Курсовая с практикой Иностранные языки Языкознание

Курсовая с практикой на тему Структурно-семантические особенности газетных заголовков

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗАГОЛОВКА
ЖУРНАЛИСТСКОГО МАТЕРИАЛА.. 5

1.1. Понятие,
структура и функции газетного заголовка. 5

1.2.
Семантико-стилистические и синтаксические виды газетных заголовков  13

Глава 2. Анализ заголовков к публикациям в издании
«Российская газета». 19

2.1.
Структура и синтаксические особенности заголовков в «Российской газете»  19

2.2.
Семантические особенности заголовков публикаций в  издании «Российская газета». 25

Заключение. 29

Список использованной литературы.. 31

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования заключается в важных функциях
заголовка в современных СМИ. Именно заголовок в наибольшей мере стимулирует
читателя к прочтению статьи, и для максимально эффективного выполнения этой
цели перед журналистами стоит важная задача по подбору такого заголовка,
который, с одной стороны, раскрывал бы смысл дальнейшей статьи, но при этом
только создавая заинтересованность читателей. Поэтому таким важным является
исследование структурно-семантических особенностей заголовка в газетных
текстах, ведь это помогает наиболее полно раскрыть возможности влияния на читателя
с помощью заголовков публикаций.

Целью исследования является обобщение теоретических аспектов
формирования заголовка в современных газетных изданиях и практическое их
исследование на примере конкретной газеты.

В соответствии с поставленной целью задачи исследования
сформулированы следующим образом:


изучить понятие, структуру и функции газетного
заголовка;


охарактеризовать семантико-стилистические и
синтаксические виды газетных заголовков;


описать структуру и синтаксические особенности
заголовков в «Российской газете»;


исследовать семантические особенности заголовков
публикаций в  издании «Российская
газета».

Объектом исследования является заголовочный комплекс
публикаций в газетных изданиях.

 Предметом
исследования выступают структурно-семантические особенности газетных заголовков
в издании «Российская газета».

Теоретической базой в исследовании послужили работы П.М.
Зекиевой, А.В. Колесниченка. Э.А. Лазаревой, В.А. Сидоренкова, С.М. Химич, С.О.
Миловановой и других. В них авторы изучают структуру заголовочного комплекса,
его функции, а также виды заголовков по различным классификационным критериям,
в частности и по семантическому смыслу.

Эмпирической базой исследования послужили выпуски издания
«Российская газета» за 2020 год.

Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованной литературы. В первой главе раскрыты
теоретические аспекты формирования заголовка журналистского материала. Вторая
глава представляет собой результаты анализа заголовочных  комплексов в издании «Российская газета».

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование показало, что важным элементом
журналисткой статьи выступает заголовок, который по своей структуре может быть
простым или же сложным (в виде заголовочного комплекса). В свою очередь,
отдельными структурными видами заголовка можно назвать элементы заголовочного
комплекса – подзаголовок, лид, внутренние заголовки, врезки. Изучение их в
качестве отдельных видов заголовка обосновано важной ролью в структуре
публикаций и отличием их функциональной нагрузки.

Считается, что заголовок и заголовочный комплекс в целом
выполняют несколько основных функций – номинативную, информативную и контактную
(функцию контактоустановления). При этом заголовок выполняет преимущественно
номинативную функцию, как и подзаголовок. Лид выполняет преимущественно информирующую
функцию. Внутренние заголовки выполняют номинативную и информирующую функцию,
врезки – функцию контактоустановления.

В научной литературе одной из важных классификаций
заголовков является их систематизация в зависимости от синтаксической формы.
Традиционно по форме заголовки подразделяются на номинативные. и предикативные.
Классификация заголовков в зависимости от их стилистических особенностей
предусматривает выделение трех типов заголовков: фактический заголовок;
образный (игровой) заголовок; заголовок-клише. В зависимости от специфики
семантического смысла выделяют описательные, информативные и сентенционные
заголовки.

Проведенное практическое исследование показало, что заголовочный
комплекс публикаций в «Российской газете» чаще включает заголовок, подзаголовок
и лид. Более 70% всех публикаций «Российской газеты» имеют такую структурную
схему заголовочного комплекса. Как правило, заголовок в данном газетном издании
не выполняет информационную функцию, а только называет публикацию и привлекает
внимание читателя. Лид, наоборот, выполняет основную информационную функцию,
детализируя тему и содержание публикации, помогая читателю определить,
интересует ли его материал статьи. Поэтому синтаксически заголовки часто
состоят из неполных, односложных или простых двусложных предложений.
Подзаголовки в своем большинстве содержат одно полное и расширенное
предложение. Лид, как правило, содержит несколько предложений. Внутренние
заголовки чаще также представлены одним-двумя словами и выполняют преимущественно
номинативную функцию. Вставки в публикациях газеты зачастую являют собой
подписи к фотографиям или же содержат прямую речь персонажей статей и т.д.

Журналисты издания «Российская газета» используют не только
фактические заголовки, но также и заголовки-клише, образные заголовки.
Последние зачастую содержат метафору, как общеупотребительную, так и
индивидуально-авторскую. В различных случаях использование метафоры в
заголовках создает разные стилистические эффекты – эффект обманутого ожидания;
эффект усиленного ожидания; эффект оправданного ожидания.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЗАГОЛОВКА ЖУРНАЛИСТСКОГО МАТЕРИАЛА 1.1. Понятие, структура и функции газетного
заголовка При знакомстве читателя с публикациями в газете или журнале
первое, на что он обращает внимание, является заголовок или заголовочный
комплекс. Именно заголовок заставляет читателя задержаться на определенной
статье или же прочитать ее полностью. Если заголовок слишком простой, он может
просто не привлечь внимание читателя. Если же 
заголовок сложный и содержит много информации, то читатель может взять с
него все, что его интересует по данной теме. Исходя из этого, в работе
журналиста важной задачей является подбор оптимального заголовка к публикации,
который бы завлек читателя и стимулировал его интерес к дальнейшему чтению.

При этом важно учитывать, что современные журналистские
тексты, как правило, содержат не один заголовок, а целый заголовочный комплекс.

В научной литературе под
термином «заголовочный комплекс (заголовочный ансамбль)» понимают подсистему
внутри текстовой системы, состоящую из элементов, находящихся вне текста, в
частности таких как: заголовки, рубрики, подзаголовки, вводки (лиды), врезки
(текст в тексте), анонсы. Это так называемые выдвинутые элементы, они
объединены тем, что, будучи тесно связанными с основным текстом по содержанию,
в структурно-речевом плане сохраняют некую самостоятельность, отдельность от
текста[1].

Особенности основных
структурных элементов заголовочного комплекса обобщены в табл. 1.

Таблица
1 – Особенности основных структурных элементов заголовочного комплекса [1]
Лазарева Э.А. Заголовочный комплекс текста – средство организации и оптимизации
восприятия  // Известия УрГУ. – 2006. –
№40. – С. 158.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы