Курсовая с практикой на тему Сущность и особенности процесса криминализации подростков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЛИНКВЕНТНОГО
ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ.. 5
1.1.
Делинквентное поведение как тип отклоняющегося
поведения. 5
1.2.
Подростковый возраст и его специфика. 9
1.3.
Психологические особенности подростков с делинквентным поведением 13
ГЛАВА 2.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ.. 17
2.1. Организация и методы исследования. 17
2.2. Анализ
результатов исследования. 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 31
Введение:
Причины
ненормативного поведения часто зависят от гендерной принадлежности детей, все
они связаны с проблемой взросления и становления в обществе. В современном мире
с научным прогрессом появляются новые формы девиаций, связанных с асоциальными
и противоправными действиями подростков: алкоголизации, наркомании,
токсикомании, игромании, интернет-зависимости и др. [11]. Цель работы: изучить психологические
особенности подростков с делинкветным поведением
Объект исследования: психологические
особенности подростков.
Предмет исследования: психологические особенности подростков с криминальным или делинкветным поведением.
Гипотеза исследования: подростки с делинквентным поведением будет отличатся от нормативных
подростков отягощением акцентуациями
характера, повышенной агрессивностью Задачи:
1. Провести
теоретический анализ литературы по данной теме.
2. Подобрать
методики исследования.
3. Провести
исследование проявлений делинквентности у подростков.
4. Проанализировать
полученные результат и сделать выводы.
Для
решения поставленных в работе задач будут
использованы следующие методы: анализ литературных источников; тестирование;
математико-статистическая обработка полученных данных (критерий Манна-Уитни).
Методики исследования:
· Патохарактерологический
диагностический опросник А.Е. Личко;
· опросник
склонности к отклоняющемуся поведению, разработанный Вологодским центром;
· методика
диагностики агрессивности Басса-Дарки.
Заключение:
Анализ научных литературных источников позволяет трактовать девиантное
поведение подростков как поведение, отклоняющееся от принятых в данном
обществе, социальной среде, ближайшем окружении, группе социально-нравственных
норм и ценностей, характеризуется нарушением процесса усвоения и
воспроизведения этих норм и ценностей, а также саморазвития и самореализации
человека в том обществе, к которому она принадлежит.
Девиантное поведение характеризуется такими признаками, как: отсутствие
положительных интересов и стремлений, низкая общая культура, пренебрежительное
отношение к окружающим, агрессивность, грубость, злость, вспыльчивость,
недисциплинированность, вредные привычки (курение, наркомания, алкоголизм,
употребление нецензурных выражений). Исследователи различают отклонения
корыстного, агрессивного и социально-пассивного типа и рассматривают следующие
стадии асоциального поведения: неодобряемых поведение, осуждаемая поведение,
девиантное поведение, делинквентное поведение, деструктивное поведение.
Дети подросткового возраста являются группой повышенного социального
риска возникновения девиантного поведения по следующим причинам:
во-первых, закономерно обусловленными являются внутренние трудности
переходного периода;
во-вторых, влияет на личностное ощущение ребенка неопределенность
социального положения в обществе;
в-третьих, в семье как микросреде, что призвано обеспечить становление
личности школьника, отражается нестабильность общественного развития, который
сопровождается возникновением социальных экстремальных ситуаций;
в-четвертых, подросток обычно не готов к преодолению противоречий,
обусловленных изменением механизмов общественного контроля.
Социально-педагогическими причинами, провоцирующими проявления девиаций
у подростков, являются: низкая коммуникативная культура педагога, отсутствие
педагогического такта; недостаточное внимание теоретиков и практиков к правовой
социализации, направленной на воспитание гражданской зрелости; деформация
педагогических функций семьи как базового института первичной социализации;
блокирование одной из фундаментальных потребностей человека — потребности в
уважении, принятии и любви в школе и в семье; использования потенциала
социально-культурной среды образовательного учреждения не в полной мере;
недостаточная подготовленность учителей к организации профилактической работы с
подростками по предотвращению проявлений девиантного поведения.
Усиленные черты характера могут перейти в психопатию при неблагоприятных
условиях, вызвать невроз, стать причиной алкоголизма и противоправного
поведения. Зная эти особенности, Вы сможете вовремя покинуть негативную среду,
либо снизить ее пагубное влияние до минимума.
Некоторые акцентуации могут быть сильными сторонами. Вы сможете
использовать их при общении с людьми или в своей деятельности, а так же выбрать
профессию в соответствии со своей предрасположенностью.
Тщательно исследовав уровни развития жизненных ориентаций и ценностей
девиантных подростков, мы обнаружили, что наиболее выраженными и развитыми
являются индивидуалистические ценности (ценности потребления), соответствующие
первой степени развития сознания человека — эгоцентризму, который характеризует
ребенка как такого, который требует от окружающих внимания, заботы, любви, не
отвечая при этом на взаимность. Наиболее актуальными для такого подростка
являются позиции: «Я», «Только Я», «Я сам».
В процессе исследования установлено, что эффективность профилактики
девиантного поведения подростков зависит не от проведения отдельных
воспитательных мероприятий, а от общей организации социально-воспитательной
среды школы как содержательного и пространственно-временного континуума,
объективно и субъективно воздействуя на личность, способствует ее включению в
ценностно-смысловой культурный контекст, обеспечивает социальную интеграцию и
личностную самореализацию.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ДЕЛИНКВЕНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 1.1. Делинквентное поведение как тип отклоняющегося поведения
Любое девиантное поведение – это отклонение от общепризнанной,
неоднократно проверенной практикой нормы поведения, оно всегда несет в себе
элемент непредсказуемости, неизвестности, возможной опасности. «Состояние риска
– своего рода граница, черта, разделяющая хаос и порядок, инновацию и
устоявшуюся нормативно-ролевую форму поведения. Чем меньше риск, тем более
вероятно действие индивида, более предсказуемое поведение системы в целом
»[19].
М.И. Еникеев и А.Л. Кочетков в кратком энциклопедическом словаре [21]
предлагают определение девиантности, в котором акцентируется внимание на таких
ее проявлениях, как нарушение социальной регуляции поведения, дефективность
психической саморегуляции.
В педагогической литературе девиантное поведение рассматривается как
разновидность ненормативной поведения индивидов или социальных групп, которое
характеризуется действиями, которые отклоняются от общепринятых или допущенных
норм. Это приводит к поступлению ответных реакций со стороны группы,
организации или общества в виде неодобрения и социальных санкций [16, 17, 19,
7, 12, 17, 18].
Зарубежные исследователи в определении сущности девиантного поведения
выходят из такого его ведущего признака, как нарушение социальных норм. Так, американский
социолог А. Коэн считает, что поведение, которое отклоняется от норм, «идет в
разрез с институциональными ожиданиями» [19]. В то же время, английский ученый
Д.Уолкс отмечает, что «социальное отклонение – это в значительной степени
приписываемый статус», то есть «ярлык», которой навешивают через субъективное
отношение влиятельные слои населения малозащищенным гражданам или целым группам
лиц [16]. Как видим, сложная и многослойная сущность девиантного поведения
неоднозначно трактуется в специальной литературе. Это побуждает нас к анализу
психолого-педагогических литературных источников с целью определения сущности
девиантного поведения подростков в контексте дальнейшей
профилактико-коррекционной работы.
Анализ научных работ по проблеме исследования [15, 16, 19, 28, 32, 42]
показал, что понятие «отклоняющееся поведение» от нормы в литературе
используется для характеристики различных проявлений детского и юношеского
негативизма от непослушания к противоправным действиям. Устоявшимся понятием
является «тяжелый» ребенок, которое используется для характеристики личности,
которая «не поддается обычным мерам педагогического воздействия» [12].
Вместе с тем понятие «тяжелый» А.С. Белкин считает субъективным,
отражающим мнение воспитателей, которые сталкиваются с ребенком, который не
умеет и не желает придерживаться общественных норм поведения, что приводит к
возникновению конфликтов с окружающими. Исследователь считает нужным говорить о
педагогической запущенности ребенка, которая является следствием недостатков
воспитания в семье и школе [12].
Проблемами педагогической запущенности занимался Л. Зюбин. Им сделана
попытка дифференцировать эти два понятия: трудновоспитуемость и педагогическая
запущенность. Автор считает, что первое характеризует результат воспитания
ребенка, а второе – историю этого воспитания, поэтому педагогически запущенный
подросток рано или поздно становится трудновоспитуемым [24].
Анализ психолого-педагогических исследований [16, 23, 26, 33, 41, 42,
44, 45, 46] позволил сделать выводы о том, что девиантное поведение связано с
отклонениями от нормы в сознании, поведении, деятельности ребенка. Основными
признаками агрессивности являются: тяжесть обучения (неорганизованность,
неуспеваемость ребенка); трудновоспитуемость (устойчивые изменения поведения:
повышенная возбудимость или заторможенность, агрессивность, конфликтность,
неумение подчинять личные интересы коллективным, быстрая смена настроения,
аффективность, систематически повторяющиеся проступки) сложность определения
методов педагогического воздействия.
Отдельные девиантные поступки имеют значение не сами по себе, а лишь в
связи с тем, какие особенности личности, тенденции ее развития за ними скрыты.
Р.В. Овчарова, предлагая социально-педагогический подход к рассмотрению
девиаций, считает, что родителям, учителям, общественности следует учитывать,
не являются ли особенности поведения зачатками, истоками будущих проступков,
нарушений нравственных, социальных, правовых норм, требований закона, не несут
ли они потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности,
окружающим его людям, обществу в целом [40].