История отечественной журналистики Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Судьба Михаила Кольцова и его творчество

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание
Введение 3
Глава 1. Биография и судьба Михаила Кольцова…………………………..….. 7
1.1. Становление М.Кольцова как профессионального журналиста……….7
Глава 2. Творческая деятельность Михаила Кольцова…………………….….15
2.1. Фельетон «К вопросу о тупоумии»: основные характеристики……. 19
Глава 3. Анализ статьи «За что казнили Михаила Кольцова»? ………………22
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных информационных источников ……………………..31

  

Введение:

 

Актуальность темы. Нечасто бывает, что человека уже нет, а к его личности и творчеству люди обращаются вновь и вновь. Про таких людей говорят, что «он вошел в историю». Вот и Михаил Ефимович Кольцов прочно вошел в историю отечественной журналистики как самый известный ее представитель, которого называют «Журналист № 1»
Работа посвящена анализу биографии и творческой деятельности Михаила Ефимовича Кольцова. Тема является актуальной, в связи с тем, что М.Кольцов известен как один из самых талантливых и деятельных журналистов в двадцатые и тридцатые годы в СССР. Интерес к его жизни и творчеству растет до сих пор. Яркая личность, уникальный журналист, авторитетный общественно-политический деятель, очень популярный человек и с трагической судьбой. Он был расстрелян в 1940 году по приказу Сталина. Этот факт, как и множество других фактов уничтожения человека, не перестает возмущать граждан России. И если это принять, то значит пойти на преступление против гуманности и создать условия для повторения страшных событий – массового уничтожения людей.
К исследованию творчества М.Е.Кольцова обращались и обращаются многие историки и журналисты, писатели и искусствоведы [25, 26, 27, 37, 49, 50, 57, 58, 59, 60, 62,]. Но, несмотря на большое количество научных трудов, в его биографии остается еще много белых пятен. Но именно в настоящее время появилась возможность для более глубокого осмысления его жизни и творческого наследия. Это связано с тем, что открываются для изучения ранее не публиковавшиеся архивные материалы, что позволяет составить более полное представление о М.Кольцове и его творческой деятельности, его общественной деятельности и личности журналиста-профессионала, что является важным и актуальным для истории журналистики.
Цель исследования — проанализировать биографию и творческую деятельность М. Е. Кольцова. Задачи исследования состояли в следующем:
1. Выявить основные этапы биографии и развития творчества М.Е.Кольцова.
2. Проанализировать фельетон М.Кольцова «К вопросу о тупоумии» и выделить его основные характеристики.
3. Выполнить анализ статьи М.Ефимова «За что казнили Михаила Кольцова».
Степень разработанности проблемы. В 1919 году известный немецкий философ и социолог Макс Вебер в книге «Политика как призвание и профессия» [3] показал, что означает «политический журналист». Это понятие было сформулировано впервые. Но еще с древних времен многие правители активно использовали различные формы воздействия на своих подданных. Если не хватало своих способностей, они использовали усилия своих советников. Как это было в Эпоху Возрождения, когда Н.Маккиавелли написал знаменитый труд «Государь». Это были философы, ученые, и даже астрологи. М.Вебер убеждает, что журналистская деятельность является актуальной в профессиональной политике. Реалии ХХ и ХХI века доказали его тезис в полной мере.
Многие исследователи, отмечают незаурядные способности Михаила Кольцова — журналиста и организатора средств массовой информации. Михаил Кольцов достойно проводил политику партии и советской власти, представлял СССР за рубежом. В основе его выступлений было стремление способствовать очищению общества от пережитков прошлого и недостатков, возникших уже в советскую эпоху. Исследователь В.Т.Третьяков [47] убежден, что журналист является политической профессией, которая может различаться в разных эпохах, политических режимах, особенностей класса, который правит. М.Кольцов как никто из журналистов соответствовал всем требованиям эпохи первых десятилетий Советской власти.
А.И.Рубашкин [40] осветил особенности творческой манеры журналиста. Он считает, что на творчество М. Кольцова повлияла работа в кинохронике. Своеобразный киномонтаж, о котором пишет автор, стал излюбленным художественным приемом М. Кольцова. В СССР теоретиком и практиком киномонтажа был замечательный советский кинорежиссер С.Эйзенштейн. Много места он посвятил в своих трудах о важности киномонтажа, считая его основным языком кино. В монтажном методе реализовался особый склад психологии М.Кольцова, его незаурядные способности подачи материала, богатая фантазия и воображение. Журналист часто использовал неожиданные ассоциации и сопоставления, парадоксальные метафоры и саркастические контрасты при описании наблюдаемых им фактов.
Исследования Волкотруб Г.К. [6] состояли в изучении речевых средств, которые использовал М. Кольцов в фельетонах. Исследователь считает, что комический эффект и речевое воздействие текстов достигалось за счет преобразования привычных слов путем разрушения речевых стереотипов. Новизна и неожиданность в текстах способствовали усилению силы воздействия текста. Волкотруб Г.К. отметила мастерство М.Кольцова, в употреблении имя собственного. Стилистика его фельетонов показывает, что в умелых руках имена и другие части речи могут использоваться как эффективное выразительное средство [6].
Основным этапам творчества ведущего советского журналиста М.Е. Кольцова и проблеме взаимоотношений власти и журналиста в условиях авторитарно-тоталитарной системы посвящены исследования Гаврюшиной А.Ю.[7]. Автор изучила архивные документы, которые проливают свет на неизвестные факты его биографии. Был проанализирован исторический период активной деятельности журналиста: с 1917 по 1938 год. и показано, что, М.Кольцов был активным проводником политики партии в массы. Особое внимание было уделено жанровой палитре его работ, присущим журналисту авторских приемов. Были выделены материалы, являющиеся политической составляющей творчества журналиста. Был проведен анализ публицистической и организационной деятельности М.Кольцова как активного пропагандиста социалистического строя. Автор пришла к выводу, что Михаилу Ефимовичу удавалось отслеживать реакцию людей на многочисленные нововведения, события, ситуации, демонстрируя, как сами рабочие и крестьяне борются с современными пороками: бюрократизмом и произволом. М.Кольцов много сил тратил на то, чтобы воздействовать на общественное сознание, в правильном направлении, разворачивая людей к новому, социалистическому образу жизни.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Рассматривая факты биографии Михаила Ефимовича Кольцова, можно сделать вывод о том, что М.Е. Кольцов проявил себя как талантливый советский писатель, журналист, публицист, фотограф, партийный деятель. Он трудился на благо страны и общества, иногда споря с советской властью, иногда соглашаясь с ней.
Его яркие и острые фельетоны и очерки являются образцами художественной публицистики. Они посвящены злободневным вопросам труда и быта советских людей, политической и экономической сторонам жизни страны. Он призывал к культуре, сатирически бичевал бюрократизм, бездушие, карьеризм. Как журналист отличался необычайной инициативой, изобретательностью, чувством нового. Ему удавалось писать красивым, выразительным языком, умело представляя самые существенные аспекты жизни. Все, что он достиг, создавалось его огромным трудом, развитием таланта, смелостью и бескорыстием в служении Родины.
Ему принадлежит активнейшая роль пропагандиста советского строя за пределами страны. Именно как на политического журналиста в середине 1930-х годов на него была возложена ответственная миссия: провести 1-ый Международный съезд писателей в защиту культуры в 1935 году в Париже, где не действовали порядки и законы Советского Союза. Это было непростой задачей, но М.Кольцов, как всегда с честью с ней справился.
Как председатель Иностранной комиссии, Кольцов воплощал в жизнь решения Политбюро ЦК ВКП (б) о приглашении видных зарубежных литераторов в страну.
В 1936-1938 гг. в Испании по заданию главы государства Кольцов играл одну из ведущих ролей в качестве политического деятеля в Испании. Он сотрудничал с советскими военными, прибывшими в Испанию, а также сообщал нужную Кремлю информацию, участвуя в установлении в этой стране демократических сил в борьбе против фашизма.
Анализ архивных материалов НКВД по следственному делу Кольцова показал, что после ареста на протяжении четырнадцати месяцев журналиста допрашивали, заставляя писать разоблачительные показания на себя и коллег, пытали, истязали, выбивая показания за несовершенные преступления. Что должен был думать и чувствовать этот человек?
Изучение архивных документов позволило сделать вывод о том, что уголовное дело Кольцова № 21620 было сфабриковано следователями НКВД по заданию Сталина. Давая показания, лишенные всякой логики, Кольцов, подчеркивал абсурдность этих высказываний, предполагая, что суд разберется, но, возможно, что и в это он уже не верил.
В результате проведенной исследовательской работы удалось выявить основные этапы биографии известного журналиста и общественного деятеля, определить роль ведущего советского публициста М.Е. Кольцова и его место в истории отечественных средств массовой информации как яркого журналиста-патриота.
Главным в публикациях Михаила Ефимовича Кольцова было желание помочь новой власти в достижении демократических начал, декларируемых ранее, что, безусловно, относилось к прерогативе политического журналиста.
Цель нашего исследования состояла в том, чтобы проанализировать биографию и творческую деятельность М. Е. Кольцова.
В задачи исследования входило:
1. Выявить особенности личности и творчества М.Е.Кольцова.
2. Проанализировать фельетон М.Кольцова «К вопросу о тупоумии» и выделить его основные характеристики.
3. Выполнить анализ статьи «За что казнили Михаила Кольцова?».
Основная цель работы была выполнена. На основании многих публикаций удалось проследить главные вехи биографии Михаила Кольцова, рассмотреть особенностях его творческой деятельности, проанализировать его как журналиста и общественного деятеля молодой страны, а также его деятельность как фельетониста. Был проанализирован фельетон «К вопросу о тупоумии», в котором М.Кольцов рассказал о головотяпстве и тупоумия как высоких начальников, так и руководства на местах. Был выполнен анализ публикации племянника М.Е.Кольцова Михаила Ефимова о том, почему был расстрелян М.Кольцов.
Было показано, что свой талант известный журналист Михаил Кольцова использовал на благо Родины, на благо советского народа. М.Кольцов чутко ощущал болевые точки страны Советов и был там, где его роль, его усилия были важнее всего.
Исходя из проанализированного материала, можно сделать вывод о том, что крупнейший общественно-политический деятель и талантливый журналист Михаил Ефимович Кольцов трагически закончил жизнь в результате жестоких сталинских репрессий. Реабилитация журналиста показала, что преступлений за ним нет.
Грандиозный вклад Михаила Кольцова в отечественную журналистику и в развитие страны люди помнят и чтут. Трудами и личностью замечательного журналиста интересуются до сих пор. Выходит множество публикаций, рассказывающих о нем, о его мужестве и огромной любви к людям. Интерес к его жизни является очень важной тенденцией не только для истории журналистики, но и морального климата страны, в которой мы живем.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Биография и судьба Михаила Кольцова

1.1. Становление М.Кольцова как профессионального журналиста

Биографию Михаила Ефимовича Кольцова (Фридлянд), прожившего недолгую жизнь с 1898 по 1940 год, следует начать с того, кем он являлся и почему мы и сегодня обращается к судьбе этого замечательного человека. Михаил Кольцов был советским писателем, журналистом, публицистом, фотографом, партийным и общественным деятелем первых двух десятилетий Страны Советов. М.Кольцов занимал должность заведующего Иностранным отделом Союза писателей СССР. Он был одним из самых известных журналистов Советского Союза. Его работы публиковались во многих изданиях. В 1920-1930-е годов не было в стране более популярного и авторитетного журналиста. Его называли «Журналист № 1».
Михаил Кольцов — неутомимый и деятельный человек гигантской работоспособности, инициативности, энергии, с огромным кругом интересов.
Прославленный своими репортажами и общественной деятельностью, он был хорошо известен не только в СССР, но и на Западе. Он лично был знаком со многими известными зарубежными литераторами, среди которых Б.Шоу, Р.Роллан, А. Барбюс, Э.Хемингуэй и другие. М.Кольцов был одной из самых значительных фигур в Испании во время гражданской войны, где он работал полтора года, подвергаясь опасностям, находясь под обстрелами. Это всего лишь несколько вех в замечательной биографии Михаила Кольцова.
Родился он в Киеве в семье ремесленника-обувщика 31 мая 1898 года. А закончилась его жизнь в Москве. Он был замучен пытками и убит 2 февраля 1940 г. в доме, который находился в самом центре, в нескольких минутах ходьбы от Красной площади. Прожил всего 42 года. Вот такая судьба – яркая, насыщенная событиями и трагичная.
А теперь мы вернемся почти на много десятилетий назад, в Белосток, где М.Кольцов учился в реальном училище. Именно здесь проявились первые признаки его журналистского призвания. В училище Михаил вместе с младшим братом Борисом издавали рукописный журнал. Брат Борис Ефимов стал впоследствии известным художником и карикатуристом, а в Белостоке он занимался иллюстрациями, Михаил редактировал рукописный журнал.
Вскоре Михаил был исключен из училища за вольнодумство. Как любознательный юноша, он читал классиков, посещал кружки, на которых обсуждались многие вопросы, в том числе и злободневные политические. Маме Михаила Кольцова пришлось пойти на поклон к директору и передать деньги в виде пожертвования. В результате М.Кольцову удалось сдать экстерном выпускные экзамены.
В 1915 году с дипломом об окончании училища Кольцов поступил в Петроградский Психоневрологический институт. В институте он был одним из главных авторов журнала «Путь студенчества». Здесь он в полной мере ощутил свое призвание. Шел 1916 год. В области неврологии М.Кольцов смог бы отлично проявить себя и стать уникальным специалистом, но Михаил выбрал свой путь. Наступивший год изменил многое, и не только в судьбе М.Кольцова, в судьбе всей России.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы