Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Субъектная позиция по отношению к учебной деятельности и эмоциональная дезадаптация подростков

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1 Понятие субъектной позиции. 5

1.1 Основные понятия исследования. 5

1.2 Изменение субъектной позиции в процессе
развития. 10

1.3 Подходы
к рассмотрению субъектной позиции подростка. 12

1.4
Методы исследования субъектной позиции по отношению к учебной деятельности  14

2.1
Общая характеристика подросткового возраста. 16

2.2 Понятие эмоциональной дезадаптации. 19

2.3 Проявления и особенности эмоциональной
дезадаптации у подростков. 23

2.4 Взаимосвязь субъектной позиции и
эмоциональной дезадаптации у подростков  27

Глава 3 Исследование особенностей соотношения
субъектной позиции, учебной деятельности и эмоциональная дезадаптация
подростков. 30

3.1
Описание выборки. 30

3.2
Представление результатов. 32

3.3
Анализ и обсуждение результатов. 35

Выводы.. 37

Заключение. 38

Список литературы. 40

  

Введение:

 

Актуальность. В
результате изменений российского образования в течении последних нескольких лет
в системе обучения и воспитания произошли важные преобразования. В настоящее
время современная система обучения направлена, как правило, на выполнение
учебных планов в строго сжатые сроки.

Целью данной
государственной программы является обучение учеников, за определенное время, а также
предполагается развитие самостоятельности, умения учиться и организовать свою
деятельность. На деле все совершенно иначе.
Из-за ограничений по времени, которые выделяют на тему, приходится
усваивать новую информацию второпях и больших в объемах. И так с каждым учебным
предметом. Учителя, в данной ситуации стараются следовать правилам и преподносят
информацию большой группе детей, требуют от них обязательного выполнения
заданий, контрольных и т.д.

Из-за
маленького количества времени, которое отводят на темы и массового характера
обучения, не все школьники способны усвоить материал и на каждом последующим
занятии отстают все больше и больше. Из-за этого у детей часто пропадает
настроение учиться, ведь в школе они получают плохие оценки. Мотивация к
образованию и достижению результатов снижается.

Так же, как
следствие, могут возникнуть депрессии, бессонницы, головные боли, которые
ухудшают состояние детей и подростков. В процессе обучения ученики начинают
терять свой основной ресурс, а именно – субъектную позицию.

Данному феномену
исследователи (А.Б. Анафьев, В.А. Сластенин, Е.Д. Божович и д.р.) дают разное
определение, одинаковых мнений нет. Но факт состоит в том, что развитие
субъектной позиции необходимо детям с самого начала школьной жизни. Ведь если
этого не сделать, в будущем могут возникнуть проблемы, как с обучением, так и
со здоровьем, включая психическое самочувствие. Поэтому, сегодня так необходимо
уделить приоритетное внимание развитию субъектной позиции школьников. Ведь от
нее зависит качество обучения и усвоенной информации и, самое главное, смогут
ли дети получать удовольствие от учебного процесса, будет ли в них желание
узнавать новое.

Так же более
детальное изучение субъектной позиции, позволит наладить учебный процесс таким
образом, чтобы ученики с самого начала развивали свой потенциал к образованию и
самостоятельности.

Цель исследования: Выявить взаимосвязь между субъектной позицией и эмоциональной
дезадаптацией.

Объект исследования: Субъектная позиция и эмоциональная дезадаптация подростков.

Предмет исследования: Субъектная позиция по отношению к учебной деятельности
и эмоциональная дезадаптация в подростковом возрасте.

Задачи работы:

1) Определить
понятие субъектной позиции

2) Изучить
понятие эмоциональной дезадаптации

3) Подобрать
комплект методик для проведения эмпирического исследования.

4)Провести
эмпирическое исследование связи субъектной позиции и эмоциональной дезадаптации
у подростков.

5)Проанализировать
данные и выявить взаимосвязь субъектной позиции и эмоциональной дезадаптации

Гипотеза:
Существует тесная взаимосвязь между субъектной позицией и эмоциональной
дезадаптацией.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

У
эмоциональной дезадаптации нет единого определения, однако в ней чаще всего
выделяют следующие составляющие, а именно: дезаргонизованность в учебной деятельности,
снижение мотивации, конфликтность, снижение самооценки, депрессия, изменение
Я-концепции и т.д. Все эти факторы совпадают с последствиями неблагоприятной
обстановки во время занятий и особенностями преподавания учителя. То есть,
иными словами, ученик не находиться в активной позиции, получает давление со
стороны педагога, из-за это формируются негативные симптомы, которые могут
говорить о наличие эмоциональной дезадаптации, так же может проявиться
депрессия и все симптомы, связанные с ней.

На наш
взгляд, эмоциональная дезадаптация напрямую зависит от того, в какой позиции
находится ученик. Так как подростки которые получают положительный опыт
обучения, стремятся узнавать новое, ладят в педагогами (которые настроены на
развитие субъектной позиции их учеников), меньше подвержены учебного стрессу,
не бояться своих ошибок, не боятся контактировать с учителями, с интересом
узнают новое.

Следовательно,
если подросток находится в субъектной позиции – у него не проявляются симптомы
эмоциональной дезадаптации, если подросток находится в позиции объекта
педагогического воздействия – то эмоциональная дезадаптация может проявиться
включая прочие негативные симптомы учебного стресса.

Дальнейшая
работа специалистов со школьниками с повышенным уровнем тревожности должна быть
как дифференцированной, так и сложной. Один дифференцированных подход
гарантирует эффективность психо-коррекционной работы со школьниками (с учетом
возраста, причин и содержания тревоги), и комплексный подход указывает на
необходимость совместных усилий взрослых в отношении детей (родителей,
учителей, психологов, администрации школы и т. д.), чтобы создать условия,
которые способствует эмоциональности. развитие учащихся и сохранение их
соматического и психического здоровья.

Существует
ряд рекомендаций, которые значительно снижают беспокойство детей:

1. Обращать
внимание на реальные успехи у ребенка при любой деятельности (Рисование, Игра,
Помощь по дому и т. д.). Ребенка нужно все больше и больше хвалить и сравнивать
его не с другими, а только с самим собой, чтобы оценить улучшение собственных
результатов.

2. Настроить
схему оценки в той области, в которой дети хорошо разбираются. Например, если медленно
одевается, не нужно постоянно сосредотачивать на этом внимание. Однако, если
был успех, его следует отпраздновать.

3. Теплые,
эмоциональные отношения и доверительные контакты со взрослыми также могут
помочь уменьшить общую тревогу ребенка.

4. Вклад в формирование благоприятного микроклимата
в школьном коллективе. Обращать внимание на "непопулярных" учеников,
развивать их положительные качества и помогать преодолевать личные и
межличностные трудности.

 

Фрагмент текста работы:

 

На
сегодняшний день, современное общество предъявляет к ученикам школы множество
требований, одним из которых является наличие активной жизненной позиции. В
связи с этим, основной задачей учебно-воспитательного процесса является
формирование у ребенка активности и желания учиться. Данная проблема нашла свое
отражение во множестве педагогических работ. Акцент в них стоит на том, что
ребенок в процессе обучения является субъектом процесса обучения, а не просто
объектом педагогического воздействия.

Для лучшего
понимания предмета изучения данной работы необходимо разделить понятия «субъект»,
«субъектность» и «субъектная позиция».

Понятие «субъект»
имеет множество определений и встречается во множестве научных дисциплин,
поэтому в данном параграфе мы рассмотрим несколько основных подходов в
понимании данного понятия.

В некоторых
статьях вместе с понятием «субъект» очень часто можно встретить такие
уточняющие определения как «деятельность», «активность», «рефлексия» и т.д.

Так К.А.
Абульханова-Славская соединяет понятие «субъект» с особенностями
индивидуального развития человека и его способом жизнедеятельности, а «субъектность»
наступает в результате разрешения сложностей, которые мешают нормальному
течению деятельности. (Абульханова, 2001)

П.Я.Гальперин
считает, что «субъект – это особый организм, владеющий способностью управлять
своими действиями на основе образа поля этих действий, что невозможно без
осознания». (Матюшкин, 1991)

Основной
характеристикой «субъекта», с точки зрения В.И.Солободчикова и Е.И.Исаева
является такой тип активности, при котором присутствует способность «превращать
собственную жизнь в предмет практического преобразования». Именно это и
позволяет человеку быть субъектом (хозяином) собственной жизни. (Солободчиков,
Исаев, 1995)

Если субъект
обладает характеристикой целенаправленности, то это позволяет нам соотнести его
с понятием «личность». Например, такие психологи, как Б.Г.Анафьев,
Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев рассматривают личность и субъект,
как понятия равные между собой. П.Я.Гальперин объединяет их из-за наличия
элемента сознания

К.А.
Абульханова-Славская считает, что «признать за личностью статус субъекта» можно
лишь при условии, если последний овладеет способами реализации определенной
деятельности. Ведь в его основе лежат определенные мотивы, цели и ценности
человека, а эпицентром субъекта является активность, направленная на разрешение
противоречий между актуальными потребностями и возможностью их удовлетворения.
(Абульханова, 2001)

С.Л.Рубинштейн
отмечает, что субъект в процессе своей деятельности не только проявляется, он в
ней создается. «Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть,
направлением его деятельности можно формировать и определять его самого». Это
необходимо учесть, при организации учебного процесса. Так как определенная
организация учебы в школе позволяет сформировать школьника, как субъекта учебной
деятельности. (Рубинштейн)

С.В.Кондратьев
считает, что основные характеристики субъекта начинают формироваться не в
процессе непосредственного присвоения деятельности, а в процессе ее
практического осуществления, в котором проявляется личностный смысл, происходит
регуляция своего поведения и чувствуется ответственность за выполнение. Именно
такой деятельностью и является обучение, которую осуществляет ребенок на
протяжении нескольких лет в своей жизни. И в процессе он становится субъектом
учебной деятельности. (Леонтьев, 2005)

Если мы возьмем в основу теорию учебной
деятельности Эльконина –Давыдова, Е.И. Машбиц пишет, что ученик находится в
роли субъекта учебной деятельности только в том случае, если он ставит перед
собой задачу, имеющую личностный смысл. Если задание поступает к школьнику
извне, то он, как субъект, приносит в условие задания нечто свое, что станет
для субъекта действительно значимым.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы