Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Суицидальное поведение в подростковом и юношеском возрастах, причины, профилактика

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретический анализ литературы по суицидальному поведению в подростковом и юношеском возрастах, причины, профилактика 5

1.1. Суицидальное поведение, сущность, виды и характеристика 5

1.2. Характеристика суицидального поведения в подростковом и юношеских возрастах, их причины 15

Глава 2. Практический анализ суицидального поведения в подростковом и юношеских возрастах 29

2.1. Исследование суицидального поведения в подростковом и юношеских возрастах 29

2.2. Рекомендации по профилактике суицидального поведения в подростковом и юношеских возрастах 32

Заключение 37

Список литературы 38

Приложение 1 40

Методика определения суицидальной направленности(Личностный опросник ИСН) 40

Приложение 2 45

Опросник суицидального риска модификация Т.Н. Разуваевой 45

  

Введение:

 

Термин «суицидальное поведение», распространившийся в последние годы, объединяет все проявления суицидальной активности — мысли, намере-ния, высказывания, угрозы, попытки покушения. Этот термин особенно при-меним к подростковому возрасту, когда суицидальные проявления отлича-ются многообразием.

В наши дни в современном обществе тема суицида считается мало рас-пространённой, не находится на слуху, особо не отображается в средствах массовой информации, недостаточно раскрыта и доступна для широкой об-щественности. Ведущим фактором суицидального поведения, как и самого суицида, в основном является социально-психологическая дезадаптация в сложных и критических ситуациях личности подростков, которые в силу ря-да причин и обстоятельств не способны адекватно оценить ситуацию и найти другой, более лучший и гуманный способ ее разрешения. Негативным соци-альным фактором является то, что при достаточном в целом уровне матери-альной обеспеченности всех слоев нашего общества, подростки зачастую оказываются лишенными внимания как со стороны сверстников, взрослых, педагогов, так и семьи.

Подростки, склонные к суицидальному поведению, это подростки, в индивидуальном и личностном опыте которых имели место кратковременные или же действующие продолжительно неблагоприятные воздействия психо-генного и экзогенного характера. Это могли быть разлука с близкими, отсут-ствие необходимых любви и заботы, общения с родными, заброшенность, алкоголизм и бродяжничество родителей, педагогическая и социальная за-пущенность, неразделенная любовь, одиночество и т. п. Но есть и другой ас-пект данной проблемы, когда наоборот, подростки из благополучной семьи, окруженные вниманием и любовью со стороны родителей, чувствуют себя одинокими. Кроме того, нередки случаи, когда самоубийство подростков вызывается гневом, протестом, злобой или желанием наказать себя и других

Данному феномену большое внимание уделяли философы, психологи, историки и др. Различные аспекты самоубийства, а также суицидального по-ведения изучали Э. Дюркгейм, З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Г. Дишес и др. Многие русские врачи, писатели, а также педагоги и публицисты проявляли большой интерес к данной теме: В. М. Бехтерев, С. С. Корсаков, И. П. Пав-лов, а также Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. И. Куприн

Объект исследования: суицидальное поведение в подростковом и юношеском возрастах.

Предмет исследования: суицидальное поведение.

Цель исследования: изучение суицидального поведения в подростко-вом и юношеском возрастах, определение их причины и способы профилак-тики.

Задачи исследования:

1. Выявить сущность понятия суицидального поведения, его виды и ха-рактеристику.

2. Определить характеристику суицидального поведения в подростко-вом и юношеских возрастах, их причины.

3. Исследовать суицидальное поведение в подростковом и юношеских возрастах.

4. Составить рекомендации по профилактике суицидального поведения в подростковом и юношеских возрастах

Методы исследования: Общенаучный, индуктивный, формирование выводов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение источников литературы по теме исследования.

Структура курсовой работы: Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Суицидальное поведение детей и подростков имеет ряд особенностей, свойственных растущему организму и личности. Наряду с суицидальными высказываниями, дети могут совершать и суицидальные попытки, которые иногда к несчастью, заканчиваются гибелью ребенка. Суицидальная актив-ность резко возрастает в подростковом возрасте с 14-15 лет и достигает свое-го максимума в 16-19 лет.

Одной из причин выбора суицидального способа решения проблем, является неадекватное отношение к смерти. У ребенка не сформировано представление, что смерть необратима. Свою «временную» гибель ребенок воспринимает как способ воздействия на значимых близких — вызвать сочув-ствие, наказать. Только к концу подросткового возраста формируется пра-вильное представление о смерти как необратимом прекращении жизни. Вви-ду незрелости суждений и отсутствии жизненного опыта даже незначитель-ная конфликтная ситуация кажется безвыходной, а потому становится чрез-вычайно суицидоопасной.

Считается, что половина суицидальных попыток в подростковом воз-расте являются демонстративными, т.е. без настоящего намерения умереть. Тем не менее, различить истинные и демонстративные попытки не всегда лег-ко. Отсутствие страха смерти лежит в основе выбора всевозможных опасных игр, отсутствие жизненного опыта приводит к драматическим способам ухо-да из жизни.

Одной из причин выбора суицидального способа решения проблем, является неадекватное отношение к смерти. У ребенка не сформировано представление, что смерть необратима. Свою «временную» гибель ребенок воспринимает как способ воздействия на значимых близких- вызвать сочув-ствие, наказать. Только к концу подросткового возраста формируется пра-вильное представление о смерти как необратимом прекращении жизни. Вви-ду незрелости суждений и отсутствии жизненного опыта даже незначитель-ная конфликтная ситуация кажется безвыходной, а потому становится чрез-вычайно суицидоопасной.


 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретический анализ литературы по суицидальному по-ведению в подростковом и юношеском возрастах, причины, профилак-тика

1.1. Суицидальное поведение, сущность, виды и характеристика

Суицид (самоубийство) – это осознанное лишение себя жизни. К суици-дальному поведению относятся суицидальные мысли, замыслы, намерения, суицидальные попытки и завершенный суицид. По данным ВОЗ в классифи-кации причин смертности у населения суицид занимает третье место (после сосудистых и онкологических заболеваний), а в подростковом возрасте — второе (после несчастных случаев).

Зигмунд Фрейд ввел понятие «драйв смерти» в свое время — он не мог объяснить многое из того, что человек делает с собой каким-либо другим способом. Это стремление к самоуничтожению, очевидно, присуще природе — если все живые существа стремятся к выживанию, то отдельные человече-ские индивидуумы, напротив, вкладывают замечательную энергию в то, что-бы полностью разрушить свою жизнь, а иногда даже отделиться от нее. По-истине, человек — странное существо: только он способен к саморазруше-нию, только у него есть таинственное влечение к смерти — ни у какого дру-гого живого существа этого нет.

SUICIDE (от латинского sui, self + caedes, убийство) — это умышленное лишение жизни, самоубийство. Самоубийство — относится к самоубийству. С. считается девиантным поведением во многих обществах. Согласно убеж-дению американского специалиста по суицидологии Эдвина Шнайдмана, «самоубийство — это драма, которая происходит в первую очередь в чело-веческой душе»; поэтому психологический подход лежит в основе междисци-плинарного комплекса S. исследований: «Лучший способ понять самоубий-ство — это не изучение структуры мозга, социальной статистики или психи-ческих заболеваний, а прямое изучение человеческих чувств, описанное про-стым языком, словами самой жертвы самоубийства». В своих исследованиях С. с использованием метода психологического вскрытия Шнайдман пришел к выводу, что С. — это аутоагрессия, вызванная самой сильной психологиче-ской болью, возникающей в результате фрустрации психологических по-требностей (после Г. Мюррея) [10].

Суицидальность — это более широкое понятие, включающее, помимо самоубийств, и попытки, и проявления самоубийств (Кондратенко, 1999). Попытки включают в себя все суицидальные действия, которые не привели к смерти по независящим от самоубийцы причинам (перерыв веревки, свое-временная реанимация и т.д.). К суицидальным высказываниям относятся со-ответствующие мысли, высказывания, интимации, но не сопровождаемые действиями, направленными на то, чтобы лишить себя жизни. Согласно дру-гой классификации, существуют самоубийства (реальные самоубийства), па-разициды (акты умышленного нанесения себе вреда, не приводящие к смер-ти), пресуициды (состояние лица, вызывающее повышенную вероятность со-вершения самоубийственного акта по отношению к норме) (Кондратенко, 1999). Самоубийства условно делятся на реальные, где целью является стремление человека лишить себя жизни, и демонстративный шантаж, кото-рый используется для оказания давления на других людей, чтобы получить какую-либо выгоду, манипулировать чувствами других людей. Демонстра-тивно-постыдное поведение заключается не в том, чтобы забирать жизнь, а в том, чтобы демонстрировать это настроение».

Сведения о первом осознанном самоубийстве относятся к временам первобытнообщинного строя. В те времена самоубийство рассматривалось и как некий ритуал, связанный с религиозными обрядами и культами, и как су-губо личное дело каждого, и как действо, на которое было наложено строгое табу. Вопросы суицида, его причины и мотивы интересовали людей с давних времен, еще за долго до возникновения такой науки как суицидология [Гор-ская].

В научной лексикологии термин «суицид» появился благодаря англий-скому врачу и философу Томасу Брауну, который в 1642 году в своем труде «Верования врачей» образовал его от латинского sui — себя и caedere — убивать, тем самым заключив всю суть действия в одном коротком слове. Суицидальное поведение – проявления суицидальной активности, то есть мысли, намерения, угрозы и попытки самоубийства [10].

Существует немало классификаций суицидальных действий. Так, раз-ные исследования разделяют самоубийства на виды:

• эгоистические, которые являются следствием ухудшения взаимодей-ствия человека в социуме;

• аномические, спровоцированные полным распадом морально-ценностной системы индивидуума;

• альтруистические, выполняемые ради достижения высокой цели либо ради благополучия других людей;

• фаталистические, вызванные излишком контроля над личностью, например: в исправительных колониях;

• искупительные, являющиеся следствием идей самообвинения человека;

• протестные, призванные доказать всему миру собственную точку зре-ния и продемонстрировать ошибочность существующих устоев;

• дезиллюзионные, возникшие из-за неудовлетворенности потребностей индивида и ставшие следствием его разочарования в каких-то сферах жизни.

Отечественные ученые разделяют виды суицида на три категории:

• демонстративные акты – псевдосуициды;

• истинные самоубийства;

• скрытые суициды (косвенное самоубийство, непрямое самоуничтоже-ние) [10].

Опишем их основные отличия.

Первый вид – демонстративный суицид. Он часто совершается при кратковременном, спонтанном, внезапно наступившем состоянии интенсив-ного аффекта. Это то эмоциональное состояние, когда личность становится невменяемой либо частично вменяемой. Также псевдосуицид является прояв-лением гипертрофированных истерических реакций, когда особа совершает попытки самоубийства не с целью прервать жизнь, а руководствуясь намере-нием привлечь внимание окружающих к своей персоне. В таком случае суи-цидальные мероприятия являются попыткой заявить о себе обществу или по-лучить от него требуемую выгоду. Демонстративный суицид является своего рода шантажом. Смерть, как правило, наступает по роковому стечению об-стоятельств.

Второй вид – истинный суицид. Это полная противоположность демон-стративному парасуициду. Истинное самоубийство подразумевает безогово-рочное принятие решения индивидуумом прекратить жизнь, проведение предварительных подготовительных мероприятий и составление четкого плана. Цель истинного вида самоубийств – любой ценой и любыми сред-ствами покончить с пребыванием на земле. При этом субъект руководствует-ся исключительно своим решением, не прислушиваясь к мнениям близких и не обращая внимания на реакции родственников.

В некоторых ситуациях решение совершить суицид принимается чело-веком не самостоятельно, а является результатом оказания на него какого-либо давления извне. Также к истинным самоубийствам избирательно отно-сят случаи, когда уход из жизни не был выполнен персоной самостоятельно, а был произведен с помощью других персон. Однако у самоубийцы присут-ствовало желание прекратить жизнь.

Третий вид – косвенное самоубийство. Это состояние, когда персоны сознательно выбирают суицидально обусловленное поведение. Эта та модель поведения, которая не может привести к немедленной кончине, однако все деяния субъекта сопровождаются высокой вероятностью летального исхода.

К скрытому суициду можно причислить наличие у человека пагубных пристрастий: алкоголизма и наркомании. Косвенным видом самоубийств яв-ляется сознательный отказ от врачебной помощи при наличии у субъекта тя-желой болезни. К скрытым видам суицидальных действий относят и риско-ванную езду на автомобиле, и нарочитое игнорирование правил дорожного движения, и демонстративное пренебрежение к технике безопасности. Это и занятия экстремальными видами спорта без наличия соответствующей под-готовки и при отсутствии требуемой экипировки. И добровольное участие в военных конфликтах в горячих точках. И участие в смертельно опасных за-бавах, например: игра в «русскую рулетку».

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы