Курсовая с практикой Юриспруденция Теория государства и права

Курсовая с практикой на тему Сущность и основные принципы гражданского общества.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА
1 СУЩНОСТЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.. 5

1.1 Понятие гражданского общества. 5

1.2 Основные признаки гражданского общества. 9

ГЛАВА
2 ГОСУДАРСТВО КАК ГАРАНТ БЕЗОПАСНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.. 13

2.1
Осуществление государственной власти. 13

2.2
Назначение государства в общественной жизни населения. 18

ГЛАВА
3 ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ.. 22

3.1
Становление гражданского общества в России. 22

3.2
Перспективы развития гражданского общества в России. 28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 32

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 34

 



 

  

Введение:

 

Актуальность практических и теоретических аспектов понятия
«гражданское общество» обусловлена очевидным возрастанием роли рядовых граждан
и их общественных объединений во всех сферах жизнедеятельности человека —
политической, экономической, социальной, духовной.

Широко известны успехи общественных движений и организаций людей
доброй воли в сфере ослабления международной напряженности и оказания помощи
народам, пострадавшим от стихийных бедствий, катастроф и иных социальных
невзгод. Основой этих успехов является развитие и активизация гражданского общества,
достаточно высокая активность граждан и их общественных объединений. Это
достижимо только лишь при довольно развитом гражданском обществе. Актуальность
темы данной курсовой работы состоит в том, что в работах ученых предыдущего и
настоящего в течение более чем двух тысячелетий гражданское общество
описывается и изучается более полно, более конкретно и достоверно.

Соответственно, понятие «гражданское общество», включающее в
себя разные общечеловеческие ценности, приобретает все больше смысловое разнообразие.
По мнению происхождения понятие «гражданское общество» происходит от двух иных
понятий — понятия «общество» и термина «гражданский». Поэтому толкование этого
понятия обязано совершаться в двух главных направлениях: определение
гражданского общества через родовое понятие «общество» и через указание специфических
особенностей термина «гражданское общество».

 Как известно, понятие
«общество» в его современном понимании появилось относительно недавно. В
средневековой и античной социальной мысли главным образом применялись ее
аналоги — понятия «государство» и «община». Только лишь в конце XVIII — начале
XX века. Это понятие приобретает свой современный смысл, отличный от смыслов
политической и государственной жизни. Ее окончательное научное признание состоялось,
когда социология как наука об обществе превратится в самостоятельную область
знания.

Цель исследования — рассмотреть сущность и главные принципы
гражданского общества в современном понимании.

Реализация этой цели предусматривает решение следующих
задач:

1. изучить понятие гражданского общества;

2. выяснить основные признаки гражданского общества;

3. рассмотреть становление гражданского общества в России;

4. проанализировать перспективы развития гражданского
общества в России;

5. определить особенности осуществление государственной
власти;

6. выяснить назначение государства в
общественной жизни населения       .
 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Первым примером гражданского общества, как это общепризнанно,
была древнегреческое государство. В то же время самоуправляющаяся община, как
город, так и государство. Это совместное сообщество равноправных и полноправных
социальных акторов-партнеров в политическом и экономическом развитии
государства.

Гражданское общество действовало как политическое сообщество.
Именно этот термин вызвал понятие гражданского общества, ибо гражданское
общество появляется в форме политического сообщества. Корреляция с отношением
граждан к власти является для него неотчуждаемой и значительной. Власть, в свою
очередь, неразрывно связана с собственностью, что определяет основополагающую
роль отношений собственности для гражданского общества.

Из этого следует, что, субъектами гражданского общества
являются граждане, социальный статус которых, в свою очередь, подразумевает одинаковые
права на собственность и участие в управлении государством. В эпоху Возрождения
понимание гражданского общества базировалось на понимании личности гражданского
общества — нового человеческого типа, ориентированного на созидание, гражданские
отношения и новую духовность.

 Критерием отличия
человека от массы является независимость человека, освободившегося от опеки,
готового и способного полагаться на свои силы, соперничество и, из этого
следует, что, новое, независимое и активное отношение к обществу.

Во время формирования буржуазного общества с такими
фундаментальными атрибутами, как частная собственность, свободная рыночная
экономика, представительная парламентская демократия, верховенство закона,
разграничение политической и социальной сфер, политические и социальные функции.
Современные представления о гражданском обществе осознают его, во-первых, как
форму человеческого сообщества на некотором этапе развития, при помощи труда
удовлетворяющую потребности его индивидов.

Гражданское общество так же представляет собой комплекс
добровольно образованных первичных объединений физических лиц (кооперативы,
семьи, объединения, бизнес-корпорации, общественные профессиональные организации,
спортивные, творческие, этнические, религиозные и иные объединения, кроме
политических и государственных структур).

 Все элементы
гражданского общества тесно интегрированы, взаимозависимы. Гражданское общество
имеет свою собственную достаточно трудную внутреннюю структуру. Она
характеризуется наличием как множественных горизонтальных связей, так и
наличием нескольких уровней либо слоев.

 



 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

1.1  
Понятие гражданского общества

Гражданское общество рассматривается как инструмент
политического, социального и экономического развития, и поэтому это понятие
является одной из распространенных фраз во время обсуждения проблем
современного общества

Судьба современного общества в мире в итоге определяется
формированием зрелого гражданского общества. Это краеугольный камень фундамента
демократических перемен. Очень большое оживление интереса к понятию
«гражданское общество» в особенности заметно в посткоммунистических странах
Восточной Европы.

Современные представления о гражданском обществе сложились в
итоге продолжительной эволюции, отражающей эволюцию политических систем и
общественных отношений. Поэтому изучение истории формирования идеи гражданского
общества является необходимой предпосылкой для понимания его современного
состояния.

Понятие «гражданское общество» восходит к древней мысли. Для
античных мыслителей понятия «гражданское общество», «политическая общность»,
«государство» выступали взаимозаменяемыми и синонимами терминами: «polls» и
«politea» у древних греков, «Res publica» и «societas civilis» у древних
римлян. Они охватывали наиболее важные сферы человеческой жизни. Греческий
полис характеризуется слиянием гражданского коллектива с государством[1].

Идея неприкосновенности частной сферы чужда гражданам
полиса. Приверженность духу гражданского коллективизма выражается в том, что
общие интересы политики сливаются с частными интересами отдельных граждан, и в
случае столкновения приоритет несомненно отдавался первому. Констатируя этот
факт, Аристотель подчеркивал, что если для одного человека благо подобное же,
как и для государства, то благо государства, его сохранение и достижение является
более главным и более полным. Божественное и прекрасное — это благо государства
и народа (в сравнении с благом одного человека) — таков основной тезис
Аристотеля.

Человек, каким бы существенным он ни был, всецело зависел от
государства полиса. Показательно, что древнегреческое прилагательное со словом
politikon переводится как гражданский, общественный. Знаменитая формула
Аристотеля «Zoon politikon» переводится на современные языки по-разному: «человек-это
политическое существо», «человек-это социальное существо». Политический человек
не мыслил себя вне социальной, экономической, религиозной сфер. Человек
воспринимал фундаментальные стороны жизни в античности и Средневековье в целом,
не делая никакого различия между гражданским и государством статусом, ценностями
и фактами, идеальным и реальным и т. д.

Мировоззрение людей характеризовалось безразличием. Была
также проведена оценка социальной среды. Это не значит гармонии жизни,
отсутствия в ней противоречий и конфликтов. Государственная политика
отождествляется с обществом как таковым, предоставляя жизнедеятельность людей
во всех ее проявлениях и формах.

Корни понятия «гражданское общество» также восходят к трудам
Цицерона. Более того, если античные мыслители под гражданским обществом
осознавали в первую очередь общество и государство в целом, то развитие ряда
новых положений в направлении его легализации сочетается в политико-правовом
учении Цицерона[2].

Более корректно рассматривать современный эквивалент понятия
политика не как государство, а как страна, общность либо какое-то иное понятие,
адекватно выражающее реальное содержание исторического явления. Этот подход
оставался практически неизменным вплоть до Нового Времени.

Современная идея гражданского общества появилась в конце
XVIII века. Теоретики, такие как Томас Пейн либо Гегель, рассматривали
гражданское общество как нечто близкое к государству (иными словами
верховенству права), но отдельное от него поле, в котором, в свою очередь,
граждане объединяются согласно со своими собственными интересами и желаниями.
Хотя есть и ряд возражений против подобного подхода. Гражданское общество не
представляет из себя общество в принципе. Она формируется исторически, на некотором
этапе развития человеческого общества.

Специальный подход к проблеме гражданского общества
наблюдается в марксизме. Вслед за Гегелем К. Маркс рассматривал гражданское
общество как историческое явление, результат исторического развития, а не как
данное природой государство. Государство и гражданское общество представляют из
себя исторически обусловленные образования, которые характеризуются
специальными отношениями и формами производства, классового разделения и
классовой борьбы и защищенные соответствующими политико-правовыми механизмами.

В. И. Ленин вообще не применял понятия гражданского
верховенства и общества права. Считали, что освобождение человечества
произойдет в итоге ликвидации классовых различий и дальнейшего устранения
разделения между гражданским государством и обществом, а кроме того достижения
унификации и координации коллективного и личного существования. В итоге в
условиях реального социализма государство, которое, в свою очередь,
рассматривалось как выразитель, гарант всеобщего интереса, по существу в полном
объеме подчинило себе и поглотило общество. Неудивительно, что понятие
“гражданское общество” вообще исчезло из советской социальной науки[3].

Тем не менее, социально-политические последствия
промышленной революции ослабили внимание к понятию гражданского общества и
привели к его временному забвению.

После Второй мировой войны она была возрождена Антонио
Грамши, который, в свою очередь, рассматривал гражданское общество как основу
для независимых политических действий против диктаторских режимов. Хотя А.
Грамши был марксистом и занимался изучением правых диктатур, его идеи оказали
воздействие на правозащитников и диссидентов как в Восточной Европе, так и в
Латинской Америке.

В основе современных концепций гражданского общества лежат
три идеи: наличие в мире определенной имманентной рациональности; наличие в
обществе определенной имманентной солидарности; наличие в человеке определенной
имманентной автономии. Идеи ни в коем случае не являются научными. Скорее, это
вопрос веры. Идея гражданского общества основана не только лишь на идее личных
прав и свобод. В отсутствие учета фактора групповых прав существование
гражданского общества не представляется возможным. Самовыражение личности
происходит через общение с другими людьми. И это касается не только лишь
достаточно высокоразвитых стран.

Гражданское общество-это противоположность традиционному
обществу. Традиционное общество основано на отождествлении властных отношений и
отношений собственности, корпоративизма и предопределенного статуса членов
общества. Гражданское общество, как результат европейско-американского
развития, основывается на так называемом плюрализме, в основе которого, в свою
очередь, лежит принцип личного самоопределения.

Процесс создания объективных предпосылок для развития
гражданского общества в незападных регионах можно отнести только лишь к самым
последним десятилетиям, когда там возникли и утвердились элементы эгалитарного
правосознания и правового государства, рыночных, экономических отношений, а
кроме того определенные концепции общечеловеческого характера человеческого
достоинства.

Итак, гражданское общество — это социокультурное
пространство, где формируется система негосударственных общественных институтов
и отношений, которые создают возможность и условия в рамках общепринятых
правовых норм для каждого человека совершать собственные гражданские права как
самостоятельного субъекта общественной жизни, удовлетворять собственные разные
духовные и материальные потребности. Сущность гражданского общества
определяется мерой индивидуальной свободы, самоценности и самоопределения
отдельного человека в обществе, а его содержание — взаимодействием и
взаимоотношениями индивидов сравнительно независимых друг от друга и от
государства.



[1] Теория права и государства/ Под ред. К. А. Мокеев. —
М. : 2017 юридической литературе. – С. 111-115

[2] Общая теория государства и права. Учебное пособие. —
М.: Книжный дом, 2015. – С. 221-228

[3] Прошкин А. В. Простые ценности конституционализма/А.
В. Прошкин// конституционное право. 2017. -№ 2. — С. 207-212

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы