Курсовая с практикой на тему Структура речевого дефекта при моторной алалии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. НАРУШЕНИЯ РЕЧИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.. 6
1.1. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста
(норма) 6
1.2. Причины нарушения речи и факторы, влияющие на
возникновение моторной алалии. 8
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМЫ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ
НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ.. 17
2.1. Работа по выявлению моторной алалии у детей младшего
дошкольного возраста. 17
2.2. Методика работы с детьми с алалией. 20
2.3. Коррекционная работа. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 33
Введение:
Актуальность исследования. Реформирование системы специального образования в нашей
стране требует разработки новых эффективных методов
коррекционно-предупредительного и развивающего обучения детей с особыми
образовательными потребностями, которые соответствуют современным научным
знаниям о нормальном и дизонтогенетическом развитии.
Одной
из самых распространенных патологий психофизического развития среди детей
дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ЗПР), специфика которого
заключается в системном нарушении всех сторон и форм речи. При этом
существенные недостатки проявляются в ходе усвоения и использования детьми этой
категории лексики и грамматики родного языка (Р. Лалаева, Р. Левина, Е.
Соботович, Т. Ушакова, Т. Филичева, А. Шахнарович и др.).
Учитывая
социальную и педагогическую значимость родного языка для становления и развития
каждой личности, коррекции общего недоразвития речи в системе дошкольного
обучения и воспитания отведена ведущая роль. Ведь приобретенные уже в
дошкольном возрасте качества, в том числе связанные с речью, не только
обеспечивают основу школьного обучения ребенка, но и во многом обусловливают
практическую, общественную и профессиональную деятельность каждого взрослого
человека. В связи с этим своевременное выявление и исправление недостатков
речевого развития у детей является важной задачей современной логопедии.
К
концу пятого года жизни в норме речевая функция ребенка в целом уже есть
сформированной. Вместе с тем, даже незначительные отклонения в психофизическом
развитии могут исказить этот процесс как в количественном, так и в качественном
плане, спровоцировать нарастание вторичных отклонений в познавательной,
коммуникативной и учебной деятельности детей. Именно в этом возрасте можно
создать эффективные условия для реализации коррекционных задач, подготовить
ребенка к дальнейшему, предшкольному этапу, то есть не только скорректировать
существующие недостатки развития речевой системы, а и предупредить трудности,
которые могут возникнуть у детей в процессе школьного обучения.
На
современном этапе развития дошкольной логопедии особую значимость приобретают
вопросы использования новых подходов к коррекции и предупреждения общего
недоразвития речи с учетом новейших научных данных о психолингвистической
структуре речевой деятельности, ее психологических механизмах, нормативных
показателях речевого развития ребенка дошкольного возраста (Р. Лалаева, А.
Мастюковой, Н. Серебрякова, Е. Соботович, Т. Ушакова, Т. Филичева, Г. Чиркин,
А. Шахнарович и др.).
При
общем недоразвитии речи наблюдается недостаточность различных психологических
механизмов и структурных компонентов речевой деятельности, а потому его
коррекция должна проводиться с учетом дифференцированного характера речевого
дефекта и базироваться на принципах личностно ориентированного обучения.
Традиционно
словообразование относится к разделу грамматики. Исследования многих ученых (А.
Богуш, Л. Бартенева, А. Леонтьев, Е. Соботович, А. Шахнарович, Т. Ушакова и
др.) свидетельствуют про огромную роль словообразования в овладении ребенком
лексическим запасом родного языка.
Цель работы –
изучить особенности выявления и коррекции моторной алалии у младших
дошкольников в условиях ДОУ.
Задачи
исследования:
1. Изучить нормативные
показатели речевого развития дошкольников.
Заключение:
Достаточно известным является тот факт, что у детей
с речевыми нарушениями наблюдается различная степень проявления общей моторной
недостаточности, а также – отклонения в развитии тонких движений пальцев рук. В
настоящее время доказано, что уровень развития высших форм познавательной
деятельности зависит от состояния двигательного анализатора в целом, а особенно
– от уровня сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.
В связи с этим считается обязательным проведение
мероприятий по развитию мелкой моторики рук, особенно как часть комплекса,
нацеленного на обучение и коррекцию развития детей с отклонениями и дефектами в
психическом и физическом развитии.
Проблема развития пальцевой моторики по многим
причинам является актуальной и сегодня, в наши дни. Прежде всего, стоит
отметить, что в повседневной жизни большинство детей раннего возраста испытывают множество различных трудностей при
попытке осуществления тонких движений рук.
Более характерные из них: нарушения регуляции
произвольных движений, недостаточная координация и четкость исполнения
различных задач, трудности при переключении с одного движения на другое, а
также – при доведении до автоматизации нового движения. Сюда же относят и
наличие сопутствующих движений, их хаотичность и некую несогласованность.
Комплексный подход к формированию речи при моторной
алалии направляет внимание на становление всех функций речи, способствующих ее
развитию и улучшению познавательной деятельности.
Систематическая логопедическая работа включает в
себя работу как над речью, так и над личностью в целом, при этом учитываются
закономерности развития речевой функции в онтогенезе и закономерности строения
языка, преодоление речевого недоразвития строится так, чтобы в ходе работы,
которая ведется параллельно со школьным обучением в дополнении к нему, возникла
готовность к усвоению школьных знаний. Логопедическая работа, как мы уже
отмечали, должна проводиться комплексно на фоне активного медикаментозная и психотерапевтического
лечения, проводимого врачом психоневрологом, невропатологом, психиатром.
Основным стержнем в логопедической работе является
создание механизмов речевой деятельности: формирование мотива, коммуникативного
желания, внутренней программы высказывания, отбор лексико-грамматических
средств, грамматическое структурирование.
В процессе логопедической работы должны учитываться
как специфика речевого недоразвития, так и особенности личности каждого
ребенка, его интересы, компенсаторные возможности. Логопеду необходимо видеть в
каждом ребенке личность. Устраняются воспитательным воздействием невротические
наслоения в характере ребенка, вырабатывается правильное отношение ребенка к
речевому недоразвитию и к работе по его преодолению. Речь совершенствуется в
комплексе с развитием сенсорных и общедвигательных возможностей.
Обращается внимание на развитие мелкой моторики;
учат линовать, раскрашивать, штриховать, завязывать узелки и т.д. Установлено ,
что если дети отстают в развитии
движений пальцев рук, то они отстают и в развитии речи. По мере тренировки
движений рук совершенствуется состояние речи.
В процессе специального обучения детям трудно
воспроизводить определенное положение пальцев по заданному воспитателем
образцу. Опыт практической работы показывает, что инструкция с первого
представления, а иногда и после многих повторений, почти не реализуется детьми.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. НАРУШЕНИЯ РЕЧИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 1.1. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста
(норма) На
современном этапе развития логопедической науки выделено и описано четыре
уровня речевого развития ребенка с нормальным онтогенезом (от 10 месяцев до 7
лет) в рамках психологической периодизации этого развития (в лексическом,
грамматическом и фонетико-фонематическом звеньях), что является условным
эталоном для его оценки (Е. Соботович). Такой онтогенетический подход дает
возможность определить не только уровень речевого развития ребенка, но и
выявить его отставание от возрастной нормы.
На
пятом году жизни ребенок начинает усваивать логические связи между предметами и
явлениями окружающей среды, начинает осваивать разные типы лексических явлений
(синонимия, антонимия, некоторые переносные, производные слова). В это время
начинает формироваться понимание многозначных слов. На этой основе появляется
возможность усвоения контекстуально обусловленного значения слова. В словаре
детей также появляются слова, обозначающие сборные и абстрактные понятия
(добро, дружба, злость).
По
данным А. Гвоздева, В. Ядешко и др., в речи трехлетнего ребенка, как правило,
уже есть все характерные устной речи части речи, основные грамматические
категории. В этот период в речи ребенка появляются слова в различных
грамматических формах, отражающих не только изолированные предметы, действия,
качества, но и сложные отношения между ними, которые выражаются с помощью
специальных средств — системы флексий, отдельных служебных слов и тому
подобное.
После
4 лет у детей уровень усвоения морфологической системы речи является достаточно
высоким, что свидетельствует о завершении процесса формирования грамматической
стороны речи. Такое развитие в 4 года обеспечивает ребенку практически полное
понимание речи взрослых, а также возможность словесно оформить и выразить свои
мысли. В это время ребенок может пересказать сказку, рассказ, составить
небольшой рассказ по рисунку и плану. Постепенно происходит овладение всеми
атипичными грамматическими формами слов, хотя до 7 лет могут иметь место
возрастные ошибки в использовании некоторых грамматических форм слов.
У
детей от 4 до 5 лет синтаксические конструкции, которые они используют для
построения предложений, постоянно усложняются за счет увеличения количества
членов предложения, использование разнообразных взаимоотношений между ними. В
этот период резко возрастает количество сложноподчиненных предложений с
правильно оформленной связью. Однако еще встречается много случаев их
неправильного выражения. Например, характерными ошибками в построении
предложений являются пропуски предлогов, союзов, имеющих синтаксическое
значение, неправильное согласование существительных с прилагательными и
местоимениями в роде, неправильный выбор падежной формы существительного,
который руководствуется глаголом (А. Гвоздев, Е. Соботович и др.).
В 4-5
лет дети постепенно овладевают правильным звукопроизношением и, по нормативным
показателям, умеют правильно произносить все звуки родного языка и умеют
сказать самостоятельно или повторить слова со сложной слоговой структурой. В 5
лет у ребенка полностью сформировано звукопроизношение.
Критерии
оценки речевого развития детей от 4 до 5 лет. В лексическом звене.
1.
Усвоение семантики. Наличие в словаре ребенка различных типов лексических
значений (категориального, контекстуально обусловленного, перенос значения
слова, усвоенного на практическом уровне, отдельные случаи антонимии,
синонимии, многозначности некоторых простых переносных).