Курсовая с практикой на тему Субъективное качество жизни студентов с разным уровнем стрессоустойчивости в условиях социальной напряженности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ 5
1.1. Стресс и стрессоустойчивость 5
1.2. Феноменология субъективного качества жизни. Понятие, характеристика, признаки, структура 13
1.3. Особенности восприятия себя и мировосприятия в студенческий (юношеский) период жизни 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СУБЪЕКТИВНОГО КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ 27
2.1. Организация и методики исследования 27
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 32
ЗАКЛЮЧЕНИЯ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
Введение:
Современное развитие общества, социальных институтов, общественных отношений, страны в целом, определяется как период изменений, поиска новых направлений развития, совершенствования достижения последних лет. В этот достаточно тяжелый период времени важное значение приобретает изучение и анализ потребностей населения, в том числе людей старшего поколения. Это нужно для проведения внедрения, мероприятий по повышению уровня и качества жизни населения. Особого внимания требуют представители старшего поколения. Из-за наличия определенных причин они не имеют возможности в полном объеме реализовать свой личностный потенциал, что приводит к их уязвимости.
К этим причинам можно отнести: объективные (социально-экономическую нестабильность и т.п.), а также субъективные (нестабильное внутреннее состояние, слабая мотивация, неустойчивые ценностные ориентации и т.д.).
Понятие «субъективное качество жизни», его содержание рассматривали и изучали Е. Динер, Г.М. Шамионов. В зарубежной науке широкое признание получила концепция, разработанная Е. Динер в русле исследований субъективного благополучия личности, согласно которой удовлетворенность жизнью рассматривается как когнитивный компонент субъективного благополучия. A. Кэмпбелл анализировал, как люди оценивают уровень своего социального благополучия. Зависимость между удовлетворенностью жизнью в целом, и отдельными его сферами рассматривал Ларсен. Определение понятия «социальное самочувствие» можно найти в трудах психологов, социологов, философов: К. Абульхановой-Славской, А. Барской, Е. Давыдовой, А. Коротеевой, А. Русалинова, Б. Парыгина, Ж. Тощенко, А. Уледова.
Социально-психологический подход рассматривает социальное самочувствие как социально-психологического состояние, возникающее у человека под влиянием объективных факторов жизнедеятельности, как общественных, так и личных. Изучением данного подхода занимались Е. Головаха, А. Коротеева, Н. Панина, А. Русалинова и другие.
Несмотря на пристальный интерес исследователей к изучению жизненной удовлетворенности, в частности, студентов в условиях социальной напряженности, данная проблем остается не полностью изученной, поскольку условия жизни, особенности социума постоянно меняются.
Объектом исследования является феномен субъективного качества жизни.
Предмет исследования ‒ субъективное качество жизни студентов с разным уровнем стрессоустойчивости в условиях социальной напряженности.
Цель исследования состоит в выявлении особенностей субъективного качества жизни студентов с разным уровнем стрессоустойчивости в условиях социальной напряженности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятия стресс и стрессоустойчивость.
2. Описать феноменологию субъективного качества жизни.
3. Описать особенности восприятия себя и мировосприятия в студенческий (юношеский) период жизни.
4. Провести эмпирическое исследование субъективного качества жизни студентов с разным уровнем стрессоустойчивости в условиях социальной напряженности.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение; тестирование; опрос.
Практическая значимость исследования состоит в том, что собранный нами материал может быть использован в дальнейших разработках данного вопроса.
Структура курсовой работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы.
Заключение:
Длительное воздействие экстремальных условий приводит, по мнению исследователей, к негативным психическим состояниям с изменениями в поведенческой, познавательной и эмоциональной сферах. Многие психические состояния, наблюдаемых при возникновении экстремальных ситуаций, могут быть отнесены к группе так называемых психогенных расстройств. Чаще всего это различные невротические и патохарактерологические реакции, неврозы и реактивные психозы. Общая особенность всех этих расстройств заключается в том, что они носят ситуативно обусловленный характер. Их интенсивность зависит от характера патогенных обстоятельств, в частности от специфики факторов обстановки, остроты и силы их влияния, а также смыслового содержания психотравмы. При этом такие проявление имеют в основном внезапный характер на фоне общего благополучия.
Понятие стрессоустойчивости последнее время рассматривалось преимущественно как состояние физического, эмоционального и психического истощения, способность к социальной адаптации, обеспечение успешной самореализации, достижения жизненных целей, сохранения работоспособности и здоровья, как совокупность последствий и в психотравматических ситуаций, которые приводят к дезадаптивным или психосоматическим расстройствам. Недостаточная разработанность проблемы стрессоустойчивости и ее актуальность в современных условиях жизнедеятельности требует новых подходов к определению сущности этого феномена, его структурных элементов, функций, диагностики и формирования.
Проведенное эмпирическое исследование показало, что студентам в условиях социальной напряженности свойственны низкая оценка субъективного счастья, низкий уровень жизненной удовлетворенности, низкая оценка актуального состояния, низкая самооценка стрессоустойчивости.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ
1.1. Стресс и стрессоустойчивость
Сегодня динамика социально-экономических изменений порождает в обществе ощущение определенного напряжения и неопределенности. Такое положение дел усиливает мировой финансово-экономический кризис. Общество становится чувствительным к стрессам. Однако исследования генезиса этой экономической категории показывают, что проблематика стресса, его последствий и способов его регулирования была актуальной на протяжении многих десятилетий.
Исследование понятия «стресс» начал Г. Селье еще в начале ХХ в. Впоследствии дальнейшего развития оно приобрело в работах Р. Лазаруса, С. Фолкмана, Б. Голдстоуна, Т. Кокса. Проблематика стресса с точки зрения психологии рассмотрены в работах Дж. Гринберга, Л. Леви, Г. Купера и др.
Современные ученые тоже не оставляют проблему управления стрессами без внимания. Однако процесс управления стрессами рассматривается несколько односторонне. Явление стресса в основном оценивается как негативное, которое приводит к большим убыткам практически в деятельности всех мировых компаний. Но стресс в определенной степени дает возможность работникам адаптироваться к перегрузкам, мобилизовать свои возможности, преодолеть страх. Кроме того, руководители в условиях стресса развивают собственный эмоциональный интеллект.
В переводе с английского языка «stress» – это давление, нажим, напряжение. Впервые понятие «стресс» ввел канадский физиолог Ганс Селье в 1936. По словам ученого, стресс является неспецифической ответом организма на любое предъявленное ему требование, помогает приспособиться к трудностям, которые возникают, справиться с ними. Ученый заметил, что различные раздражители, такие, как холод, жара, грусть, радость вызывают одни и те же биохимические реакции организма. Однако Г. Селье писал: «Не следует бояться стресса. Его не бывает только у мертвых. Стрессом надо управлять. Управляемый стресс несет в себе аромат и вкус жизни». Во время исследований ученый разграничил понятия положительного стресса и негативного, получивший название «дистресс» с английского «Distress» — горе, несчастье, истощение, нужда [24].
Такое открытие Ганса Селье имеет большое практическое значение в области медицины и психологии. Оно нашло продолжение в исследованиях других ученых ХХ в. изучение явления стресса как научной концепции, которая заключается в том, что стресс-факторы запускают общий адаптационный синдром, который является определенным ресурсом личности, позволяет по-другому рассматривать проблему стрессоустойчивости менеджеров высшего и среднего уровней управления.
Основоположник понятие «стресса» выдвинул гипотезу об ограниченном количестве адаптационной энергии каждого человека, заданную от рождения, так называемый адаптационный капитал. Существует верхний предел количества адаптационной энергии, которая может быть использована индивидуумом в любое время [23].
В 1984 психологи Р. Лазарус и С. Фолкман предложили определение стресса как «Дисбаланс между потребностями и ресурсами личности», или «превышение давления на личность над ее способностью противостоять этому давлению» [30]. Собственно, способность сопротивляться давлению – это и есть описанный Селье адаптационный синдром. Кроме этого, Р. Лазарус впервые разделил психологическое и физиологическое понятие стресса. К физиологическому стрессу ученый отнес все, что связано с реальными раздражителями, а к психологическому — то, что человек оценивает как угрозу [14].
Также стоит отметить, что ряд ученых выделяют, кроме физиологического и психологического, еще и эмоциональный стресс. Такого вида стресс сопровождается переживаниями отрицательных эмоций, соответственно влияет на поступки человека [16].
В научной литературе (Л.М. Аболин [1], Н.С. Глуханюк [7], М.И. Дьяченко [10] и др.) до сих пор имеется единого понимания термина «стрессоустойчивость». Понятие, косвенно характеризуещее стрессоустойчивость, предлагают А.М. Столяренко (экстремальная надежность, общая экстремальная устойчивость) и А.Г. Маклаков (личностный адаптационный потенциал) [17].
В прямом смысле стрессоустойчивость рассматривают как индивидуальную способность организма сохранять нормальную работоспособность (К.В. Судаков), как необходимую степень адаптации к воздействию экстремальных факторов среды и профессиональной деятельности (В.А. Бодров), как способность к социальной адаптации, сохранения значимых межличностных связей, обеспечение успешной самореализации, достижения жизненных целей, сохранения работоспособности и здоровья (Г.С. Никифоров), как состояние физического, эмоционального и психического истощения, вызванного длительным пребывания в эмоционально-напряженных и значимых ситуациях (В.А. Абабков, М. Перре).
По мнение Ю.А. Александровского, А.В. Вальдмана, В.И. Лебедева, стрессоустойчивость – это барьер психической адаптации. Некоторые исследователи основой стрессоустойчивости считают саморегуляцию индивида, которая состоит из определенных цепочек (А.А. Конопкин) и стилистически весьма разнообразна (В.И. Моросанова, Г.Г. Сагиев, Л.Г. Дикая). Часть исследователей (Л. Мерфи, Р. Лазарус, С. Фолкман, Д. Амирхан, Н.А. Сирота и др.) относят к этой характеристике различные когнитивно обусловленные механизмы преодоления стрессора (копинг-механизмы) и механизмы психологической защиты (Н. Хаан). На копинг-стратегии влияет локус контроля (Д. Роттер), этнический фактор (Л.М. Таукенова), тип высшей нервной деятельности (Л.Н. Собчик), психические и соматические заболевания (Е.И. Чехлатый, Н.А. Сирота, В.М. Ялтинский). Со стрессоустойчивостью отождествляют эмоциональную устойчивость и способность контролировать эмоции (Е.А. Милерян), способность выдерживать большие нагрузки и успешно решать задачи в экстремальных ситуациях (Н.М. Данилова), способность преодолевать состояние эмоционального возбуждения в ходе выполнения сложной деятельности (В.Л. Марищук), свойство темперамента, которое позволяет эффективно выполнять целевые задачи деятельности за счет оптимального использования резервов нервно-психической эмоциональной энергии (В.А. Плахтиенко, Ю.М. Блудов), стабильную направленность эмоциональных переживаний по их содержанию на положительное решение задач (А.А. Черникова), устойчивое преобладание положительных эмоций (А.Е. Ольшанникова), интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности человека, которые обеспечивают оптимальное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке (П.Б. Зильберман) [20].