Курсовая с практикой на тему Структура семьи как фактор развития личности ребенка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Структура семьи, как определяющий фактор в развитии ребенка 5
1.1 Функциональная структура семьи в современном российском обществе 5
1.2 Позиция ребенка в структуре семьи 9
1.3 Семья как пространство развития личности 15
Глава 2. Особенность личности ребенка в зависимости от структуры семьи 25
2.1 Особенности личности дошкольника в зависимости от характеристики семьи и личности матери 25
2.2 Влияние структуры семьи на личность ребенка 34
Заключение 38
Список литературы 39
Введение:
C того момента, как ребенок родился, и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, на создание и расширение круга ее отношений к окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами, склонностями, волей, определенными способностями. Все эти свойства вырабатываются и формируются постепенно, в ходе всей жизни, с момента рождения и до зрелости. Основным и самым важным звеном становления личности является семья. Абсолютно разными бывают эти семьи. Это зависит и от состава семьи, и от духа отношений между членами семьи, а также их отношение к окружающему миру. Как они воспринимают его, с положительной позиции или наоборот.
Актуальность темы обусловлена воздействие семьи на становлении психики ребенка. Можно рассмотреть, как с положительной точки зрения, так и отрицательной. Положительное влияние заключается в то, в течении всей своей жизни ни один человек не будет так относиться к ребенку и заботиться о нем, как люди, которые состоят в его семье, его близкие — мать, отец, бабушка, дедушка, брат, сестра. Но порой никто не сможет потенциально нанести ребенку столько вреда в воспитании, как семья.
Все проблемы связанные с развитием личности ребенка в сфере семьи всегда были и остаются по сей день, важнейшими задачами проблем в психологии.
Цель исследования непосредственное воздействие семьи на развитие личности ребенка дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: структура семьи влияет на развитие личности ребёнка.
Задачи исследования:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития личности.
2.Проанализировать подходы к структуре семьи.
3.Изучить личностные особенности детей, воспитывающихся в различных семьях.
4.Провести сравнительный анализ личностных особенностей детей.
5.Выявить влияние структуры семьи на личность ребёнка.
Объект исследования: личность ребёнка дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие личности ребёнка в семьях с различной структурой.
Заключение:
Проблемы межличностных отношений много раз поднимались исследователями в разных контекстах. Они представляют важное исследовательское поле для педагогов, психологов, социологов при разностороннем изучении личности. Это связано с тем, что определение основ формирования тех или иных качеств индивида невозможно без рассмотрения его в контексте различных межличностных отношений: семейных, трудовых, этнических и т. д.
Наиболее значимым механизмом формирования личности является семья, представляющая наиболее близкое окружение индивида и с раннего детства закладывающая в него основы менталитета и духа семьи, ее традиции, ценности и уклад.
Семья – это среда, в которой создаются условия физического, психического, эмоционального, интеллектуального развития человека, первый коллектив ребенка, непосредственно влияющий на формирование его привычек и установок. Опыт межличностного взаимодействия, включающий позитивную и негативную грани, также закладывается в семье.
Немаловажной проблемой современных семей является отсутствие у родителей возможности использовать в воспитании своих детей опыт предыдущих поколений. Семья сегодня является нуклеарной, дети уезжают от родителей и часто создают семьи вдали от них. Однако возможность регулярного общения с бабушкой и дедушкой играет огромную роль в развитии ребенка: так происходит передача семейных традиций и ценностей, богатого жизненного опыта, ребенок осознает свою принадлежность к большой и крепкой семье. Отдельно выделяется проблема воспитания ребенка в семье с официальным или латентным разводом родителей, в которых ребенок часто чувствует себя отверженным, превращается в средство манипуляции для родителей.
Фрагмент текста работы:
В настоящее время отмечается повышение значимости проблемы трансформации современной российской семьи как социального института, характеризующегося наличием комплекса нарушений в функциональной структуре. Это подтверждается динамикой по ряду демографических показателей: снижением уровня рождаемости; увеличением удельной доли разводов и неполных семей; нуклеаризация семьи, связанной с уменьшением числа детей.
Происходящие системные изменения позволяют говорить о повсеместном процессе размывания системы поведенческих норм в сфере семейно-брачных отношений и представлений индивидов о содержании семейных ролей. Как отмечает В. Н. Мирошниченко, факторы, определяющие трансформационные процессы современного института семьи, условно можно подразделить на две основные группы: цивилизационные и социокультурные.
Первая группа включает факторы, действие которых является общим для всей западной цивилизации, в том числе и России, и выражается во влиянии модернизации современного общества, в том числе роста производственной занятости и наличия экономической независимости женщин на динамику семьи, социальное признание нетрадиционных форм семьи и брака, формирование личностно-ориентированного типа семейных отношений взамен социально-ориентированному .
Социокультурные факторы трансформации института семьи представляют собой долговременные особенности исторического развития российского общества, которые обуславливают специфику трансформационных процессов, происходящих в настоящее время в российской семье. К таким факторам следует отнести состояние пореформенного российского общества и его институтов, связанное в низким уровнем жизни, наличием жилищной проблемы, повышением социальных рисков, распадом системы ценностей, также отсутствием сбалансированной демографической политики и эффективных форм социальной поддержки системы .
Социокультурный распад системы ценностей в настоящее время выражается в нестабильности современного института семьи, характеризующимся ухудшением взаимоотношений между поколениями, разрывом семейных связей, снижением ответственности о престарелых членах семьи и детях, увеличением числа разводов и количества пар с сознательно незарегистрированным браком.
Кроме этого, процесс смены традиционных семейных ценностей приводит к снижению престижа роли матери среди части женского населения репродуктивного возраста. Все это свидетельствует о негативном влиянии социально-экономического кризиса.
Согласно модели семейного стресса П. Босса, одним из факторов, вызывающих кризисное состояние института семьи в современных условиях, являются стрессорные события, продуцируемые наличием различных стрессоров, а именно:
потерей или сменой места работы;
изменением места жительства;
неразрешимостью жилищной проблемы;
риском и перенапряжением, связанными с чрезмерной профессиональной занятостью;
снижением материального благополучия.
В соответствии с этим все стрессорные факторы условно классифицируются на следующие :
нормативные, связанные с ожидаемыми событиями (рождением ребенка, смертью пожилых членов семьи) и ненормативные или неожиданные события (например, развод);
внутрисемейные и внешние (инфляция, экономический кризис);
неопределенные, в том числе осознаваемые или неосознаваемые членами семьи;
добровольные (например, сознательная беременность) и произошедшие помимо воли;
кумулятивные, предопределяющие возникновение нового кризисного состояния, в случае если семья не смогла справиться с предшествующим, и изолированные.
Основное направление трансформации современной семьи заключается в ее переходе от института к группе, сопровождающееся ослаблением основных социальных функций – репродуктивной, воспитательной и экономической.
Очевидно, что данный процесс определяется как кризис семьи. По утверждению Е. П. Галкиной, трансформация системы семьи и брака имеет поэтапный характер и зависит от происходящих модернизационных процессов, а также преобладания социокультурных норм общества. При этом каждый из этапов характеризуется своими особенностями. В частности, на первом этапе трансформации института семьи наблюдается преобладание ценностей фамилизма над индивидуализмом, выражающихся в нормах многодетности и целостной неделимости семьи.
Развод воспринимается как недопустимый вариант социального поведения. На втором этапе происходит ослабление ценностей фамилизма с возникновением нормы среднедетности. Развод на данном этапе рассматривается как социальный акт, который допустим только по объективным причинам.
Третий этап трансформации семьи отмечается частичным преобладанием индивидуализма над фамилизмом с распространением нормы малодетности. Заключение брачных отношений происходит в соответствии с личным выбором. При этом развод осуществляется по субъективным причинам, но под контролем общества .
Четвертый этап является вершиной трансформации института семьи с полным преобладанием индивидуализма в системе ценностей . Данный этап можно охарактеризовать повышением в семье значимости и автономности личности, которая определяется ее выборами и социальными действиями. Отказ от брака и возникновение однополых брачных союзов, а также добровольное одиночество представляют собой альтернативу семейно-брачных отношений.
Ввиду происходящих изменений в функциональной структуре семьи преобладает полная нуклеаризация с прекращением выполнения ею основных социальных функций. Результатом этого становится появление новых типов семейных структур, например «осколочных» .
Таким образом, факторы, определяющие усиление функциональных трансформационных процессов современного института семьи, выражаются во влиянии происходящих модернизационных процессов всех сфер российского общества, а именно низком уровне жизни, наличии различных стрессорных событий (неразрешимость жилищной проблемы, повышение социальных рисков, чрезмерная профессиональная занятость и др.) распаде системы ценностей, отсутствии сбалансированной демографической политики и эффективных форм социальной поддержки .
В целом функциональные изменения структуры современного института семьи позволяют говорить о том, что в настоящее время брак перестает быть обязательным условием рождения и воспитания детей, а распад системы семейных ценностей представляет собой явление в большей степени культурное, чем экономическое. В частности, это объясняется отсутствием в современном российском обществе модели родительства, выступающим значимым фактором трансформации института семьи.