникаций. Не случайно за последние
20 лет в научной литературе широкое распространение получили описания различных
типов проектирования: социального (создание моделей общественных явлений,
социальных институтов); педагогического; инженерного (проектирование «второй
природы» из материала) и др. [11].
Методы форсайт показали свою
востребованность и эффективность во всем мире. Социально-культурное
проектирование актуально своей особой ролью в создании гражданского общества,
вовлеченность людей в общественные дела, создание условий для развития и
самореализации, творчества каждого человека. Актуальность овладения основами
социально-культурного проектирования обусловлена тем, то данная технология
имеет широкую область применения для всех профессий социально-культурной
направленности. Социально культурное проектирование играет важную роль в
развитии социальной сферы. Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать
вывод о том, что тема социально-культурного проектирования является актуальной.
• Метод
форсайт в СКД – это многоаспектное понятие. Результатом социокультурного
проектирования является проект и программа по его реализации.
• Реализация
метода форсайт имеет немало различных видов проектов. То же самое можно сказать
и о программах. По типу проекты делятся на социальные, экономические,
организационные, технические, смешанные и прочие. По видам определяют проекты:
учебно-образовательные, научно-исследовательские, инновационные, инвестиционные
или бизнес-проекты, комбинированные. Программа представляет собой развернутый
документ, прорабатывающий в масштабах конкретной территории всю совокупность
условий, необходимых для оптимизации культурной жизни. Кроме того, программа
включает в себя кадровое и информационное обеспечение реализации намеченных в
рамках программы мероприятий, акций, идей, инициатив.
Применение метода Форсайт при СКД –
сравнительно молодое, динамично развивающиеся направление в организации,
управлении и прогнозировании сложных процессов в области общественной практики.
Становление проектных технологий берет свое начало в далекой древности. Оно
связано с попытками предвидения или развития тех или иных явлений.
Представления об идеальном устройстве общества, очевидны в различных жанрах
устного народного творчества (сказках, былинах, легендах и преданиях),
мифологии различных этносов [10].
Исходные принципы метода форсайта
разрабатывались Я. Дитрихом, Т. Тиори, Д. Фраем, П. Хиллош, Ф. Ханникой и
другими исследователями. Значительный интерес для данной работы представляют
труды таких ведущих специалистов в области социокультурного проектирования, как
В. М. Розина, Т. М. Дридзе, Э. А. Орловой, И. В. Жежко, Г.М. Бирженюка, А.П.
Маркова, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильникова, С.Э Зуева др. А также публикации
Г.В. Олениной, О.В. Степаненко и др.
Заключение:
В
заключение работы можно сделать следующие выводы. На сегодняшний день
актуальность применения метода форсайт обуславливается в связи с расширением новых
качеств человеческих коммуникаций.
В первой главе работы мы рассмотрели теоретические аспекты метода
форсайт. Также мы рассмотрели и основные задачи метода форсайт. В итоге результатом
данного метода является проект и программа по его реализации.
Также мы рассмотрели различные виды и формы социально-культурного
проектирования и социально-культурных программ. Как оказалось, социально-культурное
проектирование имеет немало различных видов проектов. То же самое можно сказать
и о программах.
Во второй главе мы рассмотрели результаты социологического
исследования уровня владения теоретическими знаниями и практического применения
метода форсайт.
Следующие сформулированные гипотезы нашли подтверждены в ходе
исследования: если для респондентов организовать курсы повышения квалификации в
направлении социально культурного проектирования самой полезной формой стал бы
семинар специалиста с опытом успешной реализации проектов; работники сферы
культуры хотели бы повысить квалификацию в направлении социально-культурного
проектирования.
Для решения проблемы нами выбран метод создания проекта по
проведению курсов повышения квалификации для работников культуры.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Метод наблюдения
на практике 1.1. Специфика метода
«Форсайт» в практической деятельности Форсайт буквально переводится как
«предвидение будущего». Первоначальное предвидение использовалось корпорацией
RAND в 1950-х годах. Форсайт проводился с использованием метода Дельфи для
прогнозирования возможного технологического развития. С развитием Форсайта он
стал необходим для государства, для регионов / регионов, для различных отраслей
и для крупных корпораций. В этой статье речь пойдет о национальных
форсайт-проектах и методах их реализации.
Основой теории в данной работе послужила
работа А.В. Соколова «Форсайт: Загляните в будущее». Согласно этой статье: «Использование
только одного метода в работе не может дать наиболее надежного результата». В
таблице в разделе «Результаты «показаны методы, использованные в национальных
форсайт-проектах. Данные представлены в таблица собрана аналитически, на основе
других научных работ.
При изучении данной темы, сборе и анализе
информации, а также в процессе написания данной работы, хочу отметить, что
автор согласен с заключением Форсайт методы
Одно из наиболее цитируемых определений
предвидения — это определение Бена Мартина, данное в 1995 году:
Форсайт — это «процесс, включающий
систематическое желание заглянуть в долгосрочное будущее науки, технологий,
экономики и общества, чтобы определить области стратегических исследований и
новых общих технологий, которые могут принести наибольшие экономические и социальные
выгоды» [1]. Огромную роль в организации метода Форсайта играет наблюдение, так
как на основе сложившихся правил реализуется результативность работы и
планируется будущие установки в социально-культурной деятельности.
Форсайт может быть реализован разными
методами: качественными, количественными или смешанными.
Качественные — методы, позволяющие
осмыслять и оценивать события с точки зрения субъективного восприятия;
Количественные — методы, позволяющие
измерять переменные и применять статистический анализ;
Смешанные — методы, позволяющие
использовать количественные измерения субъективных мнений, логических
построений и точек зрения экспертов и комментаторов [2].
В таблице 1 представлена классификация
методов форсайта [2]: