Курсовая с практикой Педагогика/Психология Детская психология

Курсовая с практикой на тему Структура психологического готовности готовности к школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 6
1.1. Сущность психологической готовности старших дошкольников к школе 6
1.2. Структура психологической готовности старших дошкольников к школе 16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 25
2.1. Организация и методика исследования 25
2.2. Результаты диагностики 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37

 

  

Введение:

 

Детство, которое является важнейшим этапом в жизни каждого человека, его развития и личностном становлении, в значительной мере связано с образованием. Поэтому реформаторские процессы, происходящие в отечественном и мировом образовательном пространстве, и требующие снижения возраста детей, начинающих систематическое обучение в школе, до 6-ти лет, обусловливают актуальность комплексного решения ряда социально-педагогических проблем. Среди них наиболее остро стоит проблема сохранения самоценности и уникальности дошкольного детства.
Начало обучения с шести лет предусматривает усовершенствование системы детских дошкольных учреждений, оптимизации учебно-воспитательного процесса, органической частью которого является создание предпосылок к систематической учебной деятельности ребенка, основанной на идее его всестороннего и гармоничного развития. Изменения в образовании требуют новых подходов в решении вопроса преемственности и перспективности взаимодействия дошкольного и начального звеньев, где обеспечение «школьной зрелости» ребенка становится одной из главных задач дошкольных учебных заведений.
Переход от дошкольного к младшему школьному детству является особенно значимым и ответственным этапом в жизненном цикле становления личности. Это период определяющей является роль семьи и среды, окружающей ребенка, изменение вида ведущей деятельности, появление новой социальной роли ученика. В это время происходит расширение сферы потребностей и мотивов, качественных преобразований во всех сферах физического, психического и социального развития ребенка, что в свою очередь приводит к новообразованиям в интеллектуальной, эмоционально-волевой сферах, отношении к себе и окружающим. Психологическая готовность ребенка к систематическому обучению становится основой, от которой зависят его дальнейшие успехи в учебной деятельности, способность к произвольной деятельности, самодостаточность и самочувствие, что в значительной мере влияет на его психическое и соматическое здоровье.
Появление образовательных учреждений нового типа, потребность отбора детей в гимназические классы, которые работают по разным системам обучения, необходимость создания сквозных стратегий реализации личностно ориентированной концепции образования обусловливает поиск путей совершенствования системы подготовки детей к систематическому обучению в школе.
Проблема подготовки детей к школе, в частности формирование психологической готовности, нашла широкое отражение в мировом и отечественном историко-педагогическом опыте. Ее изучение основано классиками психологии и педагогики (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Г.С. Костюк, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, К.Д. Ушинский, Ф. Фребель).
Отдельные психологические, педагогические и методические аспекты проблемы раскрываются в работах Т. Кондратенко, В. Котырло, Г. Кравцова, Н. Пушкина, Е. Сапоговой, К. Щербаковой, F. Nylor, Y. Ossola, D. Cadman, D. Wilson, L. Miller, G. Cummings. Обосновано систему организованных занятий в детском саду (А. Усова, Ф. Сохин), разработана методика развития компонентов учебной деятельности на специальных занятиях с дошкольниками (Л. Артемова, Л. Венгер, А. Давыдчук, Т. Доронова, П. Лучанская). Исследованы различные аспекты готовности ребенка к школе (М. Безруких, И. Дубровина, Я. Коломинский, Р. Немов, Е. Панько), роль семьи в этом процессе (А. Докукина, В. Тостовый, S.Valter, A. Rydell, D. Cookson, M. Roussey, I. Senecal, V. Stein и др.)
Особое внимание уделяется преемственности в обучении и воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (Л. Артемова, В. Кузь, Л. Калмыкова, А. Проскура, А. Савченко, Д. Струнникова, Т. Назаренко, Л. Федорович и др.).
Об остроте проблемы подготовки ребенка к школе свидетельствуют труды А. Богуш, Н. Бибик, Л. Ищенко, М. Вашуленко, Е. Кононко, С. Лаврентьевой, Т. Пироженко, Н. Шилиной и др. В них обращается внимание не только на возможности дошкольников в усвоении предметных знаний, но и на то, что чрезмерные и ранние перегрузки ребенка негативно влияет на его здоровье, общее развитие, меняет смысл и содержание дошкольного детства.
Всем изложенным выше и обусловлена актуальность темы данного вопроса.
Объектом исследования является психологическая готовность старших дошкольников к школе.
Предметом исследования является структура психологического готовности к школе.
Целью исследования является описание структуры психологического готовности к школе и диагностика ее сформированности у старших дошкольников.
Задачами исследования, способствующими решению поставленной цели исследования, были определены следующие:
1. Раскрыть сущность психологической готовности старших дошкольников к школе.
2. Описать структуру сущность психологической готовности старших дошкольников к школе.
3. Провести эмпирическое исследование психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования; синтез и обобщение; диагностика.
Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ литературы по теме данного исследования показал, что психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе является сложным психолого-педагогическим образованием. По сути своей психологическая готовность ребенка к школьному обучению является качественной характеристикой развития интеллектуальной сферы старшего дошкольника, совокупностью его психологических особенностей, отсутствие которых делает невозможным успешное обучение в школе. Неотъемлемая составляющая психологической готовности детей к школе – это приобретенный детьми опыт (знания, умения и навыки, приобретенные в общении и деятельности), который у него есть на момент поступления в школу.
Анализ литературы относительно структуры психологической готовности дошкольников к обучению в школе позволил сделать вывод, что к ней относятся: интеллектуальная, эмоциональная, волевая, социальная, морфологическая составляющие, а также психическое и соматическое здоровье. Совокупность данных компонентов является единой целостной системой школьной зрелости, стороны которой тесно взаимосвязаны и представляют собой базовые качества личности как результата специально организованной подготовки к школе.
Проведенное исследование компонентов психологической готовности дошкольников к школе показало, что лишь 62% (18 дошкольников из 29) обладают полностью сформированной психологической готовностью к обучению в школе. С остальными детьми необходимо проводить систематическую и целенаправленную работу в данном направлении.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
1.1. Сущность психологической готовности старших дошкольников к школе

Конец ХХ – начало XXI века характеризуется высоким динамизмом обновления содержания образования, ориентацией на новый тип педагогического мировоззрения, отвечающего социокультурным вызовам эпохи, а также приоритетности формирования у учащейся молодежи ключевых компетенций [Сухойваненко, Медведь 2006, с. 143-147]. Это сказывается на личностных и профессиональных качествах учителя, поскольку цель школьного образования – не только подавать ученикам спектр новых знаний, но и способствовать самостоятельной работе каждого воспитанника по формированию себя как личности, свободного гражданина с творческим отношением к миру, чувством личной ответственности и нравственности. Таким образом, образовательная система должна быть направлена на подготовку будущего специалиста, который будет воплощать ценности гражданского общества и на высоком профессиональном уровне решать возникающие проблемы.
Анализ дидактико-психологической литературы позволяет утверждать, что проблема готовности к различным видам деятельности, определение путей ее формирования стала предметом изучения многих исследователей современной педагогической и психологической науки.
В педагогической литературе широкое употребление получило понятие «психологическая готовность».
Готовность человека к деятельности стала объектом специальных исследований в конце XIX века. В контексте психотехники изучались различные стороны психической готовности человека к труду. Было введено понятие «установка» как общая физиологическая готовность организма к выполнению того или иного задания.
Исследуя проблему готовности человека к деятельности, С. Геллерштейн [Геллерштейн 1939, с. 34] выдвинул идею создания профессиографии как науки об изучении профессий. В своих трудах он рассматривал проблему возникновения умений в процессе деятельности, называя их достижениями, установил их равноценность, возможность переноса далее.
В отечественной педагогической литературе вопросы подготовки учителя к профессиональной деятельности первым поднял К.Д. Ушинский. В его трудах не употреблялся термин «готовность» к педагогической деятельности, но отовсюду звучит мнение о путях формирования такой готовности.
Рост интереса к проблеме психологической готовности личности особенно заметно в 20-40-е годы ХХ в. Этому в определенной степени способствовали исследования нейрофизиологических механизмов регуляции и саморегуляции поведения человека и места в ней готовности как одного из таких механизмов.
Следует отметить, что во второй половине ХХ в. существенно активизировалась исследовательская работа в этом направлении за рубежом (Дж. Аткинсон, Дж. Остин, М. Дункин, Л. Джонс, Дж. Люфт, П. Тилич и др.). Также в трудах зарубежных исследователей представлены различные предложения по деятельностной готовности, условиям и направлениям деятельности, составлению плана деятельности, контролю за его реализацией, и тому подобное. Однако, как отмечает С. Петрушкина, за всей широтой и разнообразием публикаций по проблеме деятельности и психологической готовности большинство авторов трактовали эти понятия недостаточно системно.
Общетеоретические основы этой проблемы разработаны в трудах А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Унадзе и других.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы