Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Структура педагогической культуры

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

Глава 1. Теоретическое изучение особенностей
педагогической культуры   5

1.1. Понятие педагогическая культура. 5

1.2. Профессиональная культура педагога: сущность,
функции, критерии оценки  14

Вывод по главе 1. 18

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию
педагогической культуры.. 20

2.1. Цели и задачи опытно-экспериментальной работы.. 20

2.2. Опытно-экспериментальная работа по проблеме
исследования. 22

Вывод по главе 2. 32

Заключение. 33

Список использованных источников. 35

  

Введение:

 

После вступления страны в
Болонский процесс протекает переосмысление общественных ценностей и определение
качества деятельности такой профессиональной группы как педагоги и воспитатели.
Профессиональное образование занимает важную позицию в российском обществе с
середины 18 столетия. Преподаватели являются не только субъектами
профессиональной деятельности по подготовке высококвалифицированных
специалистов, но и выступают как активные участники протекающих в стране
политических, социокультурных процессов и перемен. Наряду с этим, фактор,
который оказывает непосредственное влияние на формирование ценностей и
выработку ориентиров, а так же принципов поведения и деятельности воспитателей
ДОО, — это профессиональная культура педагога.

Множество исследований по
проблеме профессиональной культуры воспитателя было проведено в 90-е годы
прошлого столетия, а также в начале нынешнего. На сегодняшний день важными
работами являются исследования, которые посвящены общетеоретическим основам
педагогической культуры, авторами которых являются А.В. Барабанщиков, В.А.
Сластенин, Н.Д. Никадров и др.

Помимо этого, существуют
исследования, посвященные отдельным аспектам педагогической культуры. Так,
методологический подход исследуется в работах В.А. Сластенина и В.В.
Краевского, гуманитарному подходу посвящены труды Е.Н. Шиянова, коммуникативный
подход изучается в исследованиях В.С. Грехнева, А.В. Леонтьева, А.В. Мудрика.
Наряду с этими аспектами педагогической культуры изучается технологический
подход, авторами которого являются М.М. Левина, Н.Г. Руденко, духовный в трудах
Н.Е. Щуркова и физический аспект В.Я. Виленского. Так, труды этих
исследователей говорят о том, что педагогическая культура представляет собой
важную часть общей культуры педагога, которая выражается в системе
профессиональных качеств и специфике педагогической деятельности.

Сегодня проблема
формирования педагогической культуры педагогов является достаточно актуальной,
так как она является одним из компонентов профессиональной компетентности
педагога, выступая сферой развития его личности, которая отражается на всей
педагогической деятельности.

Таким образом, целью работы является изучение структуры
педагогической культуры, определение ее целей, содержания и основных
направлений формирования и развития.

Гипотеза
исследования – предполагается, что эффективность
формирования педагогической культуры будет выше, если в процессе
профессиональной подготовки педагога учитывать психологические установки на
формирование педагогической культуры, а также следить за развитием профессионального
самосознания и личностной целостности педагогов.

В связи с поставленной
целью необходимо решить следующие задачи:

1. Определить понятие
педагогической культуры.

2. Изучить сущность,
функции и критерии оценки профессиональной педагогической культуры.

3. Провести
опытно-экспериментальную работу по формированию педагогической культуры.

4. Проанализировать
полученные результаты.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ
педагогической теории и практики высшего педагогического образования приводит к
пониманию особой актуальности формирования профессионально-педагогической
культуры педагогов образовательных организаций. В результате
проведенного исследования определено, что профессионально-педагогическая
культура не может формироваться стихийно, поэтому существует необходимость
проведения специальной работы в этом направлении.

Таким
образом, теоретический анализ научно-педагогической литературы позволил нам:

1) Определить сущность
профессионально-педагогической культуры посредством противоречий ее
формирования;

2) Изучить
содержание профессионально-педагогической культуры;

3) Исследовать
основные функции профессионально-педагогической культуры;

4)
Обосновать модель формирования
профессионально-педагогической культуры;

5)
Экспериментальным путем определить
показатели и уровни проявления профессионально-педагогической культуры учителей
начальной школы.

Системное
целостное представление о профессионально-педагогической культуре, разработка
модели, эксперимент и наблюдение за педагогической деятельностью дали
возможность нам выявить следующие условия, способствующие эффективному
формированию профессионально-педагогической культуры:

1)
психологические
установки на формирование профессионально-педагогической культуры;

2) развитие
профессионального самосознания, самоуважения, самопринятия, личностной
целостности педагогов;

3) инициирование
субъект-субъектных отношений как основы общения педагогов и воспитанников;

4) в
учебных программах по психологии, педагогике и специальных дисциплин необходимо
сделать акцент на формирование профессионально-педагогической культуры;

5)
для начинающих педагогов будет создана
система повышения профессионально-педагогического образования.

Проведенная
опытно-экспериментальная работа, включающая методики диагностики уровня
сформированности профессионально-педагогической культуры, учебно-методическое
обеспечение процесса формирования профессионально-педагогической культуры,
представленное разработкой спецкурса «Культура профессионально-педагогического
общения» открыла перспективу реализации проверенных условий в системе
формирования профессионально-педагогической культуры и подтвердила истинность
теоретических позиций:

1) возможно внедрение условий эффективного
формирования профессионально-педагогической культуры в условиях образовательного
учреждения;

2)
показано что, уровень сформированности
профессионально-педагогической культуры педагога является главным условием
эффективности педагогического процесса;

3)
разработаны методические рекомендации по
формированию профессионально-педагогической культуры.

 

Фрагмент текста работы:

 

Понятие педагогической
культуры охватывает не только педагогов, но также относится к уровню
грамотности всего населения. Так, педагогическая культура содержит в себе
количественные критерии, например, число окончивших начальную или среднюю
школу, и качественные, например, уровень интеллектуальности нации.

Следует заметить, что,
начиная с 12 века, во Франции многие города и деревни имели школы, а во
Флоренции к 16 веку почти все население было грамотным. С 12 по 15 век в Европе
отбрились 46 университетов, которые имели сильное идейное и политическое
влияние. В России первые церковно-приходские школы возникли в 1839 году, а в
начале 90-х годов 19 столетия в них обучались 100 тысяч детей. К этому времени
Западная Европа насчитывала порядка 90% грамотного населения [15].

Педагогическая культура
содержит в себе систему исторически сложившихся в конкретном обществе
механизмов передачи научных знаний и нравственных ценностей следующему
поколению. Наряду с этим она включает так же то, насколько новаторскими по
сравнению с мировым опытом являются методики образования и приемы обучения и
воспитания в дошкольном учреждении, в средней или высшей школе. В таком смысле
советская педагогическая культура являлась одной их самых передовых в мире.

Возникновение
педагогической культуры обуславливается необходимостью удовлетворения
объективной потребности в организации процесса социального наследования.
Сегодня можно наблюдать повышенный интерес исследователей к проблемам
педагогической культуры [4].

С целью понимания ее
сущности важно выделить основные подходы, которые определяют место человека в
культуре. Так, одни из них представляет аксиологический подход, который
понимает культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных
человечеством. Его авторами являются Г.Г. Карпов, А.А. Зварыкин и Г.П. Францев.

Другой подход, предлагает
понимать культуру как процесс творческой деятельности, по мнению таких
исследователей как Э.А. Баллер, Л.Н. Коган, Н.С. Злобина. Авторы указывают, что
культура представляет собой творческие способности и сущностные силы самого человека
[8].

Сторонники следующего
методологического подхода, среди которых В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов и М.С.
Каган, в качестве предмета исследования ставят вопросы, которые связаны с общей
характеристикой культуры как универсального качества общественной жизни
человека.

Заметим, что для
понимания сути педагогической культуры необходимо учитывать все
методологические подходы к ее изучению. Так, аксиологический подход дает
возможность определять ценности, на которые опирается педагогика как наука о
воспитании, деятельностный подход позволяет исследовать сущность, средства и
способы педагогической деятельности, которая обеспечивает реализацию этих
ценностей, личностный подход способствует выявлению актуальных свойств личности
воспитателя профессионала как саморазвивающегося субъекта воспитательных
отношений и педагогической деятельности [10].

Следует отметить, что
педагогическая культура является одной из частей общечеловеческой культуры,
которая предусматривает мировой педагогический опыт как смену культурных эпох и
соответствующих им педагогических цивилизаций, представляя собой историю
педагогической науки и образования, по мнению таких исследователей как М.В.
Богуславский, А.П. Валицкой, Г.Ф. Карпова, Е.Н. Шиянова и др. [22]

Что касается
социально-педагогического плана, то педагогическая культура является социальным
явлением, характеризующимся особенностями межпоколенного и педагогического
взаимодействия, выступая как средство педагогизации окружающей среды, носителем
которой считаются педагоги, родители и педагогические сообщества.

Исследования
педагогической культуры с точки зрения образовательных учреждений
воспринимаются как сущностные характеристики среды и уклада жизни, особенности
педагогической системы, принимая педагогическую культуру как процесс движения к
новому качественному состоянию [14].

Такие ученые как Т.Ф.
Белоусова, Т.В. Иванова, Е.А. Соболева предлагают понимать педагогическую
культуру с точки зрения индивидуально-личностного плана, определяя ее как
проявление сущностных свойств личности, профессиональной деятельности и общения
педагога [18].

Т.Ф. Белоусова считает,
что педагога, который обладает высоким уровнем педагогической культуры, имеет
важные для педагогической деятельности личностные качества, осуществляет
педагогическую деятельность на профессиональном уровне, ведет творческий поиск
решения педагогических задач, имеет устойчивую потребность в творчестве,
добивается высоких результатов в обучении и воспитании детей [12].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы