Курсовая с практикой Педагогика/Психология Общая психология

Курсовая с практикой на тему Структура личности, подходы к её пониманию, критический анализ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Подходы к описанию структуры личности в психологии 5

1.1 Структура личности в зарубежной психологии 5

1.2 Структура личности в отечественной психологии 12

Выводы по главе 1 16

Глава 2. Эмпирическое исследование структуры личности при помощи опросника Р. Кеттела 17

2.1 Организация и описание исследования 17

2.2 Интерпретация полученных данных 23

Выводы по главе 2 28

Заключение 29

Список литературы 32

  

Введение:

 

Актуальность темы работы связана с тем, что понятие «личность» относится к ключевым понятиям психологии. Проблему личности в психологии исследуют уже давно. Можно отметить, что первые теории личности носили описательный характер, и напоминали больше классификации характеров. До перехода к описанию структуры личности понадобилось найти другие подходы, чтобы можно было описывать суть личность. Начиная с XIX века стали появляться модели личности, построенные на том или ином взгляде на нее. Так, это может быть рассмотрение развитие личности в динамике, различение в личности разных уровней, и др. В настоящее время вопрос структуры личности далек от решения, и это естественно, ведь человек устроен сложно.

Под личностью понимают человека в совокупности его социальных и жизненных качеств, приобретенных им в процессе общественного развития. Следовательно, не принято относить к числу личностных характеристик те черты человека, которые связаны с его генотипической или физиологической организацией.

Такие врожденные качества в психологии обычно относят к понятию «индивид». Рождаясь как индивидуальность, человек включается в систему общественных отношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество – становится личностью. Периодически возникают научные споры о том, какое из этих понятий шире. С одной точки зрения, индивидуальность объединяет в себе те биологические и социальные характеристики человека, которые делают его отличным от других людей, т.е. понятие «индивидуальность» представляется с этой позиции более широким, чем понятие «личность». С другой точки зрения понятие «индивидуальность» рассматривается как наиболее узкое в структуре человеческой организации, объединяющее лишь относительно небольшую группу качеств.

В то же время существует ряд психологических концепций, в которых человек не рассматривается как субъект системы общественных отношений, а представляется как целостное интегративное образование, включающее в себя все особенности личности, в том числе биологические, психические и социальные. Поэтому считается, что с помощью специальных тестов можно описать человека в целом. Такое расхождение во мнениях вызвано разницей в подходах к рассматриваемому вопросу. Изучение личности в психологии продолжается, актуально рассмотреть те подходы к ее пониманию, которые уже сложились.

Объектом работы выступает личность в психологии.

Предметом работы является структура личности, подходы к ее пониманию, и их критический анализ.

Цель работы состоит в анализе различных подходов к описанию структуры личности в психологии.

Задачи работы:

1) изучить структуру личности в зарубежной психологии;

2) рассмотреть структуру личности в отечественной психологии;

3) провести эмпирическое исследование структуры личности при помощи опросника Р. Кеттела;

4) провести интерпретацию полученных данных.

Методами работы являются общенаучные метода анализа и синтеза, тестирование.

Структура работы включает в себя введение, две главы, выводы по главам, заключение и список литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Заключение

Понятие «личность» в психологии является неоднозначным. Можно дать только обобщенное определение личности как сознательного индивида, который является субъектом социальных отношений. Личность формируется в обществе, а не дается человеку от рождения. При этом существует много споров, какую именно роль играют врожденные черты характера, а что в человеке зависит от воспитания. В представление о личности включается темперамент, мотивы поведения, интеллект и многие другие аспекты индивидуальности человека.

В целом, личность – это набор различных черт. Это способности человека, его характер (те особенности индивидуальности, которые формируют поведение человека). Но, в зависимости от взглядов психологов, в личности человека можно выделять и другие черты, например, мировоззрение, ценности, ориентиры. Определенную роль играет и опыт, то есть приобретенные в течение жизни умения и знания.

В психологии в настоящее время существует много различных теорий личности, и в каждой из них проблема развития личности рассматривается по-своему. В психологии до сих пор единого представления о том, что такое «личность», не говоря уже о ее структуре. Отдельные ученые создают свои теории и модели личности.

Свои предположения о структуре личности предлагали З. Фрейд, К. Юнг, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн и многие другие психологи. Практически все теории личности носят авторский характер, что предполагает совершенно разные подходы к пониманию структуры личности. Поэтому в психологии нет общего понимания, из чего складывается человеческая личность.

Одним из существующих в психологии подходов можно назвать описание «черт личности». Личность описывается как набор черт характера, и эти черты обычно можно выявить при помощи тестирования. Подобный подход прослеживается в работах таких ученых, как Р. Кеттел или Г. Айзенк. Так, по мнению Кеттела, «личность» – это то, что позволяет предсказывать поведение человека в определенной ситуации. Кеттел описал основные черты характера, которые предопределяют поведение человека, при этом он выделил порождающие (первичные) и поверхностные (вторичные) черты. Всего Кеттел выделяет 16 основных черт личности. Принят также подход, при котором личность человека рассматривается как состоящая из отдельных блоков (например, такие теории предлагали З. Фрейд, К. Роджерс).

В отечественной психологии принят другой подход. Прежде всего, личность в отечественной психологии понимается как продукт взаимодействия с обществом. Личность состоит из таких составляющих, как память, воля, мотивы, способности и т.д. Мнения отдельных авторов на то, какие из этих составляющих оказывают больше воздействия на поведение человека, расходятся. В российской психологии можно выделить теории Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьева. Большое значение для отечественной психологии имеют понятия сознания и деятельности.

Все психологи сходятся в том, что не все психические процессы стоит включать в структуру личности. В эту структуру стоит включать только самые общие для человека комплексы психических свойств.

В эмпирической части работы мы остановились на теории Р. Кеттела. На основании своей теории, он разработал методику изучения черт личности – личностный многофакторный опросник (16–PF, 16-факторный опросник). Мы использовали опросник Кеттела для изучения черт личности испытуемых. Эмпирическое исследование осуществлялось среди случайной выборки испытуемых в декабре 2020 года. Всего в исследовании приняли участие 15 человек. Использовался вариант опросника, состоящий из 105 вопросов, так как он подходит для любых типов испытуемых.

В результате можно сделать вывод, что Кеттел описал широкую сферу характера человека. Очевидно, что Кеттел смог создать глубокую и сложную теорию личности, включив в ее структуру сразу несколько сторон индивидуальности человека. В отличие от других исследователей, он не разрабатывал отвлеченную абстракцию, а создавал ясную и практичную модель.

Многие другие модели структуры личности страдают от невозможности четко измерить предложенные аспекты личности. Однако Кеттел предложил модель, которую можно практически изучать, и которая имеет эмпирический аспект применения.

Часть моделей структуры личности просто невозможно проверить. Некоторые модели являются просто основой, на которой психолог строит свою теорию того, как функционирует личность. Модели З. Фрейда или К. Роджерса можно принимать или отвергать, но проверить их практически невозможно.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Подходы к описанию структуры личности в психологии

1.1 Структура личности в зарубежной психологии

Понятие «личность» имеет огромное значение для психологии. Личность человека стала объектом изучения уже в Древней Греции, где появились теории о том, что черты личности и поведение человека основаны на четырех отдельных темпераментах. Хотя эта теория больше не считается истинной, она проложила путь для дальнейших открытий и проникновения в человеческую личность. Хотя единого согласованного определения личности до сих пор не существует, ее часто считают чем-то, что возникает внутри индивида и остается достаточно последовательным на протяжении всей жизни. «Личность» включает в себя все мысли, модели поведения и социальные установки, которые влияют на то, как мы видим себя и что мы думаем о других и окружающем нас мире [16, с. 11].

В европейской и американской психологии существует множество теорий личности. Свои теории предлагали З. Фрейд, К. Юнг, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн и многие другие. Практически все теории личности носят авторский характер, что предполагает разные подходы к пониманию структуры личности. Можно отметить, что первые теории личности носили описательный характер, и напоминали больше классификации характеров. До перехода к описанию структуры личности понадобилось найти другие подходы, чтобы можно было описывать суть личность.

Разработанную З.Фрейдом психоаналитическую теорию личности можно назвать одной из наиболее известных теорий. Структура личности, по Фрейду, имеет три составляющие: «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» – это бессознательная часть личности, включающая глубинные влечения, мотивы и потребности. «Я» – сознание, а «Сверх-Я» представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровне. «Оно» действует в соответствии с так называемым принципом удовольствия. «Я» ориентируется на принцип реальности, а «Сверх-Я» руководствуется принятыми в обществе нормами морали и ценностями. Влечения, идущие от «Оно», чаще всего находятся в

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы